1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Назаренко Дмитрий Павлович

25 побед

(18 + 7)
Назаренко Дмитрий Павлович
  Флаг ВВС

Родился 26 ноября 1917 года в селе Ивановка (ныне Царичанский район Днепропетровской области Украины). Окончил 8 классов средней школы, работал телеграфистом на Царицынском узле связи. В 1934-1936 гг. учился в Киевском техникуме физкультуры. С 1936 года в рядах Красной Армии. В 1938 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов.

Участник Советско-Финляндской войны 1939-1940 гг. Совершил 25 боевых вылетов на И-16, воздушных побед не имел. Награждён медалью "За отвагу" (1940).

С 22 июня 1941 года лейтенант Д. П. Назаренко в действующей армии: в должности командира звена 131-го ИАП (8 февраля 1943 года преобразован в 40-й Гвардейский ИАП). Сражался на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Летал на И-16, ЛаГГ-3 и Ла-5.

К середине ноября 1942 года командир эскадрильи 131-го истребительного авиационного полка (217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Закавказский фронт) капитан Д. П. Назаренко совершил 323 боевых вылета, провёл около 70 воздушных боёв, сбил лично 11 и в составе группы 6 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 831). Вскоре был назначен штурманом, а с 8 июля 1943 года - командиром 40-го Гвардейского ИАП.

С марта 1944 года - штурман 8-й Гвардейской ИАД (5-й ИАК), летал на Ла-5. В декабре 1944 года был направлен в 263-й ИАП (215-я ИАД), с понижением в должности, где летал на Ла-5 и Ла-7.

К 9 мая 1945 года командир эскадрильи 263-го истребительного авиационного полка (215-я истребительная авиационная дивизия, 8-й истребительный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии майор Д. П. Назаренко всовершил более 500 боевых вылетов, провёл около 120 воздушных боёв, в которых сбил 18 самолётов противника лично и 7 в составе группы.

После окончания войны продолжал служить на различных должностях в ВВС. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию, а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. В 1952 году присвоено воинское звание "Генерал-майор авиации". Летал на боевых самолётах до 1966 года. С 1967 года - в запасе. Жил и работал в Одессе (ныне административный центр Одесской области Украины). Умер 19 октября 1969 года. Похоронен на Аллее Героев на 2-м Христианском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (05.11.1941, 13.12.1942), Красного Знамени (19.10.1942, ...), Отечественной войны 1-й степени (22.10.1943), Отечественной войны 2-й степени (18.06.1945), Красной Звезды; медалями, в том числе "За отвагу" и "За боевые заслуги".


*     *     *
Ла-5 капитана Д. П. Назаренко. 40-й ГИАП, лето 1943 г.


Список известных воздушных побед Д. П. Назаренко:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
29.08.19411  Ме-109  (в группе 1/5)ДнепропетровскИ-16
29.10.19411  Хш-126  (в группе 1/7)Кузнецово
01.06.19421  Ме-109аэродром КонстантиновкаЛаГГ-3
02.06.19421  Ме-109Левковка
09.06.19421  Ме-109юго-западнее аэродром Барвенково
1  Ме-109Барвенково
14.07.19421  ФВ-189северо-восточнее Новосёловка
1  Ме-110северо-восточнее Верхняя Ольховая
16.09.19421  Ме-109северо-восточнее МалгобекЛа-5
17.09.19421  Ме-109Нижний Наур - Ищерская
27.09.19421  Ме-109  (в группе 1/4)Кескем - Сагопшин
28.09.19421  Ме-109  (в группе 1/4)южнее Лакинсов
29.09.19421  Ме-109Озёрная
30.09.19421  Ме-109  (в паре)севернее Заманкул
04.10.19421  Ме-109  (в паре)Эльхотово - Змейское
05.10.19421  Ме-109западнее Советский
07.10.19421  ФВ-189юго-восточнее Платоновский
05.07.19431  Хш-126  (в паре)севернее Стрелецкая
07.07.19431  Ю-87юго-восточнее Сырцево
1  Ю-87юго-восточнее Лучки
23.09.19431  Хе-111Кагарлык
21.02.19451  ФВ-190северная окраина Прейсиш Штаргард
19.03.19451  Ме-109Цоппот
25.04.19451  ФВ-190аэродром ПязевалькЛа-7
1  ФВ-190Пенкун

      Всего сбитых самолётов - 18 + 7;  боевых вылетов - более 500;  воздушных боёв - около 120.



