1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Пасько Николай Фёдорович

15 побед

(15 + 0)
Пасько Николай Фёдорович
  Флаг ВВС

Родился 12 декабря 1918 года в селе Скрипаи Змиёвского района Харьковской области (Украина). Окончил 7 классов, работал слесарем на Харьковском заводе "Пластмассы", без отрыва от производства учился в Харьковском аэроклубе. Окончил школу лётчиков-инструкторов. С 12 декабря 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков и оставлен в ней инструктором.

С 30 октября 1942 года младший лейтенант Н. Ф. Пасько на фронтах Великой Отечественной войны в должности лётчика 153-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 28-й Гвардейский ИАП), летал на "Аэрокобре". 9 мая 1943 года назначен командиром звена, 10 ноября 1944 года - командиром эскадрильи. Сражался на Северо-Западном, 2-м и 1-м Прибалтийских, 3-м Белорусском, Ленинградском фронтах.

К середине марта 1945 года командир эскадрильи 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка (5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Ф. Пасько совершил 265 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя, сбил лично 15 самолётов противника и 1 аэростат. За эти подвиги представлен к высшей награде страны. Всего выполнил 316 боевых вылетов (число воздушных боёв и побед не изменилось). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8892).

После окончания войны продолжал службу в ВВС в должности заместителя командира 12-го Гвардейского ИАП (Московский округ ПВО) по лётной подготовке. В ноябре 1950 года Гвардии майор Н. Ф. Пасько принял участие в Корейской войне в должности командира 67-го ИАП (151-я Гвардейская ИАД), летал на МиГ-15. Лётчики этого полка сбили 4 самолёта ВВС США, при потере 1 МиГ-15 (сам Н. Ф. Пасько побед не имел). В начале декабря 1950 года 67-й ИАП перебазировался в глубь Китая и далее занимался обучением северокорейских и китайских лётчиков полётам на МиГ-15.

В 1953 году Гвардии подполковник майор Н. Ф. Пасько окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава (КУОС). Затем служил в должности помощника командира 145-го Гвардейского ИАП ПВО по огневой подготовке. С 1956 года Гвардии полковник Н. Ф. Пасько - в запасе. Вернулся в родное село, был избран председателем колхоза. После выхода на пенсию, жил в Харькове. Умер 16 июля 1982 года, похоронен на городском кладбище № 4.

Награждён орденами: Ленина (18.08.1945), Красного Знамени (23.03.1943, 20.07.1944, 14.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (16.09.1944), Красной Звезды (26.10.1955); медалями.


*     *     *
Список известных воздушных побед Н. Ф. Пасько:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
30.12.19421  Ме-109северо-восточнее Валдай"Аэрокобра"
23.02.19431  ФВ-190Утриха - Уржин
1  Ю-88Ретле - Утриха
27.02.19431  Ме-109Морозново - Груздково
07.03.19431  Ме-109Зехино - Взгляды
14.03.19431  ФВ-190Кошелево - Еремино
24.05.19431  ФВ-190севернее Сольцы
23.08.19431  аэростатУтошкино
23.06.19441  ФВ-190Самсоновка
30.08.19441  "Шторх"севернее Джуксте
30.10.19441  ФВ-190восточнее станция Ильмая
1  ФВ-190севернее станция Ильмая
22.12.19441  ФВ-190Салдус
18.02.19451  Ю-88Куммерау
20.02.19451  ФВ-190западнее Гросс-Диркшхайм
1  ФВ-190Кляйн

      Всего сбитых самолётов - 15 + 0  (+ 1 аэростат);  боевых вылетов - 316;  воздушных боёв - 32.


В списке побед Н. Ф. Пасько есть строчка в таблице, согласно которой 30 августа 1944 года он сбил немецкий самолёт связи "Шторх". При этом, с вероятностью 99%, можно утверждать, что это был тот самый самолёт, на котором командующий 16-й немецкой армией генерал Паул Лаукс (Paul Laux) со своим пилотом и офицером штаба полковником Куртом Хартманом (Kurt Hartmann) намеревался облететь участок фронта. Указанное место происходящего - севернее Джуксте вполне соответствует дейсвительности. В результате атаки немецкий самолёт был подожён и сел в поле недалеко от аэродрома Тилмани (по названию хутора) из которого стартовал. Полковник Хартман был убит в самолёте, а генерал Лаукс тяжело ранен. Он умер от ран в госпитале через несколько дней - 2 сентября 1944 года. Пилот был ранен и остался жив. (Информацию, включая фото сбитого "Шторха", предоставил Янис Варна).

Фото Фи-156, сбитого Николаем Пасько.


Из фотоматериалов военных лет:

Из фотоматериалов военных лет.



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2017 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.