Родился 17 мая 1919 года в деревне Птахино (ныне Починковский район
Смоленской области). В 1934 году окончил 7 классов в деревне Пересна (ныне Починковского
района) и поступил в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) на станции Серебрянка. В
1935 году окончил её, получив специальность столяра. Работал на авиационном заводе № 35 в
Смоленске, одновременно занимался в аэроклубе. С 15 февраля 1940 года в рядах Красной Армии.
В январе 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов. Служил инструктором-лётчиком
в Черниговской военной авиационной школе пилотов (в июле 1941 года была эвакуирована в
город Зерноград.
После начала войны сержант В. Д. Лавриненков добился отправки на фронт.
Боевую деятельность начал в составе сводной авиаэскадрильи Батайского училища, на биплане
И-15бис выполнил не менее одного боевого вылета на бомбардировку войск противника. В
ноябре 1941 года направлен в 651-й ИАП (102-я ИАД, Сталинградский район ПВО), в котором
вёл боевую работу на И-15бис и освоил истребитель Як-1. В июне 1942 года с группой других
пилотов был переведён командиром звена в 753-й ИАП, действовавшего на Брянском фронте.
Летал на Як-1, в воздушных боях лично сбил 4 истребителя противника. В конце июля, после
того как полк из-за высоких потерь был выведен в тыл, уцелевших лётчиков части распределили
по другим полкам. Старшего сержанта В. Д. Лавриненкова направили в 4-й ИАП. Вернулся лётчик
на фронт вместе с полком, вооружённым самолётами Як-7, в конце августа 1942 года в разгар
Сталинградской битвы. За месяц ожесточённых боёв сбил 14 вражеских самолётов (их них 8
лично). 2 сентября 1942 года был ранен осколком в ногу, но через 2 дня вернулся в строй.
В конце ноября 1942 года переведён в 9-й Гвардейский ИАП на должность
заместителя командира эскадрильи (затем стал и командиром эскадрильи). Летал на Як-1. К
концу января 1942 года совершил 322 боевых вылета, провёл 78 воздушных боёв, в которых
сбил 22 самолёта противника (16 лично и 6 в группе). Указом Президиума Верховного Совета
СССР от 1 мая 1943 года Гвардии младший лейтенант В. Д. Лавриненков удостоен звания Героя
Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 957).
Продолжая боевую работу в составе 9-го Гвардейского ИАП на Як-1 и (с
середины августа 1943 года) на американской "Аэрокобре", к 23 августа 1943 года увеличил
свой личный боевой счёт ещё на 11 воздушных побед. 23 августа, выполняя во главе четвёрки
истребителей перехват немецкого разведчика ФВ-189 в районе села Александровка (Матвеево-Курганский
район Ростовской области), лётчик после нескольких атак поразил его огнём бортового оружия,
но, излишне сблизившись, столкнулся с уже сбитым противником и был вынужден воспользоваться
парашютом.
Приземлившись на территории противника, Лавриненков попал в плен, но
сумел бежать, выпрыгнув ночью из идущего поезда. В течение 3-х месяцев воевал в партизанском
отряде имени В. И. Чапаева под командованием А. В. Тканко. Принимал участие в нескольких
операциях и освобождении от отступающих оккупантов и полицаев села Хоцки. 29 сентября 1943
года партизаны встретились с наступающими частями Красной армии.
В октябре 1943 года В. Д. Лавриненков вернулся в свой полк, получил звание
Гвардии капитана и продолжил боевую работу на "Аэрокобре". К середине апреля 1944 года его
боевой счёт составил уже 43 сбитых вражеских самолета (из них 36 лично, остальные в группе
с другими лётчиками). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года командир
эскадрильи 9-го Гвардейского ИАП (6-я Гвардейская ИАД, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский
фронт) Гвардии капитан В. Д. Лавриненков был удостоен звания дважды Героя Советского Союза
с вручением медали "Золотая Звезда" (№ 20/II).
28 сентября 1944 года назначен командиром 9-го Гвардейского Одесского
истребительного авиационного полка, к тому времени перевооружённого наиболее совершенными
на тот момент отечественными истребителями Ла-7. Командовал этой частью до конца войны.
Всего совершил 488 боевых вылетов, в 134 воздушных боях сбил лично 36 и в составе группы
7 самолётов противника.
После окончания войны продолжал командовать 9-м Гвардейским ИАП (в Группе
советских войск в Германии). Летал на Ла-7. В ноябре 1948 года окончил Военную академию
имени М. В. Фрунзе. В марте 1949 - феврале 1950 гг. - командир 2-й Гвардейской ИАД ПВО (в
Донбасском районе ПВО). Летал на Ла-5, Як-9 и П-40 "Киттихаук". В феврале 1950 - июле 1951
гг. - командир 142-й ИАД ПВО (в Московском районе ПВО). Летал на Ла-7 и "Спитфайр IX".
