Родился 2 (15) августа 1915 года в селе Скворечное (ныне Каменский
район Пензенской области). В 1920 году окончил 5 классов сельской школы. Работал на
Харьковском авиационном заводе. С декабря 1934 года в рядах Красной Армии, призван
Харьковским ГВК. В 1937 году окончил Харьковскую военную авиационную школу. Служил в
строевых частях ВВС Ленинградского военного округа.
Участник Советско-Финляндской войны с 30 ноября 1939 по 13 марта 1940 гг.
в составе 19-го ИАП (54-я ИАБР, ВВС 7-й Армии, Северо-Западный фронт). Летал на И-16,
воздушных побед не имел. Награждён орденом Красного Знамени. По окончании боёв назначен
начальником курсов командиров звеньев на аэродроме Горелово (Ленинградский военный округ).
С 22 июня 1941 года лейтенант И. П. Неуструев на фронтах Великой
Отечественной войны в должности командира эскадрильи 19-го ИАП (3-я ИАД ПВО, Северная
зона ПВО), которая 10 августа 1941 года вошла в состав 195-го ИАП (7-й ИАК ПВО, Ленинградская
зона ПВО), летал на И-16.
25 августа 1941 года был осуждён Военным трибуналом "за преступную
халатность" к 10 годам лишения свободы, с применением отсрочки исполнение приговора и
оставление в действующей армии. По воспоминаниям лётчика Кукина, летавшего в эскадрилье
Неуструева, в самом начале войны комиссар авиакорпуса приказал подвесить к самолётам
бомбы и вылететь на штурмовку. Пока подвешивали - взлетать не могли. А в это время на
аэродром налетели Ме-109, и уничтожили 7 наших самолётов. Комиссар корпуса отказался от
своих слов (письменного приказа не было) и Неуструев пошёл под трибунал. После суда, он
за период с 26 августа по 15 сентября 1941 года провёл 18 воздушных боев, сбил лично и в
составе группы 11 самолётов противника. 16 сентября его имя прозвучало в сообщении
Совинформбюро. За эти боевые успехи судимость была досрочно снята.
К концу сентября 1941 года служил командиром звена, а затем и эскадрильи
в 26-м ИАП, продолжал летать на И-16. В феврале 1942 года старший лейтенант И. П. Неуструев
назначен инспектором по технике пилотированию 7-го ИАК ПВО, где летал на различных типах
самолётов. С 10 июня 1943 года майор И. П. Неуструев командовал 11-м Гвардейским ИАП (2-й
Гвардейский ИАК ПВО), летал на Ла-5.
К августу 1943 года командир 11-го Гвардейского истребительного
авиационного полка (2-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, Войска ПВО
территории страны) Гвардии майор И. П. Неуструев совершил 128 боевых вылетов, в 55
воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы ещё 10 самолётов противника (в материалах
наградного листа говорится о 11 личных и 6 групповых победах). Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением
ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1203).
К 9 мая 1945 года Гвардии подполковник И. П. Неуструев выполнил более 200
боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 15 и в составе группы
10 самолётов противника.
После окончания войны продолжал служить на различных должностях в ВВС. В
1947 году окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы. С 18 декабря 1956 года Гвардии
полковник И. П. Неуструев - в запасе. Жил и работал в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).
Умер 19 февраля 1965 года, похоронен на Ново-Волковском кладбище.
Памятная стела и бюст Героя установлены на площади Победы в городе
Каменка (Пензенская область).
Награждён орденами: Ленина (28.09.1943), Красного Знамени (07.04.1940,
31.12.1941, 28.06.1944), Кутузова 3-й степени (17.02.1944), Отечественной войны
1-й степени (22.08.1944), Красной Звезды (26.11.1941, 15.11.1950, 23.01.1957); медалями, в том
числе "За боевые заслуги" (30.04.1945).
* * *
Список известных воздушных побед И. П. Неуструева:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
31.07.1941 | 1 Ме-109 (в группе 1/4) | южнее Волосово | И-16 |
1 Ме-109 (в группе 1/4) | юго-западнее Сиворицы |
07.08.1941 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | Веймари |
10.08.1941 | 1 Ю-88 (в паре) | станция Вруда |
02.09.1941 | 1 Ме-109 | станция Пелла |
04.09.1941 | 1 Ме-110 | южнее станция Пустынька |
05.09.1941 | 1 Ме-109 (в паре) | южнее станция Ивановское |
10.09.1941 | 1 Ю-88 (в паре) | Горелово |
1 Ме-109 | западнее Дудергоф |
1 Ю-87 | юго-западнее Красное Село |
11.09.1941 | 2 Ю-87 (в группе 2/4) | Горелово |
1 Ме-110 | Дудергофские горы |
14.09.1941 | 1 Ю-88 | севернее Пушкин |
1 Хш-126 (в группе 1/7) | Антропшино |
26.09.1941 | 1 Ю-87 (в паре) | Марьино - Пыльная Мельница |
01.09.1942 | 1 Ме-109 | юго-восточнее станция Мга | "Киттихаук" |
1 Ме-109 | восточнее Жегловск |
09.06.1943 | 1 ФВ-190 | деревня Ладога | Ла-5 |
18.06.1943 | 1 ФВ-190 | Колпино |
21.03.1944 | 1 "Брюстер" | Пильно |
22.06.1944 | 1 Ме-109 | Манникола |
1 Ме-109 | Томисуо - Карьяла |
23.06.1944 | 1 ФВ-190 | Пялтяри |
29.06.1944 | 1 Ме-109 | Соримяки |
Всего сбитых самолётов - 15 + 10; боевых вылетов - более 200; воздушных боёв - около 70.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет: