Орлов Павел Иванович
Родился 4 июля 1923 года в селе Чёрный Яр (ныне Чёрноярский район Астраханской области). Окончил среднюю школу в своём селе. С 30 июня 1941 года в рядах Красной Армии, призван Сталинградским ОВК. Окончил Майкопскую военную авиационную школу пилотов первоначального обучения. По окончанию учёбы, в мае 1942 года переведён в Краснодарскую авиационную школу пилотов. С мая 1943 года проходил подготовку в 15-м ОСУТАП (ВВС 13-й Воздушной армии Ленинградского фронта). С 27 сентября 1943 года младший лейтенант П. И. Орлов в действующей армии. Воевал в составе 29-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД). Сражался на Ленинградском и Карельском фронтах. Участвовал в Ленинградско-Новгородской, Выборгско-Петрозаводской и Петсамо-Киркенесской операциях. Летал на Як-7 и Як-9. К ноябрю 1944 года старший лётчик 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка (324-я истребительная авиационная дивизия, 7-я Воздушная армия, Карельский фронт) Гвардии лейтенант П. И. Орлов совершил 152 боевых вылета, провёл 5 воздушных боёв и сбил лично 2 самолёта противника. 14 ноября 1944 года полк был исключён из действующей армии и боевой работы не вёл. После окончания войны продолжал служить в своём полку: в должностях командира звена и заместителя командира эскадрильи. В 1949 году окончил Краснодарскую высшую офицерскую школу штурманов. Освоил реактивные самолёты Як-17 и МиГ-15. Участвовал в воздушных парадах над Красной площадью. С 3 марта по 3 октября 1950 года находился в правительственной командировке в КНР (в составе 106-й ИАД Шанхайской группы войск), осуществляя обучение китайских лётчиков на реактивной технике с одновременным выполением боевой работы по ПВО города Шанхай на самолётах МиГ-15. Участник боевых действиях на территории Кореи с 21 ноября 1950 по 24 января 1951 гг. в должности командира 1-й эскадрильи 29-го Гвардейского ИАП (50-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 3 самолёта противника. После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1955 году окончил командный факультет Военно-Воздушной академии имени Жуковского. Проходил службу в должностях заместителя командира полка, командира (с марта 1957 года) 9-го Гвардейского ИАП (Туркестанский корпус ПВО). В декабре 1958 года был снят с должности (при проведении учебных стрельб в полку произошло серьёзное ЧП). Был переведён в 149-й ИАП ПВО (30-й Отдельный корпус ПВО) на должность заместителя командира полка, затем принял командование полком. С 11 апреля 1961 года Гвардии подполковник П. И. Орлов - в запасе. Жил в городе Иваново (административный центр Ивановской области). Умер 28 февраля 1984 года. Награждён орденами: Ленина (12.05.1951), Красного Знамени (05.11.1944), Красной Звезды (21.04.1944), китайским знаком "За оборону Нового Шанхая" (1950); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951). * * * Список известных воздушных побед П. И. Орлова:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
30 ноября 1950 года лётчики 29-го ГИАП сделали свой первый боевой вылет
в район Аньдуня, который прошёл без встречи с противником. Первая встреча с противником у
летчиков 50-й ИАД состоялась 1 декабря, когда на перехват самолётов в район Аньдуня с
аэродрома Аньшань в 12:09 вылетела шестёрка МиГ-15 из 1-й АЭ 29-го ГИАП под командованием
капитана П. И. Орлова. В 12:24 группа подошла в строю "фронт" на высоте 7000 метров и
барражировала в районе ВПУ Аньдун. Противника они, однако, не встретили и в 12:30 получили
приказ на возвращение. Но в 30 км от Аньдуня группа встретила ниже себя 3 бомбардировщика
Б-29 в строю "клин", без прикрытия. С правым разворотом они атаковали строй Б-29 и вели
огонь по ведущему и правому ведомому Б-29. Бомбардировщики в процессе боя делали "горки",
чтобы нижние стрелки могли бить по "МиГам". Пара капитана П. И. Орлова атаковала ведущего
Б-29 и била по нему короткими очередями, а пара капитана И. Ф. Богатырёва атаковала снизу
правого ведомого и вела по нему огонь. Стрелки с правого Б-29 подбили МиГ-15 старшего
лейтенанта Г. М. Гребёнкина (был пробит фонарь кабины, в крыле имелись 3 пробоины), и он
вышел из боя и вернулся на аэродром (был легко ранен в лицо). Проведя ещё одну атаку по
Б-29, вся пятёрка в 13:15 вернулась на аэродром. По докладам лётчиков и снимкам ФКП, на
самолёте ведущего Б-29 были подбиты 2 левых мотора и шёл дым. Также были подбиты 2 двигателя
и у правого Б-29, однако падение Б-29 никто не видел. Оба подбитых Б-29 были засчитаны
полку как сбитые, и их записали на счёт капитана П. И. Орлова и старшего лейтенанта Г. М.
