1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Пидтыкан Иван Дмитриевич

22 победы

(12 + 10)
Пидтыкан Иван Дмитриевич
  Флаг ВВС

Родился 13 апреля 1918 года в селе Андреевка (ныне Запорожская область Украины). Окончил среднюю школу и педучилище. Работал учителем начальной школы. С 1937 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.

С первого дня Великой Отечественной войны младший лейтенант И. Д. Пидтыкан в действующей армии. В должности лётчика сражался в составе 195-го ИАП, летал на И-16. С сентября 1941 года служил командиром звена в 26-м ИАП, а с ноября 1941 года - на такой же должности в 123-м ИАП, продолжая летать на И-16.

К декабрю 1941 года командир звена 123-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны, Ленинградский фронт) старший лейтенант И. Д. Пидтыкан совершил 217 боевых вылетов, в 58 воздушных боях сбил 11 самолётов противника лично и 5 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

2 августа 1942 года командир эскадрильи 123-го ИАП старший лейтенант И. Д. Пидтыкан погиб в воздушном бою при отражении налёта большой группы немецких бомбардировщиков в районе Урицка (ныне в черте Санкт-Петербурга). К тому времени выполнил 291 боевой вылет, провёл более 60 воздушных боёв, в которых сбил лично 12 и в составе группы 10 самолётов противника.

Похоронен в посёлке городского типа Красный Бор Тосненского района Ленинградской области. Бюст Героя установлен на аллее Славы в посёлке городского типа Куйбышево Запорожской области Украины.

Награждён орденами: Ленина (6.06.1942), Красного Знамени (20.12.1941); медалью "За отвагу" (26.11.1941).


*     *     *
Список известных воздушных побед И. Д. Пидтыкана:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
01.08.19411  "Хе-113"станция ВрудаИ-16
04.08.19411  Ме-109  (в паре)Кикерино - Елизаветино
10.08.19411  Ме-109  (в паре)южнее Мышкино - Сабск
1  "Хе-113"  (в паре)южнее Веймар
1  Ю-88  (в паре)станция Вруда
23.08.19411  Ме-110  (в гр. 1/6)Сиворицы
02.09.19411  До-215юго-восточнее Колпино
05.09.19411  Ме-109  (в паре)южнее станция Ивановское
10.09.19411  "Хе-113"Мустолово
1  Ю-88  (в паре)западнее Горелово
1  Ю-87юго-западнее Дудергоф
11.09.19411  "Хе-113"Дудергоф
1  Ю-87Красногвардейск
1  Ме-110станция Антропшино - Ладога
14.09.19411  Хш-126  (в гр. 1/7)Антропшино
26.09.19411  Ю-87южнее Рабочий посёлок № 4
07.10.19411  Ю-88Гонтовая Липка
26.11.19411  Ю-88Путилово - Апраксин городок
30.11.19411  Ме-109  (в гр. 1/3)"ушёл с горящим мотором"
01.12.19411  Ме-109севернее остров Большой Зеленец
03.12.19411  Ю-88мыс Осиновец
1  Ме-109  (в паре)

      Всего сбитых самолётов - 12 + 10;  боевых вылетов - 291;  воздушных боёв - более 60.



Из материалов военных лет:

Пидтыкан Иван Дмитриевич Пидтыкан Иван Дмитриевич Пидтыкан Иван Дмитриевич

Восемь самолётов эскадрильи несли патрульную службу. В район, который они охраняли, прилетели 60 немецких бомбардировщиков и 12 истребителей. Наши самолёты находились ниже немцев, под облаками, и фашисты не видели их. Несмотря на явное превосходство врага, советские лётчики решили навязать ему бой и смело пошли в атаку.

Комсомолец Пидтыкан - молодой, но уже испытанный воздушный боец - ринулся на врага первым. За ним пошли в атаку его боевые товарищи. Истребители врезались в боевой порядок немцев и расстроили его.

- Даже глаза разбежались, - рассказывал потом Пидтыкан, - целей было столько, что не знали вначале какую из них лучше атаковать.

Фашисты предоставили на выбор все типы своих самолётов. Тут были "Юнкерсы", "Мессершмитты", "Хейнкели"... Почин сделал Пидтыкан. Выбрав одного "Ю-87", он стал преследовать его. Немец пытался уклониться от боя, но советский, лётчик вогнал фашиста в землю. Покончив с этим самолётом, Пидтыкан заметил, как другой "Юнкерс" заходит в хвост одному из наших "ястребков". Отогнав немца, лётчик увидел совсем близко третий вражеский бомбардировщик, но патронов уже не было... Угрожая тараном, он пошёл на бомбардировщика в лобовую атаку. Немец не принял прямого удара и позорно бежал. Бой длился долго и дорого обошелся фашистам, потерявшим много самолётов.

В памятный для Пидтыкана день, когда указом Президиума Верховного Совета ему было присвоено звание Героя Советского Союза, лётчик получил от командира части разрешение на полёт с эскадрильей, шедшей на выполнение важного боевого задания. Самолёты взлетели на рассвете, приняли чёткий боевой порядок и пошли через водную гладь залива. Над берегом, занятым врагом, эскадрилья столкнулась с "Мессершмиттами".

Завязался бой - упорный и яростный. Душой этой жестокой схватки с врагом был Пидтыкан. Он группировал вокруг себя лётчиков, показывал, как надо наносить врагу удары и сбивать немецкие машины. Немцы не выдержали - дрогнули и поодиночке стали выходить из боя. А русские лётчики продолжали преследовать и бить фашистских гадов, и те падали на землю, чтобы никогда больше не взлетать.

Так, в порывах ветра, в рёве моторов, в сокрушающем блеске огня рождались новые победы лётчика Пидтыкана, сбившего в многочисленных воздушных боях 16 вражеских самолётов.

(Из альбома портретов и очерков - "Герои Советского Союза Ленинградского фронта".)



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.