1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Овчаренко Иван Иванович

20 побед

(10 + 10)
Овчаренко Иван Иванович
  Флаг ВВС

Родился 25 августа 1914 года в селе Александровка (ныне посёлок Марьинского района Донецкой области Украины). Окончил среднюю школу, в 1933 году - Горно-промышленное училище, в 1936 году - Механико-металлургический техникум. С 10 августа 1936 года в рядах Красной Армии, призван Сталинским ГВК (Украинской ССР). В декабре 1938 года окончил 11-ю военную авиационную школу пилотов (город Ворошиловград, ныне Луганск). Служил в ВВС Ленинградского военного округа.

Участник похода Советских войск в Польшу с 17 сентября 1939 года и Советско-Финляндской войны с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 года в должности младшего лётчика 7-го ИАП (59-я ИАБР, ВВС 7-й Армии, Северо-Западный фронт). Летал на И-153. Воздушных побед не имел.

С 22 июня 1941 года младший лейтенант И. И. Овчаренко в действующей армии: в должности командира звена того же 7-го ИАП (5-я САД, 7-й ИАК, Ленинградский фронт), летал на МиГ-3. В июле 1941 года направлен в 19-й ИАП (7-й ИАК ПВО), где продолжал летать на МиГ-3. 13 августа 1941 года в воздушном бою был подбит. С трудом дотянув до аэродрома в Горелово, совершил вынужденную посадку. Повреждение истребителя удалось быстро ликвидировать, но уже через 2 дня в бою над деревней Сумск его МиГ-3 был подожжён. Из охваченного пламенем истребителя И. И. Овчаренко сумел выброситься на парашюте. С обширными, хотя и не глубокими ожогами он затем несколько дней лечился в Красногвардейском госпитале.

С февраля 1942 года - заместитель командира эскадрильи 157-го ИАП (ВВС Калининского фронта), с февраля по октябрь 1943 года - командир эскадрильи. Летал на "Харрикейне", Як-7 и Як-9. Полк базировался в Старице, участвуя в непрерывных воздушных боях в районе Ржевско - Вяземского выступа. На истребителе-разведчике Як-7Б, оборудованном фотоустановкой АФА-ИМ, совершил 19 разведывательных вылетов в глубокий тыл противника, доставляя сведения, имевшие стратегическое значение.

Весной 1943 года 157-й ИАП был отведён в резерв, полностью перевооружён истребителями Як-7Б "Трудовые резервы" и с 6 мая вошёл в состав 16-й Воздушной армии, действовавшей на Центральном фронте. В течение всей Курской битвы полк базировался на полевом аэродроме около села Красное в Белгородской области. С началом битвы (5 июля 1943 года) в жестоких воздушных боях 157-й ИАП понёс большие потери. После первых же боёв в полку осталось всего 14 самолётов. Старший лейтенант И. И. Овчаренко оказался среди тех, кто уцелел в этих схватках.

В октябре 1943 года капитан И. И. Овчаренко назначен штурманом 347-го ИАП (273-я ИАД, Центральный и Белорусский фронты). С этим полком И. И. Овчаренко на истребителе Як-9 участвовал в Гомельско-Речицкой наступательной операции. За отличия, в апреле 1944 года майор И. И. Овчаренко был назначен заместителем командира 347-й ИАП. В этой должности он в составе 6-й Воздушной армии (1-й Белорусский фронт) принял участие в Люблин-Брестской операции.

С 25 августа 1944 года майор И. И. Овчаренко - командир эскадрильи Авиационной группы Особого назначения (базировалась на аэродроме Бари, Италия), летал на Як-9ДД. По 17 октября 1944 года эскадрилья совершила 150 боевых вылетов на прикрытие транспортных самолётов и разведку, воздушных боёв вести не приходилось. С декабря 1944 года - заместитель командира, он же лётчик-инструктор по технике пилотирования и теории полёта 659-го ИАП (288-я ИАД). В составе 17-й Воздушной армии полк действовал в полосе наступления 3-го Украинского фронта. На этом этапе И. И. Овчаренко принял участие в Варшавской, Будапештской, Балатонской и Венской наступательных операциях. Всего совершил более 500 боевых вылетов, в 73 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы ещё 10 самолётов противника.

