Родился 7 ноября 1919 года в деревне Даниловка (ныне Куркинский район
Тульской области). С 1933 года жил в Москве. В 1936 году окончил 7 классов, в 1937 году -
школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал фрезеровщиком на заводе "Калибр" в
Москве. В 1939 году окончил аэроклуб. С ноября 1939 года в рядах Красной Армии, призван
Ростокинским РВК (города Москвы). В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную
школу пилотов. Служил в частях ВВС Ленинградского военного округа.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант Д. С. Николаев в действующей армии:
в должности лётчика 158-го ИАП (5-я САД, ВВС Северного фронта), летал на И-16. В октябре
1941 года направлен в 123-й ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 27-й Гвардейский ИАП);
был лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи. Летал на И-16, Як-1 и
Як-7.
27 января 1943 года командир звена 27-го Гвардейского истребительного
авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО территории страны)
Гвардии старший лейтенант Д. С. Николаев был тяжело ранен в воздушном бою и отправлен в
госпиталь. К тому времени совершил 343 боевых вылета, провёл 58 воздушных боёв, в которых
сбил 7 самолётов противника лично и 5 в составе группы. После лечения вернулся в полк, но
на боевые задания уже не летал. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 сентября 1943
года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая
Звезда" (№ 1204).
В 1944 году окончил курсы усовершенствования при Липецкой
высшей офицерской школе ВВС. С апреля 1944 года Гвардии капитан Д. С. Николаев
- помощник командира по воздушно-стрелковой службе 404-го ИАП ПВО (2-й Гвардейский ИАК ПВО,
Ленинградская армия ПВО).
Участник Советско-Японской войны в августе 1945 года в должности
помощника командира по воздушно-стрелковой службе того же 404-го ИАП (147-я ИАД ПВО,
Приморская армия ПВО). На боевые задания не летал.
После окончания войны до 1950 года продолжал службу в авиации ПВО
помощником командиров истребительных авиаполков (на Дальнем Востоке и Московском округе
ПВО). В 1951 году окончил Липецкие высшие офицерские лётно-тактические курсы ВВС. В
1951-1954 гг. - начальник воздушно-стрелковой службы истребительной авиадивизии в
Московском районе ПВО.
Участник войны в Корее с апреля 1952 по июль 1953 гг. в составе Управления
133-й ИАД (в должности начальника воздушно-стрелковой службы). На боевые задания не летал.
С 1954 года - помощник командира истребительной авиадивизии ПВО по
огневой и тактической подготовке (город Ярославль). С 30 июля 1960 года Гвардии полковник
Д. С. Николаев - в запасе. В 1961-1966 гг. работал инженером на оборонных предприятиях, в
1966-1985 гг. - инженером-конструктором в ОКБ А. Н. Туполева. Жил в Москве. Умер 9 октября
1993 года, похоронен на Троекуровском кладбище.
Награждён орденами: Ленина (08.09.1943), Красного Знамени (13.02.1943),
Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (20.01.1943),
Красной Звезды (19.12.1941, 26.10.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).
* * *
|
Список известных воздушных побед Д. С. Николаева:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
13.08.1941 | 1 "Хе-113" | Алексеевка | И-16 |
07.01.1942 | 1 Ме-109 | Ладога |
20.07.1942 | 1 Ю-88 (в паре) | южнее Володарский |
28.07.1942 | 1 Ю-87 | севернее Антропшино |
10.09.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | северо-восточнее 1-й городок |
13.01.1943 | 1 Ме-109 | Разъезд 9 км | Як-1, Як-7. |
14.01.1943 | 1 Ме-109 | юго-восточнее Шлиссельбург |
15.01.1943 | 1 Ме-109 | южнее Павлово |
23.01.1943 | 1 Ме-110 (в группе 1/3) | северо-западнее станция Мга |
24.01.1943 | 1 Ме-109 (в паре) | Синявино |
27.01.1943 | 1 Ю-88 |
1 Ю-88 (в группе 1/3) | юго-западная окраина Синявино |
Всего сбитых самолётов - 7 + 5; боевых вылетов - 343; воздушных боёв - 58.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет:
Возле одного из аэродромов Ленинградского фронта показался
самолёт. Это было неожиданно: лётчика ждали поздней. С самолётом творилось
что-то странное. Лётчик не повёл его на круг, а как шёл, так и начал садиться
по прямой. Медленно, словно нехотя, вывалилась левая нога шасси. Правая не
выпускалась. Со старта взлетела тревожная ракета. Лётчик будто и не замечал её.
Самолёт коснулся земли, пробежал немного и затем, перевалившись на правую плоскость,
замер на месте. К самолёту подбежали люди. Из повреждённой машины вынесли
истекающего кровью лётчика - Гвардии старшего лейтенанта Николаева.
Дмитрий Николаев - один из славных сынов соколиной семьи
лётчиков Ленинградского фронта. В Отечественной войне он участвует с первого же
дня. Дерзкий в бою с врагом, скромный и тактичный среди товарищей, он заслуженно
пользуется уважением и авторитетом в полку. Николаев, защищая город Ленина и
Ладожскую трассу, много раз вступал в бой с превосходящими силами противника и
всегда выходил победителем. При полётах на разведку, презирая опасность, снижался
до минимальной высоты и представлял командованию всегда точные и ценные сведения
о дислокации войск противника и его боевых средствах.
27 января 1943 года четвёрка истребителей, в составе которой был
и Николаев, встретилась с "Юнкерсами". Удар советских лётчиков, выскочивших из-за
облаков, был неожиданным и стремительным. Огненные струи пронзили один из фашистских
бомбардировщиков. "Юнкерс" вспыхнул и, оставляя за собой дымный след, полетел вниз.
Остальные, сбрасывая бомбы куда-попало, бросились наутёк. Наши лётчики стали их
преследовать. Загорелся ещё один "Юнкерс", сбитый товарищем Николаева - лётчиком
Карповым. В это время появилось несколько "Ме-109Ф". Они хотели отсечь советских
истребителей от "Юнкерсов". Один из "Мессеров" попытался атаковать Николаева.
Николаев надавил гашетку - и "Мессер" был сбит. Разделавшись с истребителем,
советский лётчик пристроился к "Юнкерсам", поливая их огнём своих пулемётов.
За период боевых действий Дмитрий Николаев произвёл 340 вылетов,
из них - 21 на разведку и 17 на штурмовку вражеских тылов, участвовал в 52 воздушных
боях, в которых сбил лично 3 бомбардировщика, 5 истребителей и в группе - 3
бомбардировщика и 3 истребителя.
За сбитые в воздушных боях самолёты противника, за разведки и
штурмовки его тылов и войск - Дмитрий Семёнович Николаев награждён орденами
Красного Знамени, Красной Звезды и орденом Отечественной войны 2-й степени.
Рана его зажила, и он снова в ленинградском небе громит
беспощадно оголтелых немецких стервятников.
(Из альбома портретов и очерков - "Герои Советского Союза Ленинградского фронта".)
|