1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Лавриненков Владимир Дмитриевич

43 победы

(36 + 7)
Лавриненков Владимир Дмитриевич
  Флаг ВВС

Родился 17 мая 1919 года в деревне Птахино (ныне Починковский район Смоленской области). В 1934 году окончил 7 классов в деревне Пересна (ныне Починковского района) и поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на станции Серебрянка. В 1935 году окончил её, получив специальность столяра. Работал на авиационном заводе № 35 в Смоленске, одновременно занимался в аэроклубе. С 15 февраля 1940 года в рядах Красной Армии. В январе 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. Служил инструктором-лётчиком в Черниговской военной авиационной школе пилотов (в июле 1941 года была эвакуирована в город Зерноград.

После начала войны сержант В. Д. Лавриненков добился отправки на фронт. Боевую деятельность начал в составе сводной авиаэскадрильи Батайского училища, на биплане И-15бис выполнил не менее одного боевого вылета на бомбардировку войск противника. В ноябре 1941 года направлен в 651-й ИАП (102-я ИАД, Сталинградский район ПВО), в котором вёл боевую работу на И-15бис и освоил истребитель Як-1. В июне 1942 года с группой других пилотов был переведён командиром звена в 753-й ИАП, действовавшего на Брянском фронте. Летал на Як-1, в воздушных боях лично сбил 4 истребителя противника. В конце июля, после того как полк из-за высоких потерь был выведен в тыл, уцелевших лётчиков части распределили по другим полкам. Старшего сержанта В. Д. Лавриненкова направили в 4-й ИАП. Вернулся лётчик на фронт вместе с полком, вооружённым самолётами Як-7, в конце августа 1942 года в разгар Сталинградской битвы. За месяц ожесточённых боёв сбил 14 вражеских самолётов (их них 8 лично). 2 сентября 1942 года был ранен осколком в ногу, но через 2 дня вернулся в строй.

В конце ноября 1942 года переведён в 9-й Гвардейский ИАП на должность заместителя командира эскадрильи (затем стал и командиром эскадрильи). Летал на Як-1. К концу января 1942 года совершил 322 боевых вылета, провёл 78 воздушных боёв, в которых сбил 22 самолёта противника (16 лично и 6 в группе). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года Гвардии младший лейтенант В. Д. Лавриненков удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 957).

Продолжая боевую работу в составе 9-го Гвардейского ИАП на Як-1 и (с середины августа 1943 года) на американской "Аэрокобре", к 23 августа 1943 года увеличил свой личный боевой счёт ещё на 11 воздушных побед. 23 августа, выполняя во главе четвёрки истребителей перехват немецкого разведчика ФВ-189 в районе села Александровка (Матвеево-Курганский район Ростовской области), лётчик после нескольких атак поразил его огнём бортового оружия, но, излишне сблизившись, столкнулся с уже сбитым противником и был вынужден воспользоваться парашютом.

Приземлившись на территории противника, Лавриненков попал в плен, но сумел бежать, выпрыгнув ночью из идущего поезда. В течение 3-х месяцев воевал в партизанском отряде имени В. И. Чапаева под командованием А. В. Тканко. Принимал участие в нескольких операциях и освобождении от отступающих оккупантов и полицаев села Хоцки. 29 сентября 1943 года партизаны встретились с наступающими частями Красной армии.

В октябре 1943 года В. Д. Лавриненков вернулся в свой полк, получил звание Гвардии капитана и продолжил боевую работу на "Аэрокобре". К середине апреля 1944 года его боевой счёт составил уже 43 сбитых вражеских самолета (из них 36 лично, остальные в группе с другими лётчиками). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года командир эскадрильи 9-го Гвардейского ИАП (6-я Гвардейская ИАД, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) Гвардии капитан В. Д. Лавриненков был удостоен звания дважды Героя Советского Союза с вручением медали "Золотая Звезда" (№ 20/II).

