1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Литаврин Сергей Гаврилович

18 побед

(18 + 0)
Литаврин Сергей Гаврилович
  Флаг ВВС

Родился 14 декабря 1921 года в селе Двуречки, ныне Грязинского района Липецкой области. В 1928 году семья переехала в Липецк. После окончания 8 классов средней школы № 5, отправился в Воронеж, где поступил учиться в радиотехникум. Вскоре вернулся в Липецк, начал заниматься в аэроклубе и любительской студии городского драмтеатра. С 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С июня 1941 года младший лейтенант С. Г. Литаврин на фронтах Великой Отечественной войны в должности командира звена 158-го ИАП (7 июля 1943 года преобразован в 103-й Гвардейский ИАП). С 25 октября 1942 года - командир эскадрильи. Летал на И-16, "Киттихауке" и "Аэрокобре".

К середине декабря 1942 года командир эскадрильи 158-го истребительного авиационного полка (7-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) капитан С. Г. Литаврин совершил 311 боевых вылетов, в 55 воздушных боях сбил 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1943 года удостоен звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 814).

В 1944 году комсомольцы Липецкого района собрали 100 тысяч рублей на постройку боевого самолёта "Липецкий комсомолец", который попросили вручить их земляку - Герою Советского Союза С. Г. Литаврину. Желание было исполнено. Вскоре лётчик приехал в Липецк, где получил новенький истребитель Як-9 (по имеющимся сведениям боевую работу на нём не вёл, возможно самолёт был передан в другой полк, летающий на "Яках").

К маю 1945 года Гвардии капитан С. Г. Литаврин совершил 462 боевых вылета, провёл 90 воздушных боёв, в которых сбил лично 18 самолётов противника.

После окончания войны продолжал службу в ВВС, был заместителем командира полка. В 1952 году окончил Военно-Воздушную академию. Служил заместителем, а затем и командиром авиационной дивизии. 4 февраля 1957 года полковник С. Г. Литаврин погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Липецке на Преображенском кладбище. В Липецке имя Героя носят школа № 5, переулок и улица, где на доме № 2 установлена мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина (16.08.1942, 28.01.1943), Красного Знамени (20.12.1941, 05.08.1944), Александра Невского (12.06.1943), Красной Звезды; медалями.


*     *     *

И-16 тип 29 из 158-го ИАП.


Список известных воздушных побед С. Г. Литаврина:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
29.06.19411  Ю-88станция ПечорыИ-16
04.07.19411  Ю-88озеро Псковское
16.08.19411  Ме-109севернее станция Вейман
29.05.19421  Ме-109юго-западнее Волховстрой"Киттихаук"
1  Ю-88Лезье
26.06.19421  Ю-88Городище
1  Ме-109Оломна
28.07.19421  Ме-109Слуцк
02.08.19421  Ю-88южнее станция Горелово
23.03.19431  Ю-88Красный Бор
1  ФВ-190
04.04.19431  ФВ-190Никопольское
13.04.19431  Ме-109Забородье
31.05.19431  Ю-88Шлиссельбург
05.06.19431  Хе-111Новая Ладога
18.06.19431  Ме-109Витино
29.06.19441  Ме-109Иохантола"Аэрокобра"
1  ФВ-190Юливеси

      Всего сбитых самолётов - 18 + 0;  боевых вылетов - 462;  воздушных боёв - 90.



Из материалов разных лет:

Литаврин Сергей Гаврилович Из материалов фронтовых лет

Из материалов прессы

Сергею Литаврину всего 20 лет. Несмотря на свою молодость, он уже удостоен звания капитана и о нём с уважением говорят даже испытанные, старые воздушные бойцы. Он - зрелый мастер воздушного боя, соединяющий в себе беспредельное мужество с хорошей боевой выучкой. В биографии лётчика много славных боевых эпизодов. Неизменно хладнокровный и уверенный в своём превосходстве над врагом, советский ас не терялся ни при каких обстоятельствах.

6 июня 1943 года лётчики Ленинградского фронта сбили в крупном воздушном сражении 22 фашистских самолёта. Шестёрка капитана Литаврина сбила 8 фашистских самолётов.

...Немецкие бомбардировщики шли плотным строем под прикрытием многих истребителей. Литаврин пошёл наперехват. Он хорошо видел немецкие самолёты "Хейнкель-111" - они шли тремя группами, свыше 40 машин. Около двух десятков "Фокке-Вульф-190" шли над ними.

Предстояло незаметно подойти к вражеским бомбардировщикам. Это было нелегко сделать: Литаврин с товарищами шли к месту сражения не со стороны солнца, и вести атаку им предстояло снизу или на равных с противником высотах. Когда наши самолёты сблизились с немецкими, по радио прозвучал спокойный голос Литаврина: "В атаку!".

Краснозвёздные истребители врезались в строй бомбардировщиков. Запылал подбитый капитаном "Хейнкель". Потеряв порядок, заметались фашисты. От ударов советских лётчиков один за другим, пылая, свалились они в последнее пике, из которого не было выхода. Растерявшиеся истребители прикрытия метались из стороны в сторону, пробовали нападать, но не было никакой уверенности в их беспорядочных атаках. Шестёрка славного Литаврина казалась неуязвимой. Фашисты были рассеяны.

Сергея Литаврина товарищи зовут "охотником за бомбардировщиками", 14 фашистских самолётов сбил он лично, неизменно выходя победителем из самых ожесточённых воздушных схваток. Высокое лётное искусство молодого капитана, рождённое в воздушных битвах Великой Отечественной войны характеризуется наступательной отвагой, которая заставляет искать противника, находить его и бить наверняка.

"Найти и победить врага!" - вот девиз лётчика-комсомольца Сергея Гавриловича Литаврина.

(Из альбома портретов и очерков - "Герои Советского Союза Ленинградского фронта".)

Из материалов фронтовых лет.

Из материалов фронтовых лет.

Из материалов фронтовых лет.

Из материалов фронтовых лет.

Из материалов фронтовых лет.

Литаврин Сергей Гаврилович Литаврин Сергей Гаврилович

Литаврин Сергей Гаврилович Литаврин Сергей Гаврилович

Литаврин Сергей Гаврилович Литаврин Сергей Гаврилович Литаврин Сергей Гаврилович



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2017 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.