1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Пасько Николай Фёдорович

15 побед

(15 + 0)
Пасько Николай Фёдорович
  Флаг ВВС

Родился 12 декабря 1918 года в селе Скрипаи (Змиёвский район Харьковской области Украины). Окончил 7 классов, работал слесарем на Харьковском заводе "Пластмассы", без отрыва от производства учился в Харьковском аэроклубе. Окончил школу лётчиков-инструкторов. С 12 декабря 1939 года в рядах Красной Армии, призван Днепропетровским ГВК. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком-инструктором.

С 30 октября 1942 года младший лейтенант Н. Ф. Пасько в действующей армии: в должности лётчика 153-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 28-й Гвардейский ИАП). 9 мая 1943 года назначен командиром звена, 10 ноября 1944 года - командиром эскадрильи. Сражался на Северо-Западном, 2-м Прибалтийском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и Ленинградском фронтах. Летал на "Аэрокобре".

К середине марта 1945 года командир эскадрильи 28-го Гвардейского истребительного авиационного полка (5-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии старший лейтенант Н. Ф. Пасько совершил 265 боевых вылетов, провёл 32 воздушных боя, сбил лично 15 самолётов противника и 1 аэростат. За эти подвиги представлен к высшей награде страны. Всего выполнил 316 боевых вылетов (число воздушных боёв и побед не изменилось). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8892).

После окончания войны продолжал службу в ВВС в должности заместителя командира по лётной подготовке 12-го Гвардейского ИАП (Московский округ ПВО). В ноябре 1950 года Гвардии майор Н. Ф. Пасько принял участие в Корейской войне в должности командира 67-го ИАП (151-я Гвардейская ИАД), летал на МиГ-15. Лётчики этого полка сбили 4 самолёта ВВС США, при потере 1 МиГ-15 (сам Н. Ф. Пасько побед не имел). В начале декабря 1950 года 67-й ИАП перебазировался в глубь Китая и далее занимался обучением северокорейских и китайских лётчиков полётам на МиГ-15.

В 1953 году Гвардии подполковник майор Н. Ф. Пасько окончил Высшие лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава. Затем служил в должности помощника командира по огневой подготовке 145-го Гвардейского ИАП ПВО. С 10 марта 1956 года Гвардии полковник Н. Ф. Пасько - в запасе. Вернулся в родное село, был избран председателем колхоза. После выхода на пенсию, жил в Харькове. Умер 16 июля 1982 года, похоронен на городском кладбище № 4.

Награждён орденами: Ленина (18.08.1945), Красного Знамени (23.03.1943, 20.07.1944, 14.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (16.09.1944), Красной Звезды (26.10.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *
Список известных воздушных побед Н. Ф. Пасько:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
30.12.19421  Ме-109северо-восточнее Валдай"Аэрокобра"
23.02.19431  ФВ-190Утриха - Уржин
1  Ю-88Ретле - Утриха
27.02.19431  Ме-109Морозново - Груздково
07.03.19431  Ме-109Зехино - Взгляды
14.03.19431  ФВ-190Кошелево - Еремино
24.05.19431  ФВ-190севернее Сольцы
23.08.19431  аэростатУтошкино
23.06.19441  ФВ-190Самсоновка
30.08.19441  "Шторх"севернее Джуксте
30.10.19441  ФВ-190восточнее станция Ильмая
1  ФВ-190севернее станция Ильмая
22.12.19441  ФВ-190Салдус
18.02.19451  Ю-88Куммерау
20.02.19451  ФВ-190западнее Гросс-Диркшхайм
1  ФВ-190Кляйн

      Всего сбитых самолётов - 15 + 0  (+ 1 аэростат);  боевых вылетов - 316;  воздушных боёв - 32.


В списке побед Н. Ф. Пасько есть строчка в таблице, согласно которой 30 августа 1944 года он сбил немецкий самолёт связи "Шторх". При этом, с вероятностью 99%, можно утверждать, что это был тот самый самолёт, на котором командующий 16-й немецкой армией генерал Паул Лаукс (Paul Laux) со своим пилотом и офицером штаба полковником Куртом Хартманом (Kurt Hartmann) намеревался облететь участок фронта. Указанное место происходящего - севернее Джуксте вполне соответствует дейсвительности. В результате атаки немецкий самолёт был подожён и сел в поле недалеко от аэродрома Тилмани (по названию хутора) из которого стартовал. Полковник Хартман был убит в самолёте, а генерал Лаукс тяжело ранен. Он умер от ран в госпитале через несколько дней - 2 сентября 1944 года. Пилот был ранен и остался жив. (Информацию, включая фото сбитого "Шторха", предоставил Янис Варна).