В апреле 1945 года майор И. И. Овчаренко получил назначение на должность инструктора Высшей офицерской школы воздушного боя ВВС РККА, которая базировалась на подмосковном аэродроме в Люберцах. Сразу после окончания войны, в июне 1945 года, он был назначен командиром авиационного полка при Высшей школе воздушного боя. В апреле 1947 года И. И. Овчаренко занял должность заместителя начальника и старшего лётчика-инспектора Центра по переучиванию лётно-технического состава по программе боевого применения реактивных самолётов, организованного на базе 2-го ЗИАП. Базировался центр на аэродроме Сейма в Горьковской области (Московского военного округа). Майор И. И. Овчаренко оказался числе 20 лётчиков-истребителей - пионеров освоения полётов на первом советском турбореактивном истребителе МиГ-9 и участников знаменитых воздушных парадов тех лет. Годом позже, в июле 1948 года подполковник И. И. Овчаренко стал командиром 2-го ЗИАП, сменив в этой должности подполковника П. С. Акуленко.

После окончания Курса командиров авиаполков при Высшей лётно-тактической школе ВВС в Липецке, куда он был зачислен в январе 1950 года, полковник И. И. Овчаренко уже в декабре вступил в командование 107-й ИАД (58-й ИАК, 26-я Воздушная армия, с сентября 1952 года - 22-я Воздушная армия). В составе 3-х истребительных полков дивизия базировалась на 2-х аэродромах Кольского полуострова - Североморск-2 и Североморск-3. Отличалась она тем, что находилась в непосредственном соприкосновении с армией НАТО, что накладывало дополнительные требования к её боеготовности. Находясь в этой должности, И. И. Овчаренко 3 августа 1953 года узнал о присвоении ему воинского звания "генерал-майор авиации".

С января 1955 по октябрь 1956 гг. учился на Военно-Морском факультете Военной академии имени К. Е. Ворошилова. С декабря 1956 года - Командующий 12-й Авиационной группы ВВС Северного Флота (бывшая Авиация Беломорской военной флотилии). В апреле 1959 года назначен начальником 3-го Управления Государственного научно-испытательного Краснознамённого института имени В. П. Чкалова (в Щёлково), в задачу которого входило испытание новой авиационной техники для морской авиации. Аэродром базирования 3-го Управления находился на мысе Чауда (близ Феодосии). С 3 июня 1968 года - в отставке. Жил в подмосковном Щёлково. Умер 21 февраля 1973 года, похоронен на Монинском мемориальном военном кладбище.

Награждён орденами: Красного Знамени (28.05.1942, 09.11.1944, 20.09.1947), Красной Звезды (20.12.1941, 31.07.1948, 20.04.1953), "Партизанской звезды" 1-й степени (1944, Югославия); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (05.11.1946).


*     *     *

МиГ-3 из состава 7-го КИАП, лето 1941 г.

МиГ-3 из состава 19-го ИАП, лето 1941 г.


Список известных воздушных побед И. И. Овчаренко:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
20.07.19411  Ю-88озеро ЧёрноеМиГ-3
05.09.19411  До-215юго-восточнее Колпино
04.03.19421  Хш-126  (в паре)юго-восточнее Вележ"Харрикейн"
07.03.19421  Ю-88  (в группе 1/6)северо-западнее Холм
1  До-215  (в группе 1/6)
2  Ю-88  (в группе 2/5)западнее Холм
1  Хш-126  (в группе 1/5)Тёмный Бор
23.03.19421  Ю-88Верховье
24.03.19421  Ме-110район Демянска
08.07.19421  Ю-88  (в группе 1/8)северо-восточнее Красный Холм
1  Ю-88  (в группе 1/8)севернее Нестерово
12.08.19421  Хш-126Ржев
1  Ю-88  (в группе 1/6)
13.08.19421  Ме-110севернее Ржев
14.08.19421  Ме-109Ржев
15.08.19421  Ю-88  (в паре)северо-восточнее Ржев
19.08.19431  ФВ-190южнее ДоброводьеЯк-7, Як-9.
22.09.19431  Ме-110северо-западнее Тужичев
20.07.19441  ФВ-190Седлище

      Всего сбитых самолётов - 10 + 10;  боевых вылетов - более 500;  воздушных боёв - 73.



Из фотоматериалов разных лет:

Овчаренко Иван Иванович с товарищами по 7-му КИАП

Овчаренко Иван Иванович у самолёта Як-9

Эскадрилья Як-9ДД из состава АГОН на аэродроме Фожда (Италия), Осень 1944 г.

Овчаренко Иван Иванович с товарищами

Овчаренко Иван Иванович Овчаренко Иван Иванович Овчаренко Иван Иванович


Из материалов прессы послевоенных лет:

Из материалов послевоенных лет о И. И. Овчаренко

Из материалов послевоенных лет о И. И. Овчаренко



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.