Пасько Николай Фёдорович
Родился 12 декабря 1918 года в селе Скрипаи (Змиёвский район Харьковской области Украины). Окончил 7 классов, работал слесарем на Харьковском заводе "Пластмассы", без отрыва от производства учился в Харьковском аэроклубе. Окончил школу лётчиков-инструкторов. С 12 декабря 1939 года в рядах Красной Армии, призван Днепропетровским ГВК. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С 30 октября 1942 года младший лейтенант Н. Ф. Пасько в действующей армии: в должности лётчика 153-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 28-й Гвардейский ИАП). 9 мая 1943 года назначен командиром звена, 10 ноября 1944 года - командиром эскадрильи. Сражался на Северо-Западном, 2-м Прибалтийском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и Ленинградском фронтах. Летал на "Аэрокобре". К середине марта 1945 года командир эскадрильи 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка (5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Ф. Пасько совершил 265 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя, сбил лично 15 самолётов противника и 1 аэростат. За эти подвиги представлен к высшей награде страны. Всего выполнил 316 боевых вылетов (число воздушных боёв и побед не изменилось). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8892). После окончания войны продолжал службу в ВВС в должности заместителя командира по лётной подготовке 12-го Гвардейского ИАП (Московский округ ПВО). В ноябре 1950 года Гвардии майор Н. Ф. Пасько принял участие в Корейской войне в должности командира 67-го ИАП (151-я Гвардейская ИАД), летал на МиГ-15. Лётчики этого полка сбили 4 самолёта ВВС США, при потере 1 МиГ-15 (сам Н. Ф. Пасько побед не имел). В начале декабря 1950 года 67-й ИАП перебазировался в глубь Китая и далее занимался обучением северокорейских и китайских лётчиков полётам на МиГ-15. В 1953 году Гвардии подполковник майор Н. Ф. Пасько окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Затем служил в должности помощника командира по огневой подготовке 145-го Гвардейского ИАП ПВО. С 10 марта 1956 года Гвардии полковник Н. Ф. Пасько - в запасе. Вернулся в родное село, был избран председателем колхоза. После выхода на пенсию, жил в Харькове. Умер 16 июля 1982 года, похоронен на городском кладбище № 4. Награждён орденами: Ленина (18.08.1945), Красного Знамени (23.03.1943, 20.07.1944, 14.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (16.09.1944), Красной Звезды (26.10.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950). * * * Список известных воздушных побед Н. Ф. Пасько:
В списке побед Н. Ф. Пасько есть строчка в таблице, согласно
которой 30 августа 1944 года он сбил немецкий самолёт связи "Шторх". При этом,
с вероятностью 99%, можно утверждать, что это был тот самый самолёт, на котором
командующий 16-й немецкой армией генерал Паул Лаукс (Paul Laux) со своим пилотом
и офицером штаба полковником Куртом Хартманом (Kurt Hartmann) намеревался облететь
участок фронта. Указанное место происходящего - севернее Джуксте вполне соответствует
дейсвительности. В результате атаки немецкий самолёт был подожён и сел в поле
недалеко от аэродрома Тилмани (по названию хутора) из которого стартовал. Полковник
Хартман был убит в самолёте, а генерал Лаукс тяжело ранен. Он умер от ран в госпитале
через несколько дней - 2 сентября 1944 года. Пилот был ранен и остался жив. (Информацию,
включая фото сбитого "Шторха", предоставил Янис Варна).
В списке личных воздушных побед советского аса, лётчика 28-го Гвардейского
ИАП Николая Пасько значится сбитый 30.08.1944 г. неприятельский лёгкий связной самолёт
"Шторх" (Fieseler Fi 156 Storch). Такой "добычей" советские лётчики-истребители (впрочем,
как и пилоты всех остальных воюющих стран) никогда не пренебрегали - враг есть враг, - но
и особо престижным этот трофей тоже не считался: мол, подумаешь, какая-то "стрекоза",
невелика заслуга, это не "Хейнкеля" завалить... Так, в книге воспоминаний дважды Героя Советского Союза Владимира
Лавриненкова "Возвращение в небо" даже описан один эпизод, имевший место в период боёв за
освобождение Крыма: однополчанин автора, также известный советский ас Султан Амет-Хан,
встретив и сбив "Шторх", даже не стал докладывать об этом событии командованию, объясняя
это "непрестижностью" своей жертвы (в правдивость этого факта верится, конечно, с трудом,
но что написано - то написано)... Тем не менее, эта конкретная "стрекоза", записанная на боевой счёт
Николая Пасько, а точнее, её пассажиры, оказались отнюдь не тривиальными "связниками". Но
сначала остановимся на записи в документах о воздушной победе Пасько над "Шторхом". Запись
весьма немногословна, что в целом подтверждает высказанный выше тезис о небольшой престижности
этого типа самолета противника как "воздушного трофея". Согласно советским документам, 30 августа 1944 года четвёрка "Аэрокобр"
под командованием старшего лейтенанта Н. Ф. Пасько вылетела на свободную охоту в район
Тукумс - Кандава. В районе цели лётчики заметили, как с аэродрома Тилмани (4 км севернее
Джуксте) взлетел связной "Шторх". Пасько атаковал его, и немецкий самолёт горящим упал у
населённого пункта Ветмуйжа. Как удалось выяснить историку из Латвии Янису Варне, который занимается
темой участия авиации противоборствующих сторон в боях по освобождению Курляндии в
1944-1945 гг., самолёт, атакованный Пасько, был персональным "Шторхом" командующего 16-й
немецкой армией (в Курляндии таких армий было две - 16-я и 18-я) генерала пехоты (General
der Infanterie - соответствует советскому званию генерал-полковника), кавалера Рыцарского
Креста с Дубовыми Листьями Пауля Лаукса. 30 августа генерал со своим личным пилотом и
офицером штаба полковником Куртом Хартманом поднялся в воздух с намерением облететь
участок фронта, вверенный его армии для обороны. Немецкие источники свидетельствуют, что
в результате атаки советских "Аэрокобр" севернее Джуксте самолет командующего был подожжён
и вынужденно сел в поле недалеко от аэродрома Тилмани (по названию хутора), с которого
незадолго до этого взлетел. Полковник Хартман был убит огнём истребителя ещё в воздухе, а
генерал Лаукс был тяжело ранен и через несколько дней, 2 сентября, скончался в госпитале
в Риге. Пилот "Шторха" (к сожалению, автору его фамилия не известна) также был ранен, но
в итоге остался жив. По сообщению Яниса Варны, в настоящее время родственники лётчика
интересуются теми событиями и намереваются посетить место вынужденной посадки "Шторха". Что же касается советского лётчика, то Николай Фёдорович Пасько продолжил
успешно сражаться до конца войны, доведя свой личный боевой счёт до 15 побед (2 Ю-88, 9
ФВ-190, 3 Ме-109 и 1 "Шторх"); кроме того, им был уничтожен один аэростат. 18 апреля 1945
года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Позднее, в 1950 году, он принимал
участие в войне в Корее, где командовал 67-м ИАП, но воздушных побед более не имел.
|