Фото Фи-156, сбитого Николаем Пасько.


Из фотоматериалов разных лет:

Пасько Николай Фёдорович в фотоматериалах военных лет о Н. Ф. Пасько


Пасько Николай Фёдорович Пасько Николай Фёдорович


Из материалов прессы послевоенных лет:

В списке личных воздушных побед советского аса, лётчика 28-го Гвардейского ИАП Николая Пасько значится сбитый 30.08.1944 г. неприятельский лёгкий связной самолёт "Шторх" (Fieseler Fi 156 Storch). Такой "добычей" советские лётчики-истребители (впрочем, как и пилоты всех остальных воюющих стран) никогда не пренебрегали - враг есть враг, - но и особо престижным этот трофей тоже не считался: мол, подумаешь, какая-то "стрекоза", невелика заслуга, это не "Хейнкеля" завалить...

Так, в книге воспоминаний дважды Героя Советского Союза Владимира Лавриненкова "Возвращение в небо" даже описан один эпизод, имевший место в период боёв за освобождение Крыма: однополчанин автора, также известный советский ас Султан Амет-Хан, встретив и сбив "Шторх", даже не стал докладывать об этом событии командованию, объясняя это "непрестижностью" своей жертвы (в правдивость этого факта верится, конечно, с трудом, но что написано - то написано)...

Тем не менее, эта конкретная "стрекоза", записанная на боевой счёт Николая Пасько, а точнее, её пассажиры, оказались отнюдь не тривиальными "связниками". Но сначала остановимся на записи в документах о воздушной победе Пасько над "Шторхом". Запись весьма немногословна, что в целом подтверждает высказанный выше тезис о небольшой престижности этого типа самолета противника как "воздушного трофея".

Из наградного листа Пасько Николая Фёдоровича

Согласно советским документам, 30 августа 1944 года четвёрка "Аэрокобр" под командованием старшего лейтенанта Н. Ф. Пасько вылетела на свободную охоту в район Тукумс - Кандава. В районе цели лётчики заметили, как с аэродрома Тилмани (4 км севернее Джуксте) взлетел связной "Шторх". Пасько атаковал его, и немецкий самолёт горящим упал у населённого пункта Ветмуйжа.

Как удалось выяснить историку из Латвии Янису Варне, который занимается темой участия авиации противоборствующих сторон в боях по освобождению Курляндии в 1944-1945 гг., самолёт, атакованный Пасько, был персональным "Шторхом" командующего 16-й немецкой армией (в Курляндии таких армий было две - 16-я и 18-я) генерала пехоты (General der Infanterie - соответствует советскому званию генерал-полковника), кавалера Рыцарского Креста с Дубовыми Листьями Пауля Лаукса. 30 августа генерал со своим личным пилотом и офицером штаба полковником Куртом Хартманом поднялся в воздух с намерением облететь участок фронта, вверенный его армии для обороны. Немецкие источники свидетельствуют, что в результате атаки советских "Аэрокобр" севернее Джуксте самолет командующего был подожжён и вынужденно сел в поле недалеко от аэродрома Тилмани (по названию хутора), с которого незадолго до этого взлетел. Полковник Хартман был убит огнём истребителя ещё в воздухе, а генерал Лаукс был тяжело ранен и через несколько дней, 2 сентября, скончался в госпитале в Риге. Пилот "Шторха" (к сожалению, автору его фамилия не известна) также был ранен, но в итоге остался жив. По сообщению Яниса Варны, в настоящее время родственники лётчика интересуются теми событиями и намереваются посетить место вынужденной посадки "Шторха".

Что же касается советского лётчика, то Николай Фёдорович Пасько продолжил успешно сражаться до конца войны, доведя свой личный боевой счёт до 15 побед (2 Ю-88, 9 ФВ-190, 3 Ме-109 и 1 "Шторх"); кроме того, им был уничтожен один аэростат. 18 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Позднее, в 1950 году, он принимал участие в войне в Корее, где командовал 67-м ИАП, но воздушных побед более не имел.

Из материалов сайта Михаила Юрьевича Быкова.



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.