На самолёте "Лавочкин-5".
Нынешние воздушные бои с немцами характерны ярко выраженной
наступательной тактикой наших истребителей. Объясняется это не только количественным
ростом и боевым опытом нашей авиации, но также прекрасным качеством советских
машин. Я летаю на самолёте "Лавочкин-5". После первых же боёв на этой машине
почти все лётчики нашего полка поняли, какие возможности таит в себе "ЛА-5".
Ни "Мессершмитт-109", ни "Фокке-Вульф-190" не уходят от "ЛА-5" ни на вертикали,
ни на горизонтали. Время виража у этого самолёта меньше, чем у немецких истребителей.
Конечно, для того, чтобы добиться таких показателей, надо
хорошо освоить самолёт. Некоторые молодые лётчики, входя в пике, не догоняют
вражеского истребителя. Объясняется это тем, что они не используют в полной мере
шаг винта и триммер. Дело здесь в следующем: набрав определённую скорость, самолёт
как бы сам собою выходит из пике, и лётчик не в состоянии удержать его ручкой.
Чтобы избежать этого, надо при переходе в пикирование отдавать триммер руля
глубины и утяжелять винт, то есть ставить его на больший шаг. Тогда "ЛА-5"
пикирует устойчиво и легко нагоняет "Мессершмитт" или "Фокке-Вульф". При выходе
из пике триммер, наоборот, выбирается на себя, а винт облегчается. Тогда и на
горке немецкие истребители не уйдут.
Опыт показал, что при правильном пользовании триммером можно
значительно уменьшить время виража. Для этого лётчик выбирает триммер, ручку
отдаёт на себя и делает вираж с малым набором высоты. Самолёт виражит устойчиво
и энергично, без дрожи. Таким образом, "Лавочкин-5" может легко зайти в хвост
любому немецкому истребителю.
Какой строй наиболее эффективен? Шаблона здесь, конечно, не может
быть. Мы, например, отдаём предпочтение боевому порядку, эшелонированному по высоте
в несколько ярусов. Командир находится при этом в средней группе, а в состав
верхней входят 2-4 аса. Такой строй имеет те преимущества, что, во-первых,
противнику трудно одновременно заметить все наши самолёты, а во-вторых, можно
быстро наращивать силы в нужном направлении.
Встретив истребители противника, командир передает по радио, какова
их численность, а также своё решение. Если противник имеет превосходство в силах,
командир вызывает пару из верхней группы, где остается пара асов. Нижняя группа
в бой пока не ввязывается, а набирает высоту со стороны солнца. Она ведёт борьбу
с самолётами, подходящими на помощь врагу, и добивает его истребители, выходящие
из боя. Пара асов, патрулирующая выше, сгоняет вниз вражеские самолёты, набирающие
высоту для атаки.
В борьбе с вражескими бомбардировщиками мы применяем следующий
приём. Часть сил связывает боем вражеские истребители прикрытия. Численность
этой сковывающей группы зависит от количества бомбардировщиков противника и
сопровождающих их истребителей. Ударная группа, всеми парами одновременно,
атакует строй бомбардировщиков. Атака производится под большим углом пикирования
(до 60 градусов) с обязательным прицельным огнём. Во время атаки полезно оставить
вверху сзади 2-4 самолёта. Они отвлекают на себя огонь стрелков и отсекают прорывающиеся
на помощь бомбардировщикам вражеские истребители.
Недавно у нас произошёл весьма поучительный бой с немецкими истребителями
и бомбардировщиками. Группа "ЛА-5" под командованием Героя Советского Союза
Китаева и несколько машин во главе с Героем Советского Союяа Новиковым вылетели
навстречу врагу. Китаев поднялся на 4000 метров, а Новиков шёл на высоте 3000
метров, ныряя в облаках. Вскоре произошло столкновение с немцами. "Юнкерсы" летели
под облаками. Их прикрывали 6 "МЕ-109Ф" и 2 "ФВ-190", которые шли парами,
маневрируя по вертикали.
Китаев, заметив вражеские истребители, повёл свою группу в атаку
на встречных курсах. Она врезалась в центр боевого порядка немецких истребителей.
Завязался бой на вертикалях. Тем временем Новиков, используя облачность, незаметно
подобрался к "Юнкерсам". Короткая атака сзади, сверху, сбоку. С дистанции 25
метров Новиков поймал в прицел ведущий "Юнкерс" и дал короткую очередь. У
"Юнкерса" отвалилось полконсоли, и он камнем полетел на землю. Направление
атаки было выбрано настолько удачно, что Новиков по прямой пошёл на правого
ведомого. Однако немец, заметив его, стал уходить в облака, Новиков сделал
боевои разворот. Очутившись сзади и снизу, он дал очередь в мотор, и второй
"Юнкерс" горящим факелом рухнул вниз. Остальные немецкие бомбардировщики
скрылись в облаках.
На исход группового воздушного боя существенно могут повлиять
одна-две пары асов. Они ходят выше группы, ведущей бой, и наблюдают за её
действиями. Когда силы противника нарастают, идет горячая схватка и все увлеклись
боем, то в самый критический момент асы решают исход столкновения в свою пользу.
Они набрасываются сверху на противника, уничтожают с одной атаки один-два самолёта
и, имея запас скорости, снова уходят вверх, чтобы занять исходное положение.
Опыт показывает, что немецкий истребитель никогда не принимает боя, если он
находится ниже. Таким образом, внезапная атака асов расстраивает ряды противника
и заставляет его выходить из боя.
Целиком оправдал себя свободный полёт асов вдоль линии фронта и
над расположением неприятеля. Однажды, мы шли четвёркой в свободном полёте. Одну
пару вёл я на высоте 2500 метров, а другая, во главе с капитаном Сиговым, шла
на 500 метров выше. Над линией фронта мы заметили группу своих бомбардировщиков,
возвращавшихся с задания. Четыре "Мессершмитта" завязали бой с истребителями
прикрытия, а тем временем пара "МЕ-109" погналась за бомбардировщиками. Увидев
это, я передал Сигову по радио: "Иду в атаку!". Мой удар оказался не слишком
успешным: удалось лишь подбить ведомый немецкий истребитель. Но и этого было
достаточно, чтобы немцы оставили в покое бомбардировщики и горкой полезли
вверх. Тогда я передал Сигову, оставшемуся наверху: "Смотри за воздухом" и сам
тоже стал набирать высоту. Немцы, очевидно, не заметили Сигова и его напарника.
А те в тот момент, когда немцы поднимались, атаковали их сверху и сбили ведущего.
Подбитый мною ведомый тоже перешёл в пике и скрылся.
В это время из группы немцев, которая вела бой с нашими истребителями
прикрытия, откололась пара "МЕ-109" и пошла вверх на Сигова. Это было как раз в
тот момент, когда он выходил из атаки. Я заметил опасность, грозящую товарищу,
и радировал: "В хвосте немцы. Держись, отбиваю". Зайдя сзади сверху, и дал метров
с 20 очередь по колпаку "Мессершмитта". Немецкий лётчик был убит, его самолёт
перевернулся и врезался в землю. Остальные немецкие истребители ушли. Итак,
наше неожиданное появление не только позволило уничтожить 2 "Мессершмитта", но,
кроме того, избавило группу бомбардировщиков от угрожавшей ей опасности.
Герой Советского Союза гвардии капитан Д. П. Назаренко. Харьковское направление.
("Красная Звезда" № 190 от 13.08.1943 г.)
|