1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Мистюк Василий Федосеевич

10 побед

(10 + 0)
Мистюк Василий Федосеевич
  Флаг ВВС

Родился 14 января 1914 года в селе Степок (Акмолинская область Казахстана). В 1931 году окончил 7 классов в городе Свердловске, в 1934 году - 2 курса горного техникума. С 9 сентября 1934 года в рядах Красной Армии, призван Сталинским РВК (Акмолинская область). В ноябре 1937 года окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. Служил младшим лётчиком в строевых частях ВВС Киевского Ообого военного округа (35-я КАЭ и 11-й ТБАП). 14 октября 1939 года назначен флаг-штурманом 69-го ИАП (ВВС Одесского военного округа), 20 марта 1941 года - заместителем командира эскадрильи 69-го ИАП.

С 22 июня 1941 года старший лейтенант В. Ф. Мистюк в действующей армии. Воевал в составе 69-го ИАП (21-я САД, ВВС Южного фронта; с июля 1941 года - ВВС Приморской армии), совершил около 50 боевых вылетов на И-16. 9 августа 1941 года был тяжело ранен, отправлен на лечение в госпиталь. В июне 1942 года, после выздоровления, был назначен командиром эскадрильи 437-го ИАП (28 апреля 1943 года преобразован в 113-й Гвардейский ИАП). С 7 июля по 10 августа 1942 года в 1-м ЗИАП ВВС Московского военного округа (город Арзамас) вместе с полком осваивал истребитель Ла-5. С 19 августа 1942 года сражался на Сталинградском, Южном, Северо-Кавказском и Воронежском фронтах.

10 октября 1943 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 113-го Гвардейского истребительного авиационного полка (10-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 10-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, Воронежский фронт) Гвардии капитан В. Ф. Мистюк был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте, но получил сильные ожоги и умер от ран в госпитале. Всего совершил около 300 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв и сбил лично 10 самолётов противника. Возможно, в 1941 году одержал какое-то количество и групповых воздушных побед в составе 69-го ИАП (в последнем наградном листе говорится о 10 личных и 5 групповых победах). Похоронен в городе Переяслав-Хмельницкий (Киевская область) в городском парке, напротив монастыря.

Награждён орденами: Красного Знамени (05.11.1941, 12.12.1942, 11.09.1943), Отечественной войны 1-й степени (27.08.1943); медалями.


*     *     *
Список известных воздушных побед В. Ф. Мистюка:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
16.10.19422  Ю-88Чёрный ЯрЛа-5
19.10.19421  Ю-88Владимировка
08.05.19431  Ю-88юго-западнее Крымская
02.06.19431  Ме-109северо-восточнее Львовский
04.08.19431  Ю-88Уды
15.08.19431  Ме-109Крысино
17.08.19431  Ме-109Низы
18.08.19431  Ю-87южнее Ахтырка
21.08.19431  ФВ-190юго-западнее Тростянец

      Всего сбитых самолётов - 10 + 0;  боевых вылетов - около 300;  воздушных боёв - около 50.



Из материалов прессы послевоенных лет:

Одним из событий, которые измеряется гуманитарными ценностями и высокими нравственными мерками, стало открытие в городе Ахтубинске мемориальных досок 3-м лётчикам 437-го истребительного авиаполка, за 4 дня боёв в октябре 1942 года, сбивших над переправой войск у пристани "Владимировка" 11 вражеских самолётов. 6 мая 2014 года имена этих лётчиков были увековечены на фасаде Дома культуры речников, как раз напротив того места, где над речной гладью волжского затона они вели воздушные бои.

Из фотоматериалов военных лет.

Ожесточённая битва за Сталинград требовала мобилизации сил и ресурсов, которые поступали из прифронтовых районов. Одним из них являлся наш Владимировский, куда для охраны коммуникаций прибыли на самолётах Ла-5 командир группы капитан Василий Федосеевич Мистюк и его ведомые - лейтенант Николай Николаевич Смирнов и старший сержант Сергей Иванович Филиппов.

С середины октября 1942 года перед лётчиками-истребителями 8-й Воздушной армии встала важная задача. Им предстояло надёжно прикрыть пункты хранения военных грузов, поставляемых защитникам Сталинграда по железной дороге и речным путём. Именно в это время бомбардировщики противника участили налёты на железнодорожные станции и речные порты в районе Сталинграда. Выполняя поставленную задачу, авиаторы проявили большое мужество и отвагу.

Для прикрытия железнодорожных станций "Верхний Баскунчак", "Ахтуба", и посёлка Петропавловка звено истребителей Ла-5 из 437-го ИАП посадили в засаду на полевую площадку вблизи слободы Владимировка, в 120 км от основного аэродрома, расположенного в Средней Ахтубе. Командир этой маневренной группы Василий Федосеевич Мистюк добился высокой эффективности каждого боевого вылета.

16 октября 1942 года капитан В. Ф. Мистюк и младший лейтенант Н. Н. Смирнов, взлетев на истребителях из засады, в момент появления над портом "Владимировка" вражеского разведчика, встретили на подходе к порту 5 бомбардировщиков Ю-88. Завязался неравный воздушный бой. Василий Мистюк меткой очередью поджёг "Юнкерс". Затем, набрав высоту, атаковал сверху второй бомбардировщик и сбил его. В этом же воздушном бою ведомый капитана В. Ф. Мистюка командир звена Н. Н. Смирнов по очереди атаковал и уничтожил 2 самолета, а 3-й подбил и принудил совершить посадку.

18 октября 1942 года на подходе к Владимировке было уничтожено ещё 2 "Юнкерса". На следующий день здесь же сбито ещё 3 бомбардировщика противника. Над переправой войск у пристани "Владимировская" лётчики группы капитана В. Ф. Мистюка за 4 дня сбили 11 и подбили 6 бомбардировщиков противника.

Население Владимировки воспряло духом и обратилось к лётчикам 287-й ИАД с письмом, в котором выражало благодарность за избавление их от ужасов вражеских бомбардировок: "Мы получили возможность вылезти из убежищ и землянок и вновь поселиться в своих домах". Умелые действия и отвага лётчиков-истребителей - капитана В. Ф. Мистюка, младшего лейтенанта Н. Н. Смирнова и сержанта С. И. Филиппова отмечены Военным Советом Сталинградского фронта.

(Из материалов книги "Качинские чтения".  Волгоград, 2014 год.)



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.