1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Наумчик Николай Кузьмич

20 побед

(13 + 7)
Наумчик Николай Кузьмич
  Флаг ВВС

Родился 2 (15) июля 1916 года в городе Минске (ныне столица Республики Беларусь). Окончил 7 классов средней школы. Работал на кондитерской фабрике "Коммунарка", затем на станкостроительном заводе имени Ворошилова (ныне завод Октябрьской революции). В 1937 году окончил филиал Минского аэроклуба в городе Борисове (Борисовский район Минской области). С 15 октября 1937 года в рядах Красной Армии, призван Борисовским РВК. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную пилотов. Служил в 70-м ИАП (ВВС Забайкальского военного округа).

Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол (Монголия) в 1939 году. Воевал в составе 70-го ИАП (ВВС 1-й Армейской группы), летал на И-16. Воздушных побед не имел. В ходе боевых действий был отстранён от боевых вылетов комкором Я. В. Смушкевичем и отправлен на пост ВНОС.

С 17 сентября 1941 года лейтенант Н. К. Наумчик на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал в составе 8-го ИАП (8 февраля 1943 года преобразован в 42-й Гвардейский ИАП). Сражался на Южном, Северо-Кавказском и Закавказском фронтах. Летал на Як-1.

К февралю 1943 года командир 2-й эскадрильи 42-го Гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) Гвардии капитан Н. К. Наумчик совершил 270 боевых вылетов, в 39 воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 7 самолётов противника (в наградном листе говорится о 8 личных и 8 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 907).

К декабрю 1943 года совершил около 400 боевых вылетов, провёл около 60 воздушных боя, в которых лично сбил 13 и в составе группы 7 самолётов противника (в последнем наградном листе говорится о 12 личных и 9 групповой победах).

С декабря 1943 года Гвардии майор Н. К. Наумчик - слушатель Военно-Воздушной академии (в Монино), которую окончил в 1946 году. 24 июня 1945 года, в составе парадного расчёта Академии, участвовал в историческом Параде Победы на Красной площади в Москве.

После окончания войны продолжал служить на различных должностях в ВВС. С весны 1951 года был заместителем начальника по лётной подготовке 57-го военного авиационного училища лётчиков ВВС. С 18 марта 1957 года Гвардии полковник Н. К. Наумчик - в запасе, а затем в отставке. Жил в городе Чернигове (ныне административный центр Черниговской области Украины). Умер 17 февраля 1994 года, похоронен на Яцевском кладбище.

В Чернигове, на доме где жил Герой, установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина (23.02.1942, 01.05.1943), Красного Знамени (23.12.1941, 09.09.1942), Отечественной войны 1-й степени (07.12.1943, 11.03.1985), Красной Звезды (20.04.1953); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (24.06.1948).


*     *     *

Як-1 из состава 8-го ИАП, весна-лето 1942 г.


Список известных воздушных побед Н. К. Наумчика:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
28.09.19411  Хе-111  (в группе 1/3)озеро Белозерский ЛиманЯк-1
10.10.19411  Хш-126  (в группе 1/3)Пологи
15.10.19411  Ме-109Таганрог
18.10.19411  Ю-88  (в группе 1/4)Елоховский Карьер
22.11.19411  Хш-126Камышеваха
23.11.19411  Ме-109севернее Большие Салы
10.12.19411  Ме-109  (в паре)Новая Надежда - Дьяково
29.12.19411  "Хе-113"Савельевка
21.01.19421  Ю-88  (в группе 1/7)Барвенково
22.01.19421  Хш-126  (в паре)Приволье
25.01.19421  Хе-111  (в группе 1/5)Александровка
16.08.19421  ФВ-189юго-западнее Куба
17.08.19421  Ме-109Черниговская
1  "Хе-113"южнее Боксаненок
08.02.19431  Ю-52Тимашевская
14.03.19431  Ме-109лиман Ахтанизовский
20.04.19431  Ме-109Мефодиевская *
21.07.19431  Ме-109северо-западнее Анастасьевская
12.08.19431  Ме-109севернее Нижне-Греческий
13.11.19431  Хе-111северо-восточнее Мама Русская

      Всего сбитых самолётов - 13 + 7;  боевых вылетов - около 400;  воздушных боёв - около 60.


