1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Петров Николай Павлович

13 побед

(13 + 0)
Петров Николай Павлович
  Флаг ВВС

Родился 3 июня 1916 года в деревне Софьино (ныне Жерновский район Саратовской области). Окончил 7 классов школы. Работал слесарем. С 15 апреля 1940 года в рядах Красной Армии, призван Кировским РВК (город Саратов). В 1941 году окончил Тоцкую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-инструктором в 17-й Майкопской военной авиационной школе.

С 23 апреля 1943 года сержант Н. П. Петров в действующей армии: в должности пилота 267-го ИАП (236-я ИАД). Боевую работу начал на Северо-Кавказском фронте (в составе 4-й Воздушной армии), летая на ЛаГГ-3. С 14 июля 1943 года сражался на Южном и 4-м Украинском фронтах (в составе 8-й Воздушной армии).

19 июля 1943 года лётчик 267-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) младший лейтенант Н. П. Петров прикрывая наземные войска, в районе Дмитриевка сбил 2 бомбардировщика, но и сам был подбит. На горящем самолёте таранным ударом уничтожил 3-й бомбардировщик. При таране у его ЛаГГ-3 отвалилось крыло и он стал падать. На высоте 1500 метров истребитель взорвался, лётчика выбросило из кабины. Несмотря на ранения, сумел воспользоваться парашютом и благополучно приземлиться. До 25 августа 1943 года лечился (получил сильный ушиб левого плеча с повреждением лопатки). Затем продолжил боевую работу, летая на Як-1. 14 октября 1943 года был представлен к званию Героя Советского Союза, но не получил его (награждён орденом Красного Знамени).

С 20 января 1944 года полк находился в резерве Ставки ВГК, занимался по плану учебно-боевой подготовки, был переформирован и доукомплектован самолётами Як-9. Со 2 мая 1944 года приступил к боевой работе на З-м Украинском фронте (в составе 17-й Воздушной армии), летая на Як-1Б и Як-9. С 12 июля 1944 года воевал на 1-м Украинском фронте (в составе 2-й Воздушной армии), с 13 августа 1944 года - снова на З-м Украинском фронте.

21 августа 1944 года в лобовой атаке сбил истребитель Ме-109, но и сам был ранен в ногу. Продолжая вести бой, сбил ещё и ФВ-190. После этого покинул свой горящий самолёт на параюте, получив ожоги лица и рук. При приземлении потерял сознание, был подобран нашими наземными частями и отправлен в госпиталь.

1 ноября 1944 года полк был включён в авиагруппу генерал-майора авиации А. Н. Витрука (состояла из 10-й Гвардейской ШАД, 236-й ИАД, 1975-го зенитного артиллерийского полка и 9-го района авиационного базирования) на территории Югославии. Одновременно с боевой работой обучал личный состав 113-го ИАП ВВС Югославии на самолётах Як-9 и Як-1.

К 9 мая 1945 года командир звена 267-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 17-я Воздушная армия, 3-й Украинский фронт) старший лейтенант Н. П. Петров совершил 133 боевых вылета, в 29 воздушных боях сбил лично 13 самолётов противника.

После окончания войны продолжал служить на различных должностях в ВВС. С 9 октября 1958 года подполковник Н. П. Петров - в запасе. Умер 16 апреля 1997 года.

Награждён орденами: Красного Знамени (24.12.1943, 15.11.1944), Отечественной войны 1-й степени (26.07.1943, 11.03.1985), Красной Звезды (23.07.1943); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

Як-1Б из состава 267-го ИАП, 1943-1944 гг.


Список известных воздушных побед Н. П. Петрова:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
08.06.19431  Ме-109Курчанский лиманЛаГГ-3
17.07.19431  Хе-111западнее Матвеев Курган
1  ФВ-189"упал на территории противника"
19.07.19433  Хе-111  (1 сбит тараном)западнее Дмитриевка
01.10.19431  Ю-88ЮртукЯк-1
1  Ме-109западнее Вишневский
04.10.19432  Ю-88Гофштейн
20.05.19441  ФВ-190ПерерытаЯк-1, Як-9.
21.08.19441  Ме-109станция Бахмутка
1  ФВ-190

      Всего сбитых самолётов - 13 + 0;  боевых вылетов - 133;  воздушных боёв - 29.



Из фотоматериалов военных лет:

Петров Николай Павлович с товарищами


Из материалов прессы послевоенных лет:

19 июля 1943 года пара ЛаГГ-3 из 267-го ИАП перехватила группу двухмоторных немецких бомбардировщиков. Советские лётчики взяли противника в оборот и провели весьма результативный для них бой. Особенно отличился младший лейтенант Н. П. Петров, которому засчитали 3 победы. Однако и сам он едва избежал гибели. После уничтожения 2-х He-111 его истребитель был подожжён - вероятно, это сделали воздушные стрелки бомбардировщиков, однако ведомый видел и атаку пары Ме-109. Н. П. Петров принял решение таранить ещё один "Хейнкель-111". От удара он получил тяжёлый ушиб левой руки с повреждением лопатки, а его ЛаГГ-3 потерял одну плоскость. Из-за неработающей левой руки он не мог сбросить фонарь и выпрыгнуть. Но его спасло чудо. На высоте в 1500 метров самолёт взорвался, и взрывной волной Н. П. Петрова выбросило из кабины. Раскрыв парашют, лётчик увидел, что приземляется на линию фронта. С земли по нему открыли огонь, однако и на этот раз судьба ему благоволила. Лишь парашют получил 6 попаданий, но благополучно опустил лётчика на землю всего в 500 метрах от переднего края. Из-за полученного сильного ушиба с повреждением лопатки Н. П. Петрова отправили в госпиталь, где ему пришлось провести 2 месяца.

Действовавшие на Донбассе соединения двухмоторных бомбардировщиков Люфтваффе признали потерю в этот день всего 3-х He-111 повреждёнными. Один He-111 H-16 из 8./KG 27 был подбит истребителем - скорее всего, повреждения носили лёгкий характер, а из экипажа ранение получил радист. Также с небольшими повреждениями вернулись на свой аэродром ещё 2 "Хейнкеля" из III./KG 55 - одному также досталось от атак истребителей, а второй пострадал от огня зениток. При этом лётчики 236-й ИАД, в состав которой входил 267-й ИАП, заявили в этот день 11-12 сбитых вражеских двухмоторных бомбардировщиков. Вероятно, даже если Н. П. Петров и столкнулся с одним из "Хейнкелей", то немец отделался легко, и повреждения этой машины не вошли в официальный список потерь Люфтваффе.

(Из заметки Ивана Лавриненко - "Тараны на Миусе: мифы и реальность")



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.