28 сентября 1944 года назначен командиром 9-го Гвардейского Одесского истребительного авиационного полка, к тому времени перевооружённого наиболее совершенными на тот момент отечественными истребителями Ла-7. Командовал этой частью до конца войны. Всего совершил 488 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 36 и в составе группы 7 самолётов противника.

После окончания войны продолжал командовать 9-м Гвардейским ИАП (в Группе советских войск в Германии). Летал на Ла-7. В ноябре 1948 года окончил Военную академию имени М. В. Фрунзе. В марте 1949 - феврале 1950 гг. - командир 2-й Гвардейской ИАД ПВО (в Донбасском районе ПВО). Летал на Ла-5, Як-9 и П-40 "Киттихаук". В феврале 1950 - июле 1951 гг. - командир 142-й ИАД ПВО (в Московском районе ПВО). Летал на Ла-7 и "Спитфайр IX". В июле 1951 - ноябре 1952 гг. - начальник Учебного центра истребительной авиации ПВО (посёлок Саваслейка, Нижегородская область). Летал на Як-17, Ла-15 и МиГ-15. В 1954 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С ноября 1954 года - заместитель командующего, а в июле 1955 - июле 1958 гг. - командующий истребительной авиацией Киевской армии ПВО.

В ноябре 1958 - апреле 1962 гг. - командир Отдельного Прибалтийского (с апреля 1960 - 27-го) корпуса ПВО (штаб - в городе Риге, Латвия). В 1962-1966 гг. - 1-й заместитель командующего 8-й Отдельной армией ПВО (штаб - в городе Киеве, Украина). В феврале 1966 - августе 1969 гг. - командующий 2-й Отдельной армией ПВО - заместитель командующего войсками Белорусского военного округа по ПВО (штаб - в городе Минске, Беларусь). В августе 1969 - декабре 1977 гг. - командующий 8-й Отдельной армией ПВО - заместитель командующего войсками Киевского военного округа по ПВО (штаб - в городе Киеве, Украина). В декабре 1977 - феврале 1984 гг. - начальник штаба - заместитель начальника Гражданской обороны Украинской ССР. С 1984 года - военный консультант Военной академии ПВО Сухопутных войск (город Киев). Умер 14 января 1988 года. Похоронен на Байковом кладбище (участок 7) в Киеве.

Бронзовый бюст В. Д. Лавриненкова установлен в городе Починке (Смоленская область), где его именем названа улица. Его именем назван военный городок в городе Василькове (Киевская область, Украина), где установлен памятный знак, а также школа № 43 в Севастополе, школа № 2 в Починке и школа № 8 в Василькове. В Киеве на доме, в котором он жил, в деревне Пересна на школе, где он учился, и в Починке на здании школы, носящей его имя, установлены мемориальные доски. С 1992 года имя дважды Героя носил пассажирский речной теплоход "Генерал Лавриненков" (порт приписки - Ростов-на-Дону). Почётный гражданин городов Смоленск (1983), Севастополь (1974) и Починок (1983).

Награждён орденами: Ленина (01.05.1943, 21.02.1978), Октябрьской Революции (21.02.1974), Красного Знамени (31.07.1942, 23.10.1942, 10.07.1943, 01.08.1943, 20.04.1945, 31.10.1967), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956), Трудового Красного Знамени (17.02.1984), "Возрождение Польши" 5-й степени (06.10.1973); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

Ла-7 майора В. Д. Лавриненкова.