* Воздушная победа одержана в составе 812-го ИАП, куда лётчик был временно прикомандирован в качестве инструктора.

Из фотоматериалов разных лет:

Наумчик Николай Кузьмич Наумчик Николай Кузьмич Наумчик Николай Кузьмич


Из материалов прессы времён ВОВ:

Из материалов военных лет.

Из материалов прессы

Вертикальный маневр.

Начиная войну на сравнительно тихоходных самолётах старых типов, наши лётчики в процессе освоения скоростной материальной части нередко прибегали, в силу укоренившихся навыков, к пассивному бою на горизонтальном маневре. Это в значительной мере снижало боевые качества наших машин и подчас отдавало в руки противника инициативу боя.

Горизонтальный маневр (вираж) непригоден для материальной части, имеющей высокие лётно-тактичеокие качества. В этом случае он несовместим с наступательным темпом воздушного боя. Теория "замкнутого крута" была необходима при работе на самолётах, обладавших хорошей маневренностью, но малой скоростью. Теперь же она отжила свой век и становится явно невыгодной...

Изучив приём "замкнутого круга" на скоростных машинах, противник одной - двумя парами Ме-109Ф может связать целую группу наших истребителей. Он станет производить стремительные атаки снизу и сверху, разбивая круги, поражая отдельные оторвавшиеся самолёты. Кроме того, связав наш патруль "каруселью", истребители противника могут обеспечить работу своих бомбардировщиков.

В качестве примера можно привести полёт четвёрки истребителей во главе с лейтенантом Фёдоровым. Она прикрывала передний край наших наземных войск. Заметив четыре истребителя противника, Фёдоров со своими лётчиками стал в круг.

Пара "Мессершмиттов" атаковывала их по вертикалям, а вторая пара связала боем соседний патруль. Приняв оборонительный горизонтальный бой, наши лётчики были связаны по рукам, и бомбардировщики противника безнаказанно выполнили свою вадачу. В этом бою наши истребители не понесли потерь, но в то же время они не обеспечили прикрытия неземных войск. Это произошло из-за неправильного решения ведущего, применившего вместо наступления на вертикалях горизонтальный маневр для самообороны.

Изучая опыт боёв и тактику, применяемую противником, мы пришли к выводу, что нужно наиболее полно использовать все качества нашего самолёта типа "Яковлев". Наши лётчики серьёзно занялись изучением материальной части и её лётно-тактических данных, старались в совершенстве отработать технику пилотирования на скоростной машине. Они на практике убедились, что "Яковлев" ни в чём не уступает любому из истребителей противника на вертикальном маневре и значительно превосходит их на горизонтали.

Переход от горизонтального маневра к вертикальному начался в нашей части с реорганизации боевого порядка и более широкого использования радиосвязи в полёте. В качестве одного из примеров боевого порядка для ведения боя на вертикалях я приведу эшелонирование истребителей по высоте на величину боевого разворота и в глубину до 1 - 2 километров. Основывая всю работу на действиях парных патрулей и организовав чёткое взаимодействие между парами, мы добились немалых успехов. Эшелонирование по высоте парализовало вертикальный маневр немцев, и когда "Мессершмитты" пытались атаковать одну из наших пар, они сами немедленно подвергались атаке второй пары, находившейся выше их. При попытке истребителей противника уйти от удара вверх они попадали под огонь верхних пар. Этим мы заставляли немцев уходить переворотом вниз, но там их тоже ожидали наши пары. Такой боевой порядок позволяет парам истребителей свободно вступать в бой на вертикали по мере наращивания наших сил, а также связывать боем подходящие подкрепления противника, который уже не может достигнуть внезапности нападения.