В июле 1951 - ноябре 1952 гг. - начальник Учебного центра истребительной авиации ПВО
(посёлок Саваслейка, Нижегородская область). Летал на Як-17, Ла-15 и МиГ-15. В 1954 году
окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С ноября 1954 года
- заместитель командующего, а в июле 1955 - июле 1958 гг. - командующий истребительной
авиацией Киевской армии ПВО.
В ноябре 1958 - апреле 1962 гг. - командир Отдельного Прибалтийского (с
апреля 1960 - 27-го) корпуса ПВО (штаб - в городе Риге, Латвия). В 1962-1966 гг. - 1-й
заместитель командующего 8-й Отдельной армией ПВО (штаб - в городе Киеве, Украина). В
феврале 1966 - августе 1969 гг. - командующий 2-й Отдельной армией ПВО - заместитель
командующего войсками Белорусского военного округа по ПВО (штаб - в городе Минске,
Беларусь). В августе 1969 - декабре 1977 гг. - командующий 8-й Отдельной армией ПВО -
заместитель командующего войсками Киевского военного округа по ПВО (штаб - в городе Киеве,
Украина). В декабре 1977 - феврале 1984 гг. - начальник штаба - заместитель начальника
Гражданской обороны Украинской ССР. С 1984 года - военный консультант Военной академии
ПВО Сухопутных войск (город Киев). Умер 14 января 1988 года. Похоронен на Байковом
кладбище (участок 7) в Киеве.
Бронзовый бюст В. Д. Лавриненкова установлен в городе Починке (Смоленская
область), где его именем названа улица. Его именем назван военный городок в городе Василькове
(Киевская область, Украина), где установлен памятный знак, а также школа № 43 в Севастополе,
школа № 2 в Починке и школа № 8 в Василькове. В Киеве на доме, в котором он жил, в деревне
Пересна на школе, где он учился, и в Починке на здании школы, носящей его имя, установлены
мемориальные доски. С 1992 года имя дважды Героя носил пассажирский речной теплоход "Генерал
Лавриненков" (порт приписки - Ростов-на-Дону). Почётный гражданин городов Смоленск (1983),
Севастополь (1974) и Починок (1983).
Награждён орденами: Ленина (01.05.1943, 21.02.1978), Октябрьской Революции
(21.02.1974), Красного Знамени (31.07.1942, 23.10.1942, 10.07.1943, 01.08.1943, 20.04.1945,
31.10.1967), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.12.1956),
Трудового Красного Знамени (17.02.1984), "Возрождение Польши" 5-й степени (06.10.1973);
медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).
* * *
Список известных воздушных побед В. Д. Лавриненкова:
Д а т а
Противник
Место падения самолёта или проведения воздушного боя
Свой самолёт
08.07.1942
1 Ме-109
Каверя
Як-1
09.07.1942
1 Ме-109
Хухлово
12.07.1942
1 Ме-109
Колыбелька
24.07.1942
1 Ме-109
Большая Верейка - Каменка
26.08.1942
1 Ме-109
Ерзовка
Як-7
27.08.1942
1 Ме-109 (в группе 1/4)
озеро Верхне-Погромное
31.08.1942
1 Ме-109
Красноармейск
02.09.1942
1 Ме-109
севернее Красноармейск
05.09.1942
1 Ю-88
Сталинград
07.09.1942
1 Ме-109
Акатовка
09.09.1942
1 Ме-109
Воропоново
1 Ю-88 (в группе 1/6)
11.09.1942
1 Ю-88 (в группе 1/7)
Сталинград
14.09.1942
1 Ю-88 (в группе 1/9)
северная окраина Сталинград
1 Ме-109 (в группе 1/9)
южная окраина Сталинград
1 Ме-109
северо-западная окраина Сталинград
16.09.1942
1 Ме-109 (в группе 1/6)
Рыбзавод
21.09.1942
1 Ме-109
Средняя Ахтуба
27.09.1942
1 Ме-109
западная окраина Сталинград
10.12.1942
1 Хе-111
Питомник
Як-1
17.12.1942
1 Ме-110
северо-восточнее Зеты
26.12.1942
1 Хе-111
Зеты
03.02.1943
1 Ме-109
юго-западнее Калинино
26.06.1943
1 Ме-109 (в паре)
восточнее Покровское
29.06.1943
2 Ю-88
Матвеев Курган
17.07.1943
1 Ме-109
северо-западнее Матвеев Курган
19.07.1943
1 Ме-109
Ольховатый
21.07.1943
1 Ю-88
севернее Дмитриевка
22.07.1943
1 Ме-109
колхоз "Красный Луч"
24.07.1943
1 Ю-88
18.08.1943
1 Хе-111
Калиновка
"Аэрокобра"
1 Хе-111
Елизаветинский
19.08.1943
1 Ме-109
западнее Новая Надежда
24.08.1943
1 ФВ-189
юго-западнее Матвеев Курган
01.11.1943
1 Хе-111
Чаплинка
29.11.1943
1 Ю-88
южнее Кашенка
01.02.1944
1 Ю-52
западнее Болгарка
25.02.1944
1 Ме-109
остров Голая Пристань
10.04.1944
1 ФВ-190
севернее Богемка
1 ФВ-190
западнее Мясниково
23.04.1944
1 ФВ-190
юго-западнее Севастополь
05.05.1944
1 ФВ-190
западнее Севастополь
Всего сбитых самолётов - 36 + 7; боевых вылетов - 448; воздушных боёв - 134.
