Осипов Михаил Михайлович
Родился 27 июля 1918 года в селе Кондоль (ныне Кондольский район Пензенской области). В 1934 году окончил 7 классов сельской школы, работал в районном отделении связи. В 1936 году уехал в Пензу, работал на заводе имени М. В. Фрунзе, учился в аэроклубе. С февраля 1938 года в рядах Красной Армии, призван Саратовским ГВК. В том же году окончил Пермскую военную авиационную школу, в мае 1941 года - курсы командиров звеньев. Служил в 15-м ШАП, с февраля 1940 года - в 8-м ИАП (ВВС Забайкальского военного округа). С 1940 года - командир звена. С 17 сентября 1941 года младший лейтенант М. М. Осипов в действующей армии (Южный фронт). Воевал в составе того же 8-го ИАП (8 февраля 1943 года преобразован в 42-й Гвардейский ИАП), летал на Як-1. Принимал участие в Донбасской и Ростовской оборонительных, Ростовской и Барвенково-Лозовской наступательных операций). 28 сентября 1941 года в 5 часов 15 минут на разведку акватории Чёрного моря и южной части Украины вылетел До-215 из 3-го отряда особой группы дальней разведки Люфтваффе. С задания он не вернулся, весь экипаж в составе пилота фельдфебеля Гельмута Фризе, наблюдателя обер-лейтенанта Августа Вульфмейера, радиста фельдфебеля Эрвина Хайда и механика унтер-офицера Эриха Ломана, пропал без вести. На загадочное исчезновение немецкого экипажа проливает свет выписка из стенограммы беседы с пилотом 8-го ИАП лейтенантом М. М. Осиповым, который в тот день северо-восточнее села Водяное в Запорожской области сбил До-215. О событиях того дня он поведал так: "Пошли мы утром в разведку, приходим к линии фронта. Только стали её переходить, а мы шли звеном, я смотрю, идёт один самолёт. Я покачал своим и пошёл. В этот раз летел у нас один командир эскадрильи, а два командира звена шли ведомыми. Я пошёл за этим самолётом, догнал его, а те двое увидели ещё одного бомбардировщика. Я дал очередь, он нырнул в облака, я тоже нырнул. Вышел из облаков, и он выходит. Я опять очередь дал, он опять скрылся. Я тоже вошёл в облака, а когда я вышел, вижу, что он горит. Он пошёл с пламенем, а потом смотрю, трое выпрыгнули. Я начал стрелять по парашютистам, а потом вижу своих двух - они тоже подходят и стреляют по ним. Пришли домой, рассказываем, радость была у нас большая". Вот каким был, оказывается, конец немецкого экипажа, который был расстрелян во время спуска на парашютах... 23 января 1942 года лейтенант М. М. Осипов вылетел на прикрытие наступающей кавалерии в районе города Барвенково (Харьковская область Украины). Израсходовав боеприпасы, винтом своего самолёта отрубил хвостовое оперение вражеского бомбардировщика Ю-88. Сам совершил благополучную посадку на своей территории. К февралю 1942 года командир звена 8-го истребительного авиационного полка (5-я Резервная авиационная группа, Южный фронт) лейтенант М. М. Осипов произвёл 127 боевых вылетов, в 26 воздушных боях сбил лично 5 и в составе группы 3 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 июня 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 849). С 22 февраля 1942 года - заместитель командира эскадрильи. 24 мая 1942 года был тяжело ранен в воздушном бою и потерял глаз, до февраля 1943 года лечился в госпиталях Сталинграда и Тбилиси. С марта 1943 года - помощник командира по воздушно-стрелковой службе 42-го Гвардейского ИАП. Участник воздушного сражения на Кубани весной 1943 года. 26 мая 1943 года Гвардии капитан М. М. Осипов погиб в воздушном бою у станицы Киевской (Краснодарский край). Всего совершил 223 боевых вылета (включая 92 на штурмовку), провёл 45 воздушных боёв, сбил 9 самолётов лично и 4 - в составе группы. Его именем названы улица и средняя школа в селе Кондоль. Награждён орденами: Ленина (06.06.1942), Красного Знамени (23.12.1941, 10.04.1942), Красной Звезды (14.10.1942). * * * Список известных воздушных побед М. М. Осипова:
Из материалов прессы военных лет:
|