|
Луковников Сергей Александрович
Родился 5 октября 1912 году в посёлке Ратманиха (ныне в черте города Нижний Новгород). В 1928 году окончил 6 классов сельской школы, позже - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем на заводе "Металлист" в Нижнем Новгороде. С 1 августа 1933 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1936 года окончил 3-ю Военную авиационную школу лётчиков (город Оренбург), в сентябре 1937 года - Курсы командиров звеньев при Борисоглебской ВАШП). В звании лейтенанта служил командиром звена в 4-й ИАЭ (56-я ИАБР, Киевский Особый военный округ). С мая 1938 года - начальник химической службы эскадрильи в 28-м ИАП (35-я ИАБР, Киевский Особый военный округ). Участник национально-освободительной войны в Испании с 10 июня по 26 октября 1938 года, был пилотом И-16 в составе 5-й эскадрильи 21-й истребительной авиагруппы Республиканских ВВС. Свой первый бой провёл 13 августа 1938 года в небе над Гандесой (Каталония). Отличился в боях над Эбро, где разыгрались подлинные воздушные сражения. Всего совершил 44 боевых вылета (имел 60 часов боевого налёта), в 27 воздушных боях лично сбил 2 самолёта противника (оба истребители "Фиат-32"). 14 августа 1938 года в 14:00 лейтенант С. А. Луковников вылетел с аэродрома "Вальс" в составе эскадрильи на прикрытие республиканских войск в районе реки Эбро. Над линией фронта на высоте 4500 метров республиканцы обнаружили группу из 30 самолётов противника. Командир эскадрильи В. Семенко повёл свои самолёты влево с набором высоты, чтобы атаковать противника сбоку. Противник заметил этот манёвр и пошёл в лобовую атаку. Республиканцы приняли её. Луковников сошёлся на встречных курсах с одним "Фиатом-32". В последний момент вражеский лётчик нырнул вниз, подставив свой хвост. Луковников воспользовался этим и винтом своего самолёта отрубил его. "Фиат-32" потерял управление и пошёл к земле. От удара И-16 перевернулся, но Луковников сумел вывести его в горизонтальный полёт, с поломанной плоскостью и нижним капотом сумел дотянуть до своего аэродрома и совершить посадку. На стволе правого крыльевого пулемёта привёз кусок обшивки сбитого "Фиата". Вражеский лётчик, сержант Хосе Месиа Лессепс (Jose Mesia Lesseps) выбросился с парашютом и попал в плен. Вскоре он был обменен на 4-х республиканских лётчиков. Остатки сбитого "Фиата" в 1938 году демонстрировались в Барселоне на выставке трофеев. После возвращения из Испании продолжал служить в ВВС, 31 декабря 1938 года получил звание капитана (минуя "старший лейтенант"). С 13 декабря 1938 года - помощник командира эскадрильи в 17-м ИАП (63-я ИАБР, Киевский военный округ), с 19 ноября 1939 года - командир эскадрильи. С 11 февраля 1941 года - помощник командира эскадрильи в 156-м ИАП (39-я ИАД, Ленинградский военный округ), с мая 1941 года - заместитель командира эскадрильи. Участник Великой Отечественной войны с 22 июня по 6 сентября 1941 года в составе 156-го ИАП (39-я ИАД, ВВС Северного и Ленинградского фронтов), летал на И-16. Весной 1942 года был направлен на такую же должность в 439-й ИАП, где одновременно выполнял обязанности штурмана эскадрильи. В сентябре 1942 года переведён в 788-й ИАП (102-я ИАД ПВО, Сталинградский район ПВО), где летал на Як-1. В апреле 1943 года был направлен в 909-й ИАП, который начал формироваться в Архангельском военном округе (аэродром Каргополь) на основе 20-й Отдельной истребительной эскадрильи и боевой работы ещё не вёл. В июне 1943 года назначен штурманом полка. 6 января 1944 года капитан С. И. Луковников погиб при исполнении служебных обязанностей: в авиационной катастрофе (в районе станции Обозерская, Плесецкий район Архангельской области), там же и похоронен. К тому времени успел одержать ещё 4 воздушные победы (3 лично и 1 в группе). Посмертно присвоено воинское звание "майор". Награждён орденами: Красного Знамени (22.02.1939, 22.07.1941). * * *
Список известных воздушных побед С. И. Луковникова:
Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||