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы послевоенных лет:
24 августа 1943 года в послеобеденное время шестёрка "Аэрокобр" 16-го
Гвардейского ИАП, которая во главе с капитаном Г. А. Речкаловым патрулировала в районе
Сухой Крынки, встретила в районе Колпаковки один ФВ-189. В атаку на "Раму" пошла пара
младших лейтенантов В. П. Цветкова и В. А. Берёзкина. При этом атаку на ФВ-189 производил
именно Цветков, а Берёзкин прикрывал своего ведущего. Немец заметил атакующие истребители
и, выходя из-под удара, сделал переворот через крыло. После атаки Речкалов и Цветков увидели
"Аэрокобру", которая в беспорядочном падении рухнула на землю юго-восточнее Колпаковки.
При этом ФВ-189 больше нигде не было видно, зато советские лётчики наблюдали падение
отдельных частей самолёта, приняв их за обломки "Фокке-Вульфа".
Как выяснилось вскоре, в бою Берёзкин получил ранение в руку с повреждением
кости и выпрыгнул с парашютом. При этом при оставлении кабины штопорящей машины он
ударился левой ногой о стабилизатор своего самолёта. Приземлился он в расположении
танкистов 4-го Гвардейского мехкорпуса, которые доставили раненого лётчика в его часть.
После этого его отправили в госпиталь, откуда вернулся в полк спустя почти 3 месяца. В
оперативных документах 16-го Гвардейского ИАП сказано, что Берёзкин сбил ФВ-189, но нет
ни слова о таране. Также ничего о таране или столкновении нет и в наградных документах,
где сказано, что он "произвёл атаку сверху сзади с дистанции 120 метров, сочетая огонь
с маневром, меткой очередью сбил ФВ-189". Правда, о столкновении говорится в сводках
8-й Воздушной армии. Об этом вспоминали в своих мемуарах А. И. Покрышкин и Герой Советского
Союза Г. Г. Голубев, при этом Александр Иванович писал именно о непреднамеренном таране
В. А. Берёзкина. По словам отличившегося лётчика, двое членов экипажа "Рамы" выпрыгнули с
парашютами, а в наградном документе для красоты картины ещё и добавлено, что немецкий
экипаж взят в плен советскими войсками. Это был не единственный подобный эпизод в тот
день, однако второй случай принёс гораздо меньше положительных эмоций.
В вечернее время звено "Аэрокобр" 9-го Гвардейского ИАП во главе со
старшим лейтенантом В. Д. Лавриненковым патрулировало в районе Марфинская - Анастасиевка,
расчищая воздух в интересах групп Ил-2. При возвращении с боевого задания лётчики
встретили в районе Матвеев Курган одиночный ФВ-189. Ведущий четвёрки в паре со старшим
лейтенантом Н. Н. Тарасовым атаковал "Раму" и в ходе второго захода, когда советские
лётчики подошли к немцу сзади на близкую дистанцию, Лавриненкову удалось сбить противника.
Однако при выходе из атаки "Аэрокобра" получила очередь воздушного стрелка уже падающего
ФВ-189. Самолёт Лавриненкова пошёл к земле, и лишь с высоты 300 метров лётчик покинул
гибнущую машину с парашютом, приземлившись юго-западнее Матвеев Кургана. Сослуживцы
видели, как Лавриненков сбросил парашют, побежал в северо-восточном направлении и скрылся
в находящихся там сараях. Сам же дважды Герой Советского Союза в своих мемуарах описал этот
едва не ставший для него фатальным бой с "Рамой" несколько иначе:
"Наш славный командир Лев Шестаков всегда требовал, чтобы мы стреляли
по врагу только с короткой дистанции. На предельной скорости я преследовал "Раму".
Повторяя её извилистую линию, хотя это было нелегко, я включил тумблеры всех огневых
средств. 26 вражеских самолётов сбил я уже в воздухе, а этот избежал трассы на глазах у
моих командиров. Ударю же его так, чтобы разлетелся вдребезги!