Из фотоматериалов военных лет:

Назаренко Дмитрий Павлович

Назаренко Дмитрий Павлович

Назаренко Дмитрий Павлович (слева)


Из фотоматериалов разных лет:

Назаренко Дмитрий Павлович Назаренко Дмитрий Павлович


Из материалов прессы военных лет:

Назаренко Дмитрий Павлович Назаренко Дмитрий Павлович

Лётчик Д. П. Назаренко с товарищами

Назаренко Дмитрий Павлович

На самолёте "Лавочкин-5".

Нынешние воздушные бои с немцами характерны ярко выраженной наступательной тактикой наших истребителей. Объясняется это не только количественным ростом и боевым опытом нашей авиации, но также прекрасным качеством советских машин. Я летаю на самолёте "Лавочкин-5". После первых же боёв на этой машине почти все лётчики нашего полка поняли, какие возможности таит в себе "ЛА-5". Ни "Мессершмитт-109", ни "Фокке-Вульф-190" не уходят от "ЛА-5" ни на вертикали, ни на горизонтали. Время виража у этого самолёта меньше, чем у немецких истребителей.

Конечно, для того, чтобы добиться таких показателей, надо хорошо освоить самолёт. Некоторые молодые лётчики, входя в пике, не догоняют вражеского истребителя. Объясняется это тем, что они не используют в полной мере шаг винта и триммер. Дело здесь в следующем: набрав определённую скорость, самолёт как бы сам собою выходит из пике, и лётчик не в состоянии удержать его ручкой. Чтобы избежать этого, надо при переходе в пикирование отдавать триммер руля глубины и утяжелять винт, то есть ставить его на больший шаг. Тогда "ЛА-5" пикирует устойчиво и легко нагоняет "Мессершмитт" или "Фокке-Вульф". При выходе из пике триммер, наоборот, выбирается на себя, а винт облегчается. Тогда и на горке немецкие истребители не уйдут.

Опыт показал, что при правильном пользовании триммером можно значительно уменьшить время виража. Для этого лётчик выбирает триммер, ручку отдаёт на себя и делает вираж с малым набором высоты. Самолёт виражит устойчиво и энергично, без дрожи. Таким образом, "Лавочкин-5" может легко зайти в хвост любому немецкому истребителю.

Какой строй наиболее эффективен? Шаблона здесь, конечно, не может быть. Мы, например, отдаём предпочтение боевому порядку, эшелонированному по высоте в несколько ярусов. Командир находится при этом в средней группе, а в состав верхней входят 2-4 аса. Такой строй имеет те преимущества, что, во-первых, противнику трудно одновременно заметить все наши самолёты, а во-вторых, можно быстро наращивать силы в нужном направлении.

Встретив истребители противника, командир передает по радио, какова их численность, а также своё решение. Если противник имеет превосходство в силах, командир вызывает пару из верхней группы, где остается пара асов. Нижняя группа в бой пока не ввязывается, а набирает высоту со стороны солнца. Она ведёт борьбу с самолётами, подходящими на помощь врагу, и добивает его истребители, выходящие из боя. Пара асов, патрулирующая выше, сгоняет вниз вражеские самолёты, набирающие высоту для атаки.

В борьбе с вражескими бомбардировщиками мы применяем следующий приём. Часть сил связывает боем вражеские истребители прикрытия. Численность этой сковывающей группы зависит от количества бомбардировщиков противника и сопровождающих их истребителей. Ударная группа, всеми парами одновременно, атакует строй бомбардировщиков. Атака производится под большим углом пикирования (до 60 градусов) с обязательным прицельным огнём. Во время атаки полезно оставить вверху сзади 2-4 самолёта. Они отвлекают на себя огонь стрелков и отсекают прорывающиеся на помощь бомбардировщикам вражеские истребители.

