1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Мазан Михаил Семёнович

23 победы

(20 + 3)
Мазан Михаил Семёнович
  Флаг ВВС

Родился 21 ноября 1920 года в селе Ульяновка (Магдалиновский район Днепропетровской области Украины). Окончил 7 классов средней школы № 70 в Днепропетровске и школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при вагоноремонтном заводе имени Кирова (тоже в Днепропетровске). Работал слесарем на этом заводе. В 1939 году окончил Сталинский аэроклуб, работал в нём лётчиком-инструктором. С 10 апреля 1940 года в Красной Армии, в декабре 1940 года окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил младшим лётчиком в 161-м РЕЗАП.

С декабря 1941 года сержант М. С. Мазан в действующей армии: в должности пилота 655-го САП (ВВС Юго-Западного и Сталинградского фронтов), выполнил 161 ночной вылет на самолёте У-2. С 26 января 1943 года воевал во 2-м ИАП (18 марта 1943 года преобразован в 85-й Гвардейский ИАП), где прошёл путь от рядового лётчика до заместителя командира эскадрильи. Сражался на Южном, 4-м Украинском, 1-м Украинском и 2-м Украинском фронтах. Летал на Як-1 и Як-9.

12 декабря 1944 года заместитель командира эскадрильи 85-го Гвардейского истребительного авиационного полка (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 3-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии капитан М. С. Мазан был подбит в воздушном бою и погиб при вынужденной посадке. Всего совершил 330 боевых вылетов (включая и на У-2), провёл 91 воздушный бой, сбил лично 20 и в составе пары 3 самолёта противника. Похоронен в парке замка Тапиосентмортон (юго-восточнее Будапешта). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 мая 1946 года посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Награждён орденами: Ленина (15.05.1946), Красного Знамени (26.04.1943, 29.11.1943), Отечественной войны 1-й степени (28.04.1944, 22.02.1945); медалями.


*     *     *
Список известных воздушных побед М. С. Мазана:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
22.03.19431  Ю-88южнее Сельмаш РостовЯк-1
25.03.19431  Ме-109станция Харцызск
24.06.19431  ФВ-189  (в паре)севернее Черкасская
01.07.19431  ФВ-189  (в паре)Бекетовка
19.07.19431  Ме-109севернее Успенское
22.07.19431  Ме-109Криничка
1  ФВ-189восточнее Мариновка
30.07.19431  Ме-109южнее Первомайск
31.07.19431  Ме-109северо-западнее Степановка
01.08.19431  Ме-109юго-восточнее Мариновка
08.10.19431  Ю-88Нейдорф
11.04.19441  "Шторх"Топай-Кемельчи
26.04.19441  Ме-109северо-западнее 6-я Верста
06.05.19441  ФВ-190Инкерманский маяк
10.08.19441  ФВ-190западнее БоркиЯк-9
12.08.19441  ФВ-190севернее Черинцы
30.08.19441  ФВ-189  (в паре)юго-восточнее Мелец
21.10.19441  ФВ-190Тересентмиклош
1  ФВ-190восточнее станции Кондель
30.10.19441  ФВ-190южнее Надькереш
01.11.19441  Ю-87Кечкемет - Лайошмиже
04.11.19441  ФВ-190севернее Пинтинтимре
08.12.19441  ФВ-190То-Алмаш

      Всего сбитых самолётов - 20 + 3;  боевых вылетов - 330;  воздушных боёв - 91.



Из фотоматериалов разных лет:

Мазан Михаил Семёнович

Мазан Михаил Семёнович

Мазан Михаил Семёнович и механик В. И. Баранов.

Мазан Михаил Семёнович

Мазан Михаил Семёнович у своего 'Яка'



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.