Список известных воздушных побед В. Д. Лавриненкова:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
08.07.19421  Ме-109КаверяЯк-1
09.07.19421  Ме-109Хухлово
12.07.19421  Ме-109Колыбелька
24.07.19421  Ме-109Большая Верейка - Каменка
26.08.19421  Ме-109ЕрзовкаЯк-7
27.08.19421  Ме-109  (в группе 1/4)озеро Верхне-Погромное
31.08.19421  Ме-109Красноармейск
02.09.19421  Ме-109севернее Красноармейск
05.09.19421  Ю-88Сталинград
07.09.19421  Ме-109Акатовка
09.09.19421  Ме-109Воропоново
1  Ю-88  (в группе 1/6)
11.09.19421  Ю-88  (в группе 1/7)Сталинград
14.09.19421  Ю-88  (в группе 1/9)северная окраина Сталинград
1  Ме-109  (в группе 1/9)южная окраина Сталинград
1  Ме-109северо-западная окраина Сталинград
16.09.19421  Ме-109  (в группе 1/6)Рыбзавод
21.09.19421  Ме-109Средняя Ахтуба
27.09.19421  Ме-109западная окраина Сталинград
10.12.19421  Хе-111ПитомникЯк-1
17.12.19421  Ме-110северо-восточнее Зеты
26.12.19421  Хе-111Зеты
03.02.19431  Ме-109юго-западнее Калинино
26.06.19431  Ме-109  (в паре)восточнее Покровское
29.06.19432  Ю-88Матвеев Курган
17.07.19431  Ме-109северо-западнее Матвеев Курган
19.07.19431  Ме-109Ольховатый
21.07.19431  Ю-88севернее Дмитриевка
22.07.19431  Ме-109колхоз "Красный Луч"
24.07.19431  Ю-88
18.08.19431  Хе-111Калиновка"Аэрокобра"
1  Хе-111Елизаветинский
19.08.19431  Ме-109западнее Новая Надежда
24.08.19431  ФВ-189юго-западнее Матвеев Курган
01.11.19431  Хе-111Чаплинка
29.11.19431  Ю-88южнее Кашенка
01.02.19441  Ю-52западнее Болгарка
25.02.19441  Ме-109остров Голая Пристань
10.04.19441  ФВ-190севернее Богемка
1  ФВ-190западнее Мясниково
23.04.19441  ФВ-190юго-западнее Севастополь
05.05.19441  ФВ-190западнее Севастополь

      Всего сбитых самолётов - 36 + 7;  боевых вылетов - 448;  воздушных боёв - 134.



Из фотоматериалов разных лет:

Лавриненков Владимир Дмитриевич, 1940 г. Лавриненков Владимир Дмитриевич, 1940 г.

Лавриненков Владимир Дмитриевич у своего Як-1

Лавриненков Владимир Дмитриевич в кабине Як-1

Лавриненков Владимир Дмитриевич у своего Як-1

Лавриненков Владимир Дмитриевич Лавриненков Владимир Дмитриевич

Лавриненков Владимир Дмитриевич с группой лётчиков 9-го Гвардейского ИАП

Лавриненков Владимир Дмитриевич, 1945 г. Лавриненков Владимир Дмитриевич, 1972 г.

Лавриненков Владимир Дмитриевич, 1972 г. Лавриненков Владимир Дмитриевич, 1972 г. Лавриненков Владимир Дмитриевич, 1945 г.


Из материалов прессы послевоенных лет:

Позывной - 'Сокол-17' ('Авиация и Время' № 3, 1999 г.) Позывной - 'Сокол-17' ('Авиация и Время' № 3, 1999 г.) Позывной - 'Сокол-17' ('Авиация и Время' № 3, 1999 г.)


24 августа 1943 года в послеобеденное время шестёрка "Аэрокобр" 16-го Гвардейского ИАП, которая во главе с капитаном Г. А. Речкаловым патрулировала в районе Сухой Крынки, встретила в районе Колпаковки один ФВ-189. В атаку на "Раму" пошла пара младших лейтенантов В. П. Цветкова и В. А. Берёзкина. При этом атаку на ФВ-189 производил именно Цветков, а Берёзкин прикрывал своего ведущего. Немец заметил атакующие истребители и, выходя из-под удара, сделал переворот через крыло. После атаки Речкалов и Цветков увидели "Аэрокобру", которая в беспорядочном падении рухнула на землю юго-восточнее Колпаковки. При этом ФВ-189 больше нигде не было видно, зато советские лётчики наблюдали падение отдельных частей самолёта, приняв их за обломки "Фокке-Вульфа".

