Родился 14 декабря 1921 года в селе Двуречки (ныне Грязинский район
Липецкой области). В 1928 году семья переехала в Липецк. После окончания 8 классов
средней школы № 5, отправился в Воронеж, где поступил учиться в радиотехникум. Вскоре
вернулся в Липецк, начал заниматься в аэроклубе и любительской студии городского драмтеатра.
С 5 декабря 1939 года в рядах Красной Армии, призван Липецким РВК. В 1940 году окончил
Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант С. Г. Литаврин на фронтах Великой
Отечественной войны: в должности командира звена 158-го ИАП (7 июля 1943 года преобразован
в 103-й Гвардейский ИАП). С 25 октября 1942 года - командир эскадрильи. Летал на И-16,
"Киттихауке" и "Аэрокобре".
К середине декабря 1942 года командир эскадрильи 158-го истребительного
авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) капитан
С. Г. Литаврин совершил 311 боевых вылетов, в 55 воздушных боях сбил лично 10 самолётов
противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года удостоен
звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 814).
В 1944 году комсомольцы Липецкого района собрали 100 тысяч рублей на
постройку боевого самолёта "Липецкий комсомолец", который попросили вручить их земляку -
Герою Советского Союза С. Г. Литаврину. Желание было исполнено. Вскоре лётчик приехал в
Липецк, где получил новенький истребитель Як-9 (по имеющимся сведениям боевую работу на
нём не вёл, возможно самолёт был передан в другой полк, летающий на "Яках").
К 9 мая 1945 года Гвардии капитан С. Г. Литаврин совершил 462 боевых
вылета, провёл 90 воздушных боёв, в которых сбил лично 18 самолётов противника.
После окончания войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира
полка. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию. Служил заместителем, а затем и
командиром авиационной дивизии. 4 февраля 1957 года полковник С. Г. Литаврин погиб в
авиационной катастрофе. Похоронен в городе Липецке на Преображенском кладбище. В Липецке
имя Героя носят школа № 5, переулок и улица, где на доме № 2 установлена мемориальная доска.
Награждён орденами: Ленина (16.08.1942, 28.01.1943), Красного Знамени
(20.12.1941, 05.08.1944), Александра Невского (12.06.1943), Красной Звезды (26.10.1955);
медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).
* * *
|
|
|
Список известных воздушных побед С. Г. Литаврина:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
29.06.1941 | 1 Ю-88 | станция Печоры | И-16 |
04.07.1941 | 1 Ю-88 | озеро Псковское |
16.08.1941 | 1 Ме-109 | севернее станция Вейман |
29.05.1942 | 1 Ме-109 | юго-западнее Волховстрой | "Киттихаук" |
1 Ю-88 | Лезье |
26.06.1942 | 1 Ю-88 | Городище |
1 Ме-109 | Оломна |
28.07.1942 | 1 Ме-109 | Слуцк |
02.08.1942 | 1 Ю-88 | южнее станция Горелово |
23.03.1943 | 1 Ю-88 | Красный Бор |
1 ФВ-190 |
04.04.1943 | 1 ФВ-190 | Никопольское |
13.04.1943 | 1 Ме-109 | Забородье |
31.05.1943 | 1 Ю-88 | Шлиссельбург |
05.06.1943 | 1 Хе-111 | Новая Ладога |
18.06.1943 | 1 Ме-109 | Витино |
29.06.1944 | 1 Ме-109 | Иохантола | "Аэрокобра" |
1 ФВ-190 | Юливеси |
Всего сбитых самолётов - 18 + 0; боевых вылетов - 462; воздушных боёв - 90.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет:
|
|
|
|
Сергею Литаврину всего 20 лет. Несмотря на свою молодость, он
уже удостоен звания капитана и о нём с уважением говорят даже испытанные, старые
воздушные бойцы. Он - зрелый мастер воздушного боя, соединяющий в себе беспредельное
мужество с хорошей боевой выучкой. В биографии лётчика много славных боевых
эпизодов. Неизменно хладнокровный и уверенный в своём превосходстве над врагом,
советский ас не терялся ни при каких обстоятельствах.
6 июня 1943 года лётчики Ленинградского фронта сбили в крупном
воздушном сражении 22 фашистских самолёта. Шестёрка капитана Литаврина сбила 8
фашистских самолётов.
...Немецкие бомбардировщики шли плотным строем под прикрытием
многих истребителей. Литаврин пошёл наперехват. Он хорошо видел немецкие самолёты
"Хейнкель-111" - они шли тремя группами, свыше 40 машин. Около двух десятков
"Фокке-Вульф-190" шли над ними.
Предстояло незаметно подойти к вражеским бомбардировщикам. Это
было нелегко сделать: Литаврин с товарищами шли к месту сражения не со стороны
солнца, и вести атаку им предстояло снизу или на равных с противником высотах.
Когда наши самолёты сблизились с немецкими, по радио прозвучал спокойный голос
Литаврина: "В атаку!".
Краснозвёздные истребители врезались в строй бомбардировщиков.
Запылал подбитый капитаном "Хейнкель". Потеряв порядок, заметались фашисты. От
ударов советских лётчиков один за другим, пылая, свалились они в последнее пике,
из которого не было выхода. Растерявшиеся истребители прикрытия метались из
стороны в сторону, пробовали нападать, но не было никакой уверенности в их
беспорядочных атаках. Шестёрка славного Литаврина казалась неуязвимой. Фашисты
были рассеяны.
Сергея Литаврина товарищи зовут "охотником за бомбардировщиками",
14 фашистских самолётов сбил он лично, неизменно выходя победителем из самых
ожесточённых воздушных схваток. Высокое лётное искусство молодого капитана,
рождённое в воздушных битвах Великой Отечественной войны характеризуется
наступательной отвагой, которая заставляет искать противника, находить его и
бить наверняка.
"Найти и победить врага!" - вот девиз лётчика-комсомольца Сергея
Гавриловича Литаврина.
(Из альбома портретов и очерков - "Герои Советского Союза Ленинградского фронта".)
|