Недавно у нас произошёл весьма поучительный бой с немецкими истребителями и бомбардировщиками. Группа "ЛА-5" под командованием Героя Советского Союза Китаева и несколько машин во главе с Героем Советского Союяа Новиковым вылетели навстречу врагу. Китаев поднялся на 4000 метров, а Новиков шёл на высоте 3000 метров, ныряя в облаках. Вскоре произошло столкновение с немцами. "Юнкерсы" летели под облаками. Их прикрывали 6 "МЕ-109Ф" и 2 "ФВ-190", которые шли парами, маневрируя по вертикали.

Китаев, заметив вражеские истребители, повёл свою группу в атаку на встречных курсах. Она врезалась в центр боевого порядка немецких истребителей. Завязался бой на вертикалях. Тем временем Новиков, используя облачность, незаметно подобрался к "Юнкерсам". Короткая атака сзади, сверху, сбоку. С дистанции 25 метров Новиков поймал в прицел ведущий "Юнкерс" и дал короткую очередь. У "Юнкерса" отвалилось полконсоли, и он камнем полетел на землю. Направление атаки было выбрано настолько удачно, что Новиков по прямой пошёл на правого ведомого. Однако немец, заметив его, стал уходить в облака, Новиков сделал боевои разворот. Очутившись сзади и снизу, он дал очередь в мотор, и второй "Юнкерс" горящим факелом рухнул вниз. Остальные немецкие бомбардировщики скрылись в облаках.

На исход группового воздушного боя существенно могут повлиять одна-две пары асов. Они ходят выше группы, ведущей бой, и наблюдают за её действиями. Когда силы противника нарастают, идет горячая схватка и все увлеклись боем, то в самый критический момент асы решают исход столкновения в свою пользу. Они набрасываются сверху на противника, уничтожают с одной атаки один-два самолёта и, имея запас скорости, снова уходят вверх, чтобы занять исходное положение. Опыт показывает, что немецкий истребитель никогда не принимает боя, если он находится ниже. Таким образом, внезапная атака асов расстраивает ряды противника и заставляет его выходить из боя.

Целиком оправдал себя свободный полёт асов вдоль линии фронта и над расположением неприятеля. Однажды, мы шли четвёркой в свободном полёте. Одну пару вёл я на высоте 2500 метров, а другая, во главе с капитаном Сиговым, шла на 500 метров выше. Над линией фронта мы заметили группу своих бомбардировщиков, возвращавшихся с задания. Четыре "Мессершмитта" завязали бой с истребителями прикрытия, а тем временем пара "МЕ-109" погналась за бомбардировщиками. Увидев это, я передал Сигову по радио: "Иду в атаку!". Мой удар оказался не слишком успешным: удалось лишь подбить ведомый немецкий истребитель. Но и этого было достаточно, чтобы немцы оставили в покое бомбардировщики и горкой полезли вверх. Тогда я передал Сигову, оставшемуся наверху: "Смотри за воздухом" и сам тоже стал набирать высоту. Немцы, очевидно, не заметили Сигова и его напарника. А те в тот момент, когда немцы поднимались, атаковали их сверху и сбили ведущего. Подбитый мною ведомый тоже перешёл в пике и скрылся.

В это время из группы немцев, которая вела бой с нашими истребителями прикрытия, откололась пара "МЕ-109" и пошла вверх на Сигова. Это было как раз в тот момент, когда он выходил из атаки. Я заметил опасность, грозящую товарищу, и радировал: "В хвосте немцы. Держись, отбиваю". Зайдя сзади сверху, и дал метров с 20 очередь по колпаку "Мессершмитта". Немецкий лётчик был убит, его самолёт перевернулся и врезался в землю. Остальные немецкие истребители ушли. Итак, наше неожиданное появление не только позволило уничтожить 2 "Мессершмитта", но, кроме того, избавило группу бомбардировщиков от угрожавшей ей опасности.

Герой Советского Союза гвардии капитан Д. П. Назаренко. Харьковское направление.

("Красная Звезда" № 190 от 13.08.1943 г.)




Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.