Как выяснилось вскоре, в бою Берёзкин получил ранение в руку с повреждением кости и выпрыгнул с парашютом. При этом при оставлении кабины штопорящей машины он ударился левой ногой о стабилизатор своего самолёта. Приземлился он в расположении танкистов 4-го Гвардейского мехкорпуса, которые доставили раненого лётчика в его часть. После этого его отправили в госпиталь, откуда вернулся в полк спустя почти 3 месяца. В оперативных документах 16-го Гвардейского ИАП сказано, что Берёзкин сбил ФВ-189, но нет ни слова о таране. Также ничего о таране или столкновении нет и в наградных документах, где сказано, что он "произвёл атаку сверху сзади с дистанции 120 метров, сочетая огонь с маневром, меткой очередью сбил ФВ-189". Правда, о столкновении говорится в сводках 8-й Воздушной армии. Об этом вспоминали в своих мемуарах А. И. Покрышкин и Герой Советского Союза Г. Г. Голубев, при этом Александр Иванович писал именно о непреднамеренном таране В. А. Берёзкина. По словам отличившегося лётчика, двое членов экипажа "Рамы" выпрыгнули с парашютами, а в наградном документе для красоты картины ещё и добавлено, что немецкий экипаж взят в плен советскими войсками. Это был не единственный подобный эпизод в тот день, однако второй случай принёс гораздо меньше положительных эмоций.

Берёзкин Вячеслав Арефьевич таранит ФВ-189. Рисунок А. Закалюка.

В вечернее время звено "Аэрокобр" 9-го Гвардейского ИАП во главе со старшим лейтенантом В. Д. Лавриненковым патрулировало в районе Марфинская - Анастасиевка, расчищая воздух в интересах групп Ил-2. При возвращении с боевого задания лётчики встретили в районе Матвеев Курган одиночный ФВ-189. Ведущий четвёрки в паре со старшим лейтенантом Н. Н. Тарасовым атаковал "Раму" и в ходе второго захода, когда советские лётчики подошли к немцу сзади на близкую дистанцию, Лавриненкову удалось сбить противника. Однако при выходе из атаки "Аэрокобра" получила очередь воздушного стрелка уже падающего ФВ-189. Самолёт Лавриненкова пошёл к земле, и лишь с высоты 300 метров лётчик покинул гибнущую машину с парашютом, приземлившись юго-западнее Матвеев Кургана. Сослуживцы видели, как Лавриненков сбросил парашют, побежал в северо-восточном направлении и скрылся в находящихся там сараях. Сам же дважды Герой Советского Союза в своих мемуарах описал этот едва не ставший для него фатальным бой с "Рамой" несколько иначе:

"Наш славный командир Лев Шестаков всегда требовал, чтобы мы стреляли по врагу только с короткой дистанции. На предельной скорости я преследовал "Раму". Повторяя её извилистую линию, хотя это было нелегко, я включил тумблеры всех огневых средств. 26 вражеских самолётов сбил я уже в воздухе, а этот избежал трассы на глазах у моих командиров. Ударю же его так, чтобы разлетелся вдребезги!

До "Фокке-Вульфа" оставалось метров 50 - 70. Я выдержал ещё секунду. Трассы прошили оба фюзеляжа. Стрелок не ответил. Дальше всё совершалось будто само собой. Я хотел обойти "Раму". Но то ли мой самолёт развил столь большую скорость, что я не успел отвернуть в сторону, то ли "Рама", потеряв управление, непроизвольно скользнула туда же, куда сворачивал я. А может, причиной всему был необычно широкий фюзеляж "Фокке-Вульфа". Только нам двоим не хватило места, чтобы разминуться...

