1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Печёный Николай Николаевич

23 победы

(20 + 3)
Печёный Николай Николаевич
  Флаг ВВС

Родился 15 февраля 1919 года в хуторе Шевченково (ныне часть посёлка Белогородка, Киево-Святошинский район Киевской области Украины). В 1931 году окончил 7 классов и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем-водопроводчиком на заводе "Ленинская кузница" (в Киеве), посещал аэроклуб. 24 декабря 1937 года добровольно вступил в ряды Красной Армии, стал курсантом 8-й Военной авиационной школы лётчиков (город Одесса). 20 декабря 1938 года окончил её, получив звание лейтенанта и остался в ней на должности лётчика-инструктора. В 1941 году оказался в Военном авиационном училище пилотов (в городе Конотоп) Харьковского военного округа, продолжая служить лётчиком-инструктором. 31 января 1941 года был назначен на должность командира звена.

С 13 августа 1942 года лейтенант Н. Н. Печёный в действующей армии: в должности заместителя командира эскадрильи 8-го ИАП (8 февраля 1943 года преобразован в 42-й Гвардейский ИАП). К этому времени часть входила в состав 217-й ИАД (4-й Воздушной армии), которая вела боевые действия на Северо-Кавказском фронте, летал на Як-1. 24 августа оставшиеся в полку 9 самолётов были сданы в мастерские, а лётный состав части отправлен в 6-й ОУТАП на доукомплектование. 10 декабря того же года вошёл в состав 230-й ШАД на Закавказском фронте, а 7 января 1943 года передан в состав 216-й САД. 21 февраля 1943 года лётчику было присвоено очередное воинское звание - "старший лейтенант".

24 июня 1943 года Николай Печёный был назначен командиром эскадрильи, а уже спустя месяц - 26 июля - занял должность помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе. Уже через день присвоили звание капитана. В начале осени ему снова доверили командование эскадрильей. Чем была вызвана такая ротация, сейчас сказать сложно. Особенно отличился в ходе Новороссийско-Таманской операции, в результате которой удалось полностью очистить от немецких войск Кубань и Таманский полуостров: за период с 14 сентября по 9 октября 1943 года он сбил 3 вражеские машины, став самым результативным лётчиком полка в этом месяце. После освобождения Таманского полуострова Николай Печёный по результативности делил 1-е место с капитаном Иваном Горбуновым. Впереди их ждали нелёгкие бои за Крым. Стоит отметить, что к моменту начала сражения за полуостров оба лётчика являлись самыми результативными асами всей 4-й Воздушной армии.

3 декабря 1943 года командир 42-го Гвардейского ИАП подполковник Г. К. Гарбарец подписал представление на присвоение Николаю Печёному звания Героя Советского Союза. В нём отмечалось, что в ходе 153 боевых вылетов лётчик принял участие в 64 воздушных боях, в которых сбил 17 самолётов лично и ещё 3 совместно с товарищами (ещё 9 самолётов было им подбито). Но, после долгого рассмотрения данного представления, лётчик был награждён 22 февраля 1944 года... орденом Отечественной войны 1-й степени.

28 декабря 1943 года Николай Печёный был подбит в воздушном бою в районе посёлка Аджим-Ушкай. В результате атаки Ме-109 у одной из плоскостей его истребителя был отбит полутораметровый кусок законцовки. Выйдя из боя, Николай совершил вынужденную посадку на воду у берега косы Чушка. Самолёт был разбит, а лётчик получил ушибы лица и левой руки. В этом бою погиб Герой Советского Союза Гвардии старший лейтенант Ахмед-хан Талович Канкошев. Ранение Николая Печёного оказалось не слишком тяжёлым и 7 января 1944 года он смог подняться в воздух.

После освобождения Крыма 42-й Гвардейский ИАП был переведён в Резерв СВГК и перевооружён на истребители Як-9. На фронт лётчики вернулись в декабре 1944 года, войдя в состав 269-й ИАД, действующей на 2-м Белорусском фронте. Люфтваффе оказывали редкое сопротивление, однако немецкие лётчики были ещё опасны, периодически совершая штурмовки советских аэродромом. В одном из таких налётов досталось Николаю Печёному. 23 декабря 1944 года он получил осколочное ранение средней тяжести в ходе удара немецкой авиации по аэродрому базирования 42-го Гвардейского ИАП в польском городе Вышкув - осколки попали в правое бедро и правую стопу, а также повредили руку. Войну закончил на аэродроме Виттшток в Германии.

К 9 мая 1945 года командир эскадрильи 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка (269-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии майор Н. Н. Печёный совершил 219 боевых вылетов, провёл 88 воздушных боёв, сбил лично 20 и в составе группы 3 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8097).

После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 1947 года командовал 168-м ИАП (269-й ИАД, 4-й Воздушной Армии). В декабре 1948 года был направлен на Высшие офицерские лётно-тактические курсы усовершенствования командного состава ВВС (город Липецк). 28 октября 1949 года назначен командиром 178-го Гвардейского ИАП (14-й ГИАД, 72-го ГИАК, 62-й Воздушной армии ПВО) в городе Красноводске. В июне 1952 года стал заместителем командира дивизии, а ещё через 2 года был назначен заместителем командира 82-й ИАД ПВО по лётной подготовке. 19 октября 1953 года присвоено воинское звание "полковник". 15 декабря 1954 года назначен командиром 39-й ИАД ПВО Минского корпуса ПВО (город Барановичи). В мае 1956 года стал начальником отдела анализа и предупреждения лётных происшествий Учебного Краснознамённого Центра ИА ПВО. С 10 декабря 1957 года Гвардии полковник Н. Н. Печёный - в запасе. Жил в Киеве. Работал на живорыбной базе, вёл активную общественную деятельность. Умер 24 декабря 1995 года. Похоронен в родном посёлке Белогородка.

Награждён орденами: Ленина (15.05.1946), Красного Знамени (14.03.1943, 17.06.1943), Отечественной войны 1-й степени (22.02.1944, 11.03.1985), Красной Звезды (03.11.1953); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (24.06.1948).


*     *     *
Список известных воздушных побед Н. Н. Печёного:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
17.08.19421  Ю-88Боксаненок - ПрохладныйЯк-1
03.02.19431  Ю-88  (в группе 1/4)Батайск
11.02.19431  Ме-109  (в группе 1/5)западнее Старонижестеблиевская
17.02.19431  Ме-109Золотаревский
21.03.19431  Ме-109Казачий Ерик
14.05.19431  Ме-109юго-западнее Неберджаевская
26.05.19431  Ю-87юго-западнее Киевское
27.05.19431  Ме-109севернее Трудовой
28.05.19431  Ю-87севернее Киевское
1  Ме-109северо-восточнее Киевское
1  Ме-109Гостогаевская
31.05.19431  Ме-109
03.06.19431  Ю-87юго-восточнее Киевское
26.07.19431  Ме-109западнее Киевское
30.08.19431  Ме-109Коса Кривая
1  Ме-109  (в группе 1/6)
19.09.19431  Ме-109южнее Курчанская
21.09.19431  Ме-109западнее Варениковская
08.10.19431  Ме-109севернее Запорожская
12.11.19431  Ме-109западная окраина Керчь
12.01.19441  Ю-87северо-западнее Катерлез
14.01.19441  Ме-109севернее аэродром Булганак
17.02.19441  Ме-109Керчь

      Всего сбитых самолётов - 20 + 3;  боевых вылетов - 219;  воздушных боёв - 88.



Из фотоматериалов разных лет:

Лётчики 42-го ГИАП И. М. Горбунов и Н. Н. Печёный, 1943 г.

Печёный Николай Николаевич руководит полётами лётчиков своего полка



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.