1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Оборин Александр Васильевич

16 побед

(12 + 4)
Оборин Александр Васильевич
  Флаг ВВС

Родился 7 (20) марта 1908 года в деревне Нижняя Гаревая, на окраине города Нытва (ныне Нытвенский район Пермского края). Окончил 7 классов. В 1927-1929 гг. работал машинистом листопрокатного цеха Лысьвенского металлургического завода. С октября 1929 года в рядах Красной Армии, призван Лысьвенским ГВК. Службу начал в пехоте, окончил полковую школу. В октябре 1931 года направлен в авиацию. В мае 1932 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в ноябре 1933 года - 14-ю Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Службу проходил в частях истребительной авиации в Киеве, Красноярске, в Забайкальском военном округе. Начало войны встретил военным комиссаром 13-го ИАП. В июне 1941 года в составе сформированного в Забайкалье полка убыл на фронт.

С 12 июля 1941 года батальонный комиссар А. В. Оборин в действующей армии: в должности комиссара эскадрильи 32 "А" ИАП, летал на И-16. С августа 1941 года по май 1942 года служил в 184-м ИАП в звании старшего политрука, продолжал летать на И-16. С сентября 1942 года по январь 1943 года командовал эскадрильей в 563-м ИАП (Сталинградский фронт), где летал уже на Як-1.

9 сентября 1942 года группа лётчиков под командованием командира 2-й эскадрильи А. В. Оборина при сопровождении штурмовиков в районе деревни Орловка над целью была атакована 6 истребителями противника. Отбивая атаки противника, наши лётчики обеспечили выполнение задания штурмовикам. При возвращении на свой аэродром они снова были атакованы противником. Искусно маневрируя, Оборин ушёл из-под удара и сам сбил один Ме-109. В это время он заметил, как другой "Мессер" атакует замыкающий Ил-2. Сделав крутой вираж, Оборин кинулся на выручку. Настигнув врага, он открыл огонь, но очередь прошла мимо. Оборин повторил атаку, но боеприпасов уже не было. Тогда он решил таранить. Увеличив газ до предела, лётчик догнал "Мессер" и нанёс по нему удар левой плоскостью. Лишившись крыла, вражеский самолёт рухнул на землю. С оторванной консолью крыла Оборин привёл свой истребитель на аэродром и совершил посадку. Корреспонденту фронтовой газеты он сам рассказывал коротко и просто: "Подошёл к Ме-109, рубанул его крылом, тот завертелся и упал. Потом я ушёл на свой аэродром".

В декабре 1942 полк был выведен на переформирование. В январе 1943 года майор А. В. Оборин направлен на Курсы командиров авиационных полков при Академии командно-штурманского состава ВВС. После окончания учёбы, в июне 1943 года был направлен как командир полка резерва в 22-й ЗИАП (город Иваново). Прошёл подготовку на самолёта Р-39 "Аэрокобра".

В августе 1943 года майор А. В. Оборин назначен командиром 438-го ИАП, прибывшего в Иваново на переформирование". В октябре 1943 приступил к боевой работе на Степном, затем на 1-м Украинском фронте. Воевал над Днепром, под Яссами, Львовом и Сандомиром.

7 августа 1944 года командир 438-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) подполковник А. В. Оборин в воздушном бою над Сандомирским плацдармом в районе посёлка Лагув (31 км юго-восточнее города Кельце, Польша) таранил вражеский истребитель, но погиб и сам.

Всего совершил 283 боевых вылета, в 119 воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы 4 самолёта противника, уничтожил 1 аэростат наблюдения в паре. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1944 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Имя Героя занесено в книгу почётных граждан города Нытва. В марте 1975 года пионерской организацией школы № 1 было присвоено имя А. В. Оборина, а в парке школы воздвигнут памятник Герою.

Награждён орденами: Ленина (23.10.1942, 10.04.1944), Красного Знамени (30.10.1941, 07.11.1941, 03.04.1944), Красной Звезды (03.11.1944); медалями.


*     *     *

P-39Q подполковника А. В. Оборина, 438-й ИАП, осень 1944 г.


Список известных воздушных побед А. В. Оборина:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
13.07.19411  Ме-109БоркалобовоИ-16
31.07.19411  аэростат  (в паре)Кричев
16.09.19411  Хш-126  (в группе 1/3)Середина - Буда
09.09.19421  Ме-109  (в паре)ДубовкаЯк-1
1  Ме-109  (сбит тараном)Котлубань
28.09.19421  Ме-109юго-западнее Ерзовка
30.09.19421  Ме-109  (в группе 1/5)Орловка
20.10.19421  Ме-109Котлубань
22.10.19431  Хе-111Лиховка"Аэрокобра"
15.12.19431  Ме-109Батизман
08.01.19441  Ю-88западнее Кировоград
18.04.19442  Ю-87западнее Ташлык
07.08.19441  Хш-129западнее Островец
1  Ме-109  (сбит тараном)Лагув
Также в период июль - август 1941 года лично сбил Ю-88 и в группе Хш-126  (точные даты и места не установлены).

      Всего сбитых самолётов - 12 + 4  (и 1 аэростат наблюдения в паре);  боевых вылетов - 283;  воздушных боёв - 119.



Из фотоматериалов разных лет:

Оборин Александр Васильевич Оборин Александр Васильевич

Оборин Александр Васильевич с женой

Оборин Александр Васильевич на крыле 'Аэрокобры'


Памятник А. В. Оборину в Нытве Памятник А. В. Оборину в Нытве



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.