До "Фокке-Вульфа" оставалось метров 50 - 70. Я выдержал ещё секунду.
Трассы прошили оба фюзеляжа. Стрелок не ответил. Дальше всё совершалось будто само собой.
Я хотел обойти "Раму". Но то ли мой самолёт развил столь большую скорость, что я не успел
отвернуть в сторону, то ли "Рама", потеряв управление, непроизвольно скользнула туда же,
куда сворачивал я. А может, причиной всему был необычно широкий фюзеляж "Фокке-Вульфа".
Только нам двоим не хватило места, чтобы разминуться...
Крылом "Аэрокобры" я задел хвостовое оперение "Рамы". От удара меня бросило
вперёд. Грудью натолкнулся на ручку управления, головой ударился о прицел. Мой самолёт с
одним крылом (второе отломилось), переворачиваясь, падал к земле. От резких движений при
падении я очнулся. Правой рукой сильно нажал на аварийный рычаг. Дверцу словно вырвало
ветром. Попробовал продвинуться к отверстию, помешали ремни. Освободившись от них, я
вывалился на крыло. Струей воздуха меня смело с него. Рука машинально нащупала спасительное
кольцо. Парашют раскрылся. Я повис над землей, которая будто застыла в удивленном ожидании".
Как видно из мемуаров, сам Лавриненков считал причиной потери своей
"Аэрокобры" столкновение с корректировщиком, однако ни в оперативных документах дивизии и
армии, ни в составленных позднее отчётах о непроизвольном таране не упоминается. Там сказано,
что выходя из атаки Лавриненков был сбит воздушным стрелком ФВ-189. В 6-й Гвардейской ИАД
Лавриненков был на хорошем счету, и его хорошо знали не только в своем полку. Поэтому уже
на следующий день на его поиски летали не только однополчане, но и штатные разведчики
дивизии - 31-й Гвардейский ИАП. Однако поиски результата не дали. Сослуживцы не знали,
что лётчик уже попал в руки врага. Впрочем, Лавриненкову позднее повезло - в ходе его
транспортировки в лагерь он выпрыгнул с поезда и попал к партизанам. Провоевав некоторое
время в партизанском отряде, он дождался прихода советских войск и в конце сентября
вернулся в полк.
Что же говорят немецкие документы о победах Лавриненкова и Березкина над
разведчиками-корректировщиками? Увы, столь значительных успехов, как гибель самолётов и
прыжки экипажей с парашютами данные Люфтваффе не подтверждают. Согласно ним, в этот день
в воздушных боях досталось двум "Фокке-Вульфам" из отряда 5.(H)/11, входившего в состав
NAGr.1. Один из них, ФВ-189A-2 Trop Wnr.2366, получил 25% повреждения, а ФВ-189A-3 Wnr.2158
пострадал на 10%. При этом ни о каких столкновениях в немецких документах не сказано.
Причина обеих потерь - обстрел из бортового вооружения. Ведя поединки с советскими
истребителями получили ранения воздушные стрелки обеих машин - обер-ефрейтор Г. Шульц
(Heinz Schulz) и обер-ефрейтор В. Боллен (Willi Bollen) соответственно. Однако стоит
заметить, что с советской стороны заявки на сбитые в этот день корректировщики были не
только у Лавриненкова и Берёзкина. Ещё в утренние часы пара младших лейтенантов И. И.
Бабака и В. Н. Караваева из 100-го Гвардейского ИАП доложила о сбитом в районе Анастасиевки
ФВ-189. По мнению автора, предпочтительнее выглядит версия, согласно которой одну из
"Рам" подбил Лавриненков, а вторая была на счету пары Бабака - как покажут бои в
последующие дни, Иван Бабак станет неплохим специалистом в охоте на ФВ-189 из NAGr.1.
Как видно из вышеописанных событий 24 августа, между NAGr.1 и "Аэрокобрами"
Гвардейских полков 8-й Воздушной армии произошёл своеобразный обмен - на 2 повреждённых
"Фокке-Вульфа" пришлась потеря 2-х истребителей. Это в очередной раз показывало, что
самолёт ФВ-189 был трудным и живучим противником, который к тому же мог неплохо за себя
постоять в бою. Высоко оценили действий экипажей ФВ-189 и штабы советских истребительных
частей. Так, в отчёте 6-й Гвардейской ИАД за август писалось следующее: "Отмечается
относительно высокая подготовка лётчиков ФВ-189, которые, используя значительную
облачность или заход со стороны солнца, проявляли высокую осмотрительность в воздухе.
Обычно из-под атаки наших истребителей эти самолёты противника уходили резким пикированием,
часто с переворотом в сторону солнца".