Крылом "Аэрокобры" я задел хвостовое оперение "Рамы". От удара меня бросило вперёд. Грудью натолкнулся на ручку управления, головой ударился о прицел. Мой самолёт с одним крылом (второе отломилось), переворачиваясь, падал к земле. От резких движений при падении я очнулся. Правой рукой сильно нажал на аварийный рычаг. Дверцу словно вырвало ветром. Попробовал продвинуться к отверстию, помешали ремни. Освободившись от них, я вывалился на крыло. Струей воздуха меня смело с него. Рука машинально нащупала спасительное кольцо. Парашют раскрылся. Я повис над землей, которая будто застыла в удивленном ожидании".

Как видно из мемуаров, сам Лавриненков считал причиной потери своей "Аэрокобры" столкновение с корректировщиком, однако ни в оперативных документах дивизии и армии, ни в составленных позднее отчётах о непроизвольном таране не упоминается. Там сказано, что выходя из атаки Лавриненков был сбит воздушным стрелком ФВ-189. В 6-й Гвардейской ИАД Лавриненков был на хорошем счету, и его хорошо знали не только в своем полку. Поэтому уже на следующий день на его поиски летали не только однополчане, но и штатные разведчики дивизии - 31-й Гвардейский ИАП. Однако поиски результата не дали. Сослуживцы не знали, что лётчик уже попал в руки врага. Впрочем, Лавриненкову позднее повезло - в ходе его транспортировки в лагерь он выпрыгнул с поезда и попал к партизанам. Провоевав некоторое время в партизанском отряде, он дождался прихода советских войск и в конце сентября вернулся в полк.

Что же говорят немецкие документы о победах Лавриненкова и Березкина над разведчиками-корректировщиками? Увы, столь значительных успехов, как гибель самолётов и прыжки экипажей с парашютами данные Люфтваффе не подтверждают. Согласно ним, в этот день в воздушных боях досталось двум "Фокке-Вульфам" из отряда 5.(H)/11, входившего в состав NAGr.1. Один из них, ФВ-189A-2 Trop Wnr.2366, получил 25% повреждения, а ФВ-189A-3 Wnr.2158 пострадал на 10%. При этом ни о каких столкновениях в немецких документах не сказано. Причина обеих потерь - обстрел из бортового вооружения. Ведя поединки с советскими истребителями получили ранения воздушные стрелки обеих машин - обер-ефрейтор Г. Шульц (Heinz Schulz) и обер-ефрейтор В. Боллен (Willi Bollen) соответственно. Однако стоит заметить, что с советской стороны заявки на сбитые в этот день корректировщики были не только у Лавриненкова и Берёзкина. Ещё в утренние часы пара младших лейтенантов И. И. Бабака и В. Н. Караваева из 100-го Гвардейского ИАП доложила о сбитом в районе Анастасиевки ФВ-189. По мнению автора, предпочтительнее выглядит версия, согласно которой одну из "Рам" подбил Лавриненков, а вторая была на счету пары Бабака - как покажут бои в последующие дни, Иван Бабак станет неплохим специалистом в охоте на ФВ-189 из NAGr.1.

Как видно из вышеописанных событий 24 августа, между NAGr.1 и "Аэрокобрами" Гвардейских полков 8-й Воздушной армии произошёл своеобразный обмен - на 2 повреждённых "Фокке-Вульфа" пришлась потеря 2-х истребителей. Это в очередной раз показывало, что самолёт ФВ-189 был трудным и живучим противником, который к тому же мог неплохо за себя постоять в бою. Высоко оценили действий экипажей ФВ-189 и штабы советских истребительных частей. Так, в отчёте 6-й Гвардейской ИАД за август писалось следующее: "Отмечается относительно высокая подготовка лётчиков ФВ-189, которые, используя значительную облачность или заход со стороны солнца, проявляли высокую осмотрительность в воздухе. Обычно из-под атаки наших истребителей эти самолёты противника уходили резким пикированием, часто с переворотом в сторону солнца".

(Из заметки Ивана Лавриненко - "Тараны на Миусе: мифы и реальность")



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.