Марков Алексей Иванович
Родился 2 января 1921 года в деревне Репниково (ныне Чеховский район Московской области). В 1935 году окончил 7 классов школы в деревне Венюково (Чеховский район), в 1937 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при Венюковском механическом заводе. Работал слесарем-инструментальщиком на Подольском механическом заводе (январь-июнь 1938) и Венюковском механическом заводе (1938-1940). В 1939 году окончил Подольский аэроклуб. С 27 марта 1940 года в рядах Красной Армии, призван Ленинградским РВК (города Москвы). В июле 1941 года окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С июня 1942 года младший лейтенант А. И. Марков в действующей армии: в составе 434-го ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 32-й Гвардейский ИАП), где прошёл путь от рядового лётчика до командира эскадрильи. Сражался на на Сталинградском, Донском, Калининском, Северо-Западном, Брянском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Сталинградской и Курской битвах, освобождении Белоруссии и Прибалтики, Берлинской операции. Летал на Як-7, Як-1, Ла-5 и Ла-7. К августу 1944 года командир звена 2-й эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии старший лейтенант А. И. Марков совершил 255 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 16 самолётов противника. Указом Президиума Верховного совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 5338). К 9 мая 1945 года командир эскадрильи 32-го Гвардейского истребительного авиационного полка (3-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии капитан А. И. Марков совершил 290 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв и сбил лично 19 самолётов противника. После окончания войны продолжал служить на различных должностях в ВВС. В 1946 году окончил Высшую офицерскую лётно-тактическую школу ВВС (город Липецк), командовал эскадрильей (в Группе Советских войск в Германии и Московском военном округе). С 1948 года - командир Отдельной эскадрильи связи (в Московском военном округе). С июня 1953 года Гвардии подполковник А. И. Марков - в запасе. С мая 1954 года - снова в армии. До сентября 1954 года служил заместителем командира эскадрильи в Учебно-тренировочном авиационном полку (в Московском военном округе). С октября 1954 года - командир корабля в Полярной авиации (в Хатангском авиационном отряде). С 25 марта 1955 года Гвардии подполковник А. И. Марков - в запасе. До 1957 года работал в Полярной авиации; летал командиром экипажа на самолётах Ан-2 и Ли-2, затем назначен командиром особой авиационной эскадрильи. Осуществлял ледовую разведку, проводку караванов судов в Заполярье и аэрофотосъёмку. С 1959 года работал старшим диспетчером и начальником диспетчерской группы на заводе в городе Химки (Московская область). Умер 1 апреля 1966 года. Похоронен в Москве, на Головинском кладбище. В городе Чехов Московской области его именем названы улица и школа. Награждён орденами: Ленина (23.02.1945), Красного Знамени (23.10.1942, 06.11.1943), Александра Невского (15.06.1945), Отечественной войны 1-й степени (16.07.1943); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950). * * * Список известных воздушных побед А. И. Маркова:
|