В подтверждение того, что самолёт Як-1 может с успехом вести бой против немецких истребителей на вертикалях, я хочу разобрать несколько воздушных столкновений, участником которых довелось быть и мне. Благодаря этим боям я значительно повысил свой личный счёт сбитых немецких самолётов. Кроме того, ещё несколько машин врага мне удалось "свалить" во взаимодействии с другими лётчиками нашей части.

Однажды восемь истребителей Як-1 под командой старшего лейтенанта Павлова находились в свободном полёте над линией фронта. В воздухе появилось 6 Ме-109Ф и Ме-109Г. Павлов приказал первой своей четвёрке атаковать эти истребители противника, а вторую повёл в сторону солнца с набором высоты. Набрав высоту, Павлов заметил ниже себя ещё четыре истребителя противника и парой пошел в атаку на них. Вторая пара четвёрки прикрывала действия Павлова и была готова вступить в бой, если бы этого потребовали обстоятельства.

Один из четырёх "Мессершмиттов" был сбит парой Павлова. Остальные, захваченные врасплох, пытались уйти переворотами, но, заметив, что наши истребители широко используют вертикальный маневр, они изменили своей обычной привычке и не стали вновь набирать высоту в стороне, а перешли на бреющий полёт и скрылись. Лишив первую шестёрку "Мессершмиттов" подкрепления и заставив её уйти из района боя, Павлов оставил прикрывавшую его пару на прежней высоте для наблюдения за воздухом, чтобы противник не мог ввести в бой новые силы. Сам же поспешил на помощь первой своей четвёрке и атаковал немцев сверху и сзади. Ещё один вражеский самолёт был сбит. Остальные "Мессершмитты" рассыпались и резким пикированием вышли из боя.

В другой раз я лично вёл группу Як-1 на задание. Над территорией, занятой противником, в 70 километрах от линии фронта, мы навязали бой восьми Ме-109Ф и двум Хе-113. Бой начался на высоте 600 метров и закончился на высоте 3000 метров. Немцы, видя, что вертикальный маневр не даёт им преимущества, переходили на горизонтальный, но ни в одном случае не смогли выйти из-под удара. Наша группа сбила четыре и подбила два "Мессершмитта", вернувшись без потерь на свой аэродром. В ходе боя мы так регулировали режим полёта, что в необходимых случаях оставалась запасная мощность мотора, для нагона противника на вертикали.

Отличные летные качества самолёта Як-1 позволяют ему быть комбинированным истребителем, способным успешно вести бой и против истребителей, и против бомбардировщиков неприятеля. О том, какую опасность представляет собою для немцев Як-1, можно судить по результатам недавнего боя, проведенного группой старшего лейтенанта Горбунова. Возглавляя шестёрку, Горбунов и майор Шевченко прикрывали боевые порядки наших наземных частей. В воздухе появились восемь "Мессершмиттов", пытавшихся расчистить воздух для своих бомбардировщиков. Майор Шевченко в паре с лейтенантом Канкошевым сковал истребители противника на вертикальном маневре и оттянул их от поля боя... В это время появилось около 100 вражеских бомбардировщиков. Четвёрка Як-1 под управлением Горбунова врезалась в строй бомбардировщиков типа Ю-87 и разогнала их, заставив немцев сбросить бомбы над своими же войсками: пара Шевченко - Канкошев, обеспечившая действия группы Горбунова, сумела отлично справиться со сковыванием восьми истребителей противника и даже сбила один из них. А Горбунов со своей четвёркой нагнал панику на сотню "Юнкерсов" и заставил их ретироваться с поля боя. Причём два бомбардировщика были уничтожены.

Практика показала, что самолёт Як-1 обладает такими боевыми качествами, которые позволяют нашим лётчикам-истребителям вести успешный бой с противником на вертикальном маневре и дерзить в своих руках инициативу боя.

Герой Советского Союза гвардии капитан Н. Наумчик.

(Из материалов газеты "Красная Звезда" № 176 от 28.07.1943 г.)



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.