1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Осипов Михаил Михайлович

13 побед

(9 + 4)
Осипов Михаил Михайлович
  Флаг ВВС

Родился 27 июля 1918 года в селе Кондоль (ныне Кондольский район Пензенской области). В 1934 году окончил 7 классов сельской школы, работал в районном отделении связи. В 1936 году уехал в Пензу, работал на заводе имени М. В. Фрунзе, учился в аэроклубе. С февраля 1938 года в рядах Красной Армии, призван Саратовским ГВК. В том же году окончил Пермскую военную авиационную школу, в мае 1941 года - курсы командиров звеньев. Служил в 15-м ШАП, с февраля 1940 года - в 8-м ИАП (ВВС Забайкальского военного округа). С 1940 года - командир звена.

С 17 сентября 1941 года младший лейтенант М. М. Осипов в действующей армии (Южный фронт). Воевал в составе того же 8-го ИАП (8 февраля 1943 года преобразован в 42-й Гвардейский ИАП), летал на Як-1. Принимал участие в Донбасской и Ростовской оборонительных, Ростовской и Барвенково-Лозовской наступательных операций).

28 сентября 1941 года в 5 часов 15 минут на разведку акватории Чёрного моря и южной части Украины вылетел До-215 из 3-го отряда особой группы дальней разведки Люфтваффе. С задания он не вернулся, весь экипаж в составе пилота фельдфебеля Гельмута Фризе, наблюдателя обер-лейтенанта Августа Вульфмейера, радиста фельдфебеля Эрвина Хайда и механика унтер-офицера Эриха Ломана, пропал без вести. На загадочное исчезновение немецкого экипажа проливает свет выписка из стенограммы беседы с пилотом 8-го ИАП лейтенантом М. М. Осиповым, который в тот день северо-восточнее села Водяное в Запорожской области сбил До-215. О событиях того дня он поведал так: "Пошли мы утром в разведку, приходим к линии фронта. Только стали её переходить, а мы шли звеном, я смотрю, идёт один самолёт. Я покачал своим и пошёл. В этот раз летел у нас один командир эскадрильи, а два командира звена шли ведомыми. Я пошёл за этим самолётом, догнал его, а те двое увидели ещё одного бомбардировщика. Я дал очередь, он нырнул в облака, я тоже нырнул. Вышел из облаков, и он выходит. Я опять очередь дал, он опять скрылся. Я тоже вошёл в облака, а когда я вышел, вижу, что он горит. Он пошёл с пламенем, а потом смотрю, трое выпрыгнули. Я начал стрелять по парашютистам, а потом вижу своих двух - они тоже подходят и стреляют по ним. Пришли домой, рассказываем, радость была у нас большая". Вот каким был, оказывается, конец немецкого экипажа, который был расстрелян во время спуска на парашютах...

23 января 1942 года лейтенант М. М. Осипов вылетел на прикрытие наступающей кавалерии в районе города Барвенково (Харьковская область Украины). Израсходовав боеприпасы, винтом своего самолёта отрубил хвостовое оперение вражеского бомбардировщика Ю-88. Сам совершил благополучную посадку на своей территории.

К февралю 1942 года командир звена 8-го истребительного авиационного полка (5-я Резервная авиационная группа, Южный фронт) лейтенант М. М. Осипов произвёл 127 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил лично 5 и в составе группы 3 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 849).

С 22 февраля 1942 года - заместитель командира эскадрильи. 24 мая 1942 года был тяжело ранен в воздушном бою и потерял глаз, до февраля 1943 года лечился в госпиталях Сталинграда и Тбилиси. С марта 1943 года - помощник командира по воздушно-стрелковой службе 42-го Гвардейского ИАП. Участник воздушного сражения на Кубани весной 1943 года.

26 мая 1943 года Гвардии капитан М. М. Осипов погиб в воздушном бою у станицы Киевской (Краснодарский край). Всего совершил 223 боевых вылета (включая 92 на штурмовку), провёл 45 воздушных боёв, сбил 9 самолётов лично и 4 - в составе группы.

Его именем названы улица и средняя школа в селе Кондоль.

Награждён орденами: Ленина (06.06.1942), Красного Знамени (23.12.1941, 10.04.1942), Красной Звезды (14.10.1942).


*     *     *

Як-1 из состава 8-го ИАП (4-я ВА), весна-лето 1942 г.


Список известных воздушных побед М. М. Осипова:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
28.09.19411  До-215северо-восточнее ВодноеЯк-1
1  Хе-111  (в группе 1/3)озеро Белозерский Лиман
10.10.19411  Ю-88  (в группе 1/3)Авдеевка
23.11.19411  "Хе-113"Больше-Крепинская
10.12.19411  Ме-109Дьяково
29.12.19411  "Хе-113"Савельевка
22.01.19421  Хш-126  (в паре)Приволье
23.01.19421  Ю-88  (сбит тараном)Архангельское
23.02.19421  Ме-109  (в группе 1/6)Долгенькая
22.03.19421  Ме-109Ново-Николаевка
1  Ме-109Черкасская
17.05.19421  Ме-109южнее Караванское
24.05.19421  Ме-109Изюм

      Всего сбитых самолётов - 9 + 4;  боевых вылетов - 223;  воздушных боёв - 45.



Из фотоматериалов военных лет:

Осипов Михаил Михайлович

Осипов Михаил Михайлович

Осипов Михаил Михайлович Осипов Михаил Михайлович Осипов Михаил Михайлович


Из материалов прессы военных лет:

Осипов Михаил Михайлович в материалах прессы военных лет


Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет
Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет
Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет
Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет Осипов Михаил Михайлович в материалах военных лет



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.