Оборин Александр Васильевич
Родился 7 (20) марта 1908 года в деревне Нижняя Гаревая, на окраине города Нытва (ныне Нытвенский район Пермского края). Окончил 7 классов. В 1927-1929 гг. работал машинистом листопрокатного цеха Лысьвенского металлургического завода. С октября 1929 года в рядах Красной Армии, призван Лысьвенским ГВК. Службу начал в пехоте, окончил полковую школу. В октябре 1931 года направлен в авиацию. В мае 1932 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу лётчиков, в ноябре 1933 года - 14-ю Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Службу проходил в частях истребительной авиации в Киеве, Красноярске, в Забайкальском военном округе. Начало войны встретил военным комиссаром 13-го ИАП. В июне 1941 года в составе сформированного в Забайкалье полка убыл на фронт. С 12 июля 1941 года батальонный комиссар А. В. Оборин в действующей армии: в должности комиссара эскадрильи 32 "А" ИАП, летал на И-16. С августа 1941 года по май 1942 года служил в 184-м ИАП в звании старшего политрука, продолжал летать на И-16. С сентября 1942 года по январь 1943 года командовал эскадрильей в 563-м ИАП (Сталинградский фронт), где летал уже на Як-1. 9 сентября 1942 года группа лётчиков под командованием командира 2-й эскадрильи А. В. Оборина при сопровождении штурмовиков в районе деревни Орловка над целью была атакована 6 истребителями противника. Отбивая атаки противника, наши лётчики обеспечили выполнение задания штурмовикам. При возвращении на свой аэродром они снова были атакованы противником. Искусно маневрируя, Оборин ушёл из-под удара и сам сбил один Ме-109. В это время он заметил, как другой "Мессер" атакует замыкающий Ил-2. Сделав крутой вираж, Оборин кинулся на выручку. Настигнув врага, он открыл огонь, но очередь прошла мимо. Оборин повторил атаку, но боеприпасов уже не было. Тогда он решил таранить. Увеличив газ до предела, лётчик догнал "Мессер" и нанёс по нему удар левой плоскостью. Лишившись крыла, вражеский самолёт рухнул на землю. С оторванной консолью крыла Оборин привёл свой истребитель на аэродром и совершил посадку. Корреспонденту фронтовой газеты он сам рассказывал коротко и просто: "Подошёл к Ме-109, рубанул его крылом, тот завертелся и упал. Потом я ушёл на свой аэродром". В декабре 1942 полк был выведен на переформирование. В январе 1943 года майор А. В. Оборин направлен на Курсы командиров авиационных полков при Академии командно-штурманского состава ВВС. После окончания учёбы, в июне 1943 года был направлен как командир полка резерва в 22-й ЗИАП (город Иваново). Прошёл подготовку на самолёта Р-39 "Аэрокобра". В августе 1943 года майор А. В. Оборин назначен командиром 438-го ИАП, прибывшего в Иваново на переформирование". В октябре 1943 приступил к боевой работе на Степном, затем на 1-м Украинском фронте. Воевал над Днепром, под Яссами, Львовом и Сандомиром. 7 августа 1944 года командир 438-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) подполковник А. В. Оборин в воздушном бою над Сандомирским плацдармом в районе посёлка Лагув (31 км юго-восточнее города Кельце, Польша) таранил вражеский истребитель, но погиб и сам. Всего совершил 283 боевых вылета, в 119 воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы 4 самолёта противника, уничтожил 1 аэростат наблюдения в паре. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1944 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. Имя Героя занесено в книгу почётных граждан города Нытва. В марте 1975 года пионерской организацией школы № 1 было присвоено имя А. В. Оборина, а в парке школы воздвигнут памятник Герою. Награждён орденами: Ленина (23.10.1942, 10.04.1944), Красного Знамени (30.10.1941, 07.11.1941, 03.04.1944), Красной Звезды (03.11.1944); медалями. * * * Список известных воздушных побед А. В. Оборина:
|