Гребёнкина. Это были первые победы лётчиков 29-го ГИАП в небе Кореи. 28 декабря 1950 года было проведено 2 воздушных боя с самолётами
противника, в которых участвовали лётчики 29-го ГИАП и лётчики 10-го ИАП ВВС КНР. Наиболее
удачным оказался бой, проведённый лётчиками 1-й АЭ 29-го ГИАП в составе 8 экипажей под
командованием П. И. Орлова и звена 10-го ИАП под командованием капитана Ли Хана. В районе
станции Сенсен командир 1-й АЭ П. И. Орлов обнаружил пару штурмовиков Ф-80, выходящих вверх
после атаки наземной цели, и со своим ведомым атаковал их. Удар получился отменным:
ведущего Ф-80 сбил П. И. Орлов, а ведомого - старший лейтенант С. И. Володкин. Эти Ф-80
записаны американцами как потерянные днём позже, причём оба лётчика США при этом погибли. Пиком январских боёв 1951 года в небе Кореи стало сражение над Сингисю.
Обозлённые большими потерями, 23 января лётчики 27-й авиагруппы ВВС США решили показать
свою мощь и в полном составе вылетели в район Аньдуня. Подходя со стороны залива, 24 Ф-84
(по другим данным, их было 48) пересекли границу КНР и направились к аэродрому. В 7:10 с
аэродрома Аньдун в воздух последовательно ушли 28 МиГ-15, и среди них 8 "МиГов" из 10-го
ИАП ВВС КНР, а остальные 20 "МиГов" были из 29-го ГИАП. Завязался ожесточённый воздушный
бой, в котором сошлись около 80 самолётов с обеих сторон. Первой ушла по тревоге шестёрка МиГ-15 из состава 2-й АЭ под командованием
капитана В. Н. Крымского, и именно они первыми обнаружили первую группу из 8 "Тандерджетов",
которые, нарушив границу КНР, направлялись к авиабазе Аньдун, которая располагалась
непосредственно напротив Сингисю, но на другом берегу реки Ялуцзян. Видимо, данная группа
противника должна была обеспечить действия подходившей основной ударной группы. Группа
капитана В. Н. Крымского вступила в бой с этой восьмёркой Ф-84, и довольно удачно, так как
вскоре капитану Г. П. Чумакову удалось сбить один из "Тандерджетов". В этот момент в район
боя подошла основная группа противника, и всё пространство было занято самолётами противника,
и шестёрка "МиГов" просто растворилась среди самолётов врага. Но это преимущество длилось
не больше минуты, так как сначала в район боя подошла шестёрка "МиГов" из 1-й АЭ под
командованием капитана П. И. Орлова, а ещё через минуту подошла ещё восьмёрка "МиГов" 3-й
АЭ под командованием капитана И. И. Юркевича. В небе крутилась гигантская "карусель" из нескольких десятков машин.
Несколько "МиГов" было обстреляно "Тандерджетами" на взлёте, при этом 2 МиГ-15 были
подбиты, и они были вынуждены сесть на аэродром, не вступив в бой. Были подбиты самолёты
капитана Жандарова и старшего лейтенанта А. Ф. Андрианова, самолёт последнего получил 3
пробоины в двигатель. МиГ-15 А. Ф. Андрианова был бы сбит, так как в него вцепились 2 Ф-84,
но его спасла пара капитана Глинского, который атаковал пару "Тандерджетов" и сбил один
из них, другой ушёл крутым виражом из-под атаки. Героически сражался в этом бою капитан Г. М. Гребёнкин, но его зажала
четвёрка Ф-84 и сбила. Г. М. Гребёнкин не успел спастись, эта была единственная потеря
полка в этом бою и последняя в этой войне. Но лётчики 29-го ГИАП с лихвой отплатили врагу
за свою потерю: они сбили 8 Ф-84 и подбили 2-3 машины противника. Правда, полку было
засчитано только 6 побед, которые одержали лётчики П. И. Орлов, И. Ф. Богатырёв, А. К.
Курносов, А. Рязанов, Г. П. Чумаков и А. И. Перекрест. Ещё 2 "Тандерджета" были сбиты
лётчиками Ю. И. Глинским и Г. М. Гребёнкиным, но им по разным причинам эти победы не
засчитали.
|