Кожедуб Иван Никитович
Родился 8 июня 1920 (по другим сведениям - 6 июля 1922) года в селе Ображиевка (ныне Шосткинского района Сумской области, Украина). В 1934 году окончил 7 классов школы в родном селе, в 1936 году - 9 классов школы в городе Шостке. Во время учёбы в старших классах работал в школе библиотекарем. В 1936-1940 гг. учился в Шосткинском химико-технологическом техникуме. Одновременно с учёбой в 1939 году окончил Шосткинский аэроклуб. С февраля 1940 года в рядах Красной Армии. В январе 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. С началом Великой Отечественной войны вместе с авиашколой эвакуирован в в город Чимкент (ныне город Шымкент, Казахстан). После многочисленных рапортов с просьбой об отправке на фронт, его желание было удовлетворено. В ноябре 1942 года сержант И. Н. Кожедуб был направлен в Москву на пункт сбора лётно-технического состава, откуда попал в 240-й ИАП, который в это время проходил переформирование в 2-м и 14-м ЗИАП (на станции Сейма и в городе Иваново). В марте 1943 года убыл на Воронежский фронт. Первый боевой вылет на истребителе Ла-5 совершил 26 марта, боевой счёт открыл 6 июля на Курской дуге, сбив бомбардировщик Ю-87 (в 40-м боевом вылете). В августе 1943 года назначен командиром эскадрильи. В начале октября 1943 года провёл великолепную серию воздушных боёв, сбив за 12 дней 14 самолётов противника! К 10 октября 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка (302-я истребительная авиационная дивизия, 4-й истребительный авиационный корпус, 5-я Воздушная армия, Степной фронт) лейтенант И. Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов, в 27 воздушных боях сбил лично 20 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1472). В 240-м ИАП (2 июля 1944 года преобразован в 178-й Гвардейский ИАП) капитан И. Н. Кожедуб провоевал до начала июля 1944 года, сформировался здесь как лётчик, стал комэском, признанным асом. К июлю 1944 года командир эскадрильи 178-го Гвардейского истребительного авиационного полка (14-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная армия, 2-й Украинский фронт) Гвардии капитан И. Н. Кожедуб совершил 256 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 46 самолётов противника. Был снова представлен к высшей награде страны. В августе 1944 года назначен заместителем командира 176-го Гвардейского ИАП, имеющего особый статус - отдельного истребительного авиационного полка свободных охотников и вооружённого истребителями Ла-7. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года Гвардии капитан И. Н. Кожедуб бы удостоен второй медали "Золотая Звезда" (№ 36/II). В 176-й Гвардейский ИАП он прибыл 27 августа 1944 года. Уже в сентябре 1944 года, во главе отдельной группы свободных охотников, был отправлен на 3-й Прибалтийский фронт. Менее чем за месяц боевой работы группа сбила 8 самолётов противника (3 из которых были на счету И. Н. Кожедуба). К концу войны Гвардии майор И. Н. Кожедуб совершил 330 боевых вылетов, в 120 воздушных боях сбил лично 64 самолёта противника. За всю войну ни разу не был сбит. Он по праву является лучшим асом-истребителем авиации всей антигитлеровской коалиции. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 года Гвардии майор И. Н. Кожедуб был удостоен третьей медали "Золотая Звезда" (№ 3). После войны продолжал служить в ВВС. В мае 1949 года окончил Краснознамённую Военно-Воздушную академию (в Монино). С июля 1949 года - помощник командира по лётной подготовке и заместитель командира, а с ноября 1950 года - командир 324-й ИАД (в Московском ВО). С ноября 1950 года Гвардии полковник И. Н. Кожедуб находился во главе этой дивизии в правительственной командировке (в Северном Китае). С апреля по декабрь 1951 года, под его командованием, дивизия принимала участие в Корейской войне 1950-1953 гг. Но сам комдив боевых вылетов в Корее не совершал из-за запрета вышестоящего командования. Изредка он совершал дневные тренировочные полёты. Кроме того, ему удалось совершить неофициально несколько боевых вылетов ночью на МиГ-15 (на перехват американских самолётов), но в этих вылетах он даже не стрелял - встреч с противником просто не было. В то же время, в ходе своей командировки он не только осуществлял оперативное руководство дивизией, но и принимал активное участие в организации боевой работы. В феврале 1952 года, после возвращения из Кореи, 324-я ИАД была передана в систему ПВО и переведена под Калугу. В феврале 1955 года генерал-майор авиации И. Н. Кожедуб был направлен на учёбу в Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С ноября 1956 года - заместитель начальника Управления боевой подготовки ВВС. С сентября 1957 года - заместитель начальника Управления боевой подготовки фронтовой авиации ВВС. С апреля 1958 года - 1-й заместитель командующего 76-й Воздушной армией (в Ленинградском ВО). С июля 1962 года по август 1963 года исполнял обязанности командующего 76-й Воздушной армией. С января 1964 года - 1-й заместитель командующего авиацией Московского военного округа. В 1971-1978 гг. - 1-й заместитель начальника боевой подготовки ВВС. С февраля 1978 года - военный инспектор и советник Группы генеральных инспекторов МО СССР. В 1985 году присвоено воинское звание "Маршал авиации". Умер 8 августа 1991 года, похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 7). Бронзовый бюст И. Н. Кожедуба установлен в селе Ображиевка. Памятники И. Н. Кожедубу установлены в Киеве, Харькове и Сумах, бюст - в Шостке. В Москве (на доме в котором он жил), в Шостке на здании химико-технологического колледжа (где он учился), в Кролевце (где он бывал), и в Ображиевке (где он родился) установлены мемориальные доски. Музеи И. Н. Кожедуба открыты в Шостке и Ображиевке. Его именем названы улицы в десятках городов. Награждён орденами: Ленина (04.02.1944, 21.02.1978), Красного Знамени (22.07.1943, 30.09.1943, 29.03.1945, 29.06.1945, 02.06.1951, 22.02.1968, 26.06.1970), Александра Невского (31.07.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (04.06.1955, 26.10.1955), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 2-й степени (22.02.1990), "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степеней (30.04.1975), "Возрождения Польши" 5-й степени (06.10.1973), "За заслуги перед Отечеством" 3-й степени (ГДР, 08.05.1975), Боевого Красного Знамени (Монголия, __.08.1985), Свободы и независимости 1-й степени (КНДР, 07.10.1985); медалями. * * * Список известных воздушных побед И. Н. Кожедуба:
* В оперативных документах изначально был записан как "Mе-109 с реактивным мотором", позднее заменён на Mе-262. Из фотоматериалов разных лет:
Итог боевой деятельности И. Н. Кожедуба в официальной советской истории воздушной войны закреплён цифрой в 62 лично сбитых самолёта противника. Однако, изучение имеющихся документов даёт основание утверждать, что эта цифра немного занижена, поскольку в наградных листах (откуда она, собственно, и была взята), по неизвестным причинам отсутствуют 2 победы: 11.04.1944 - ПЗЛ-24 и 08.06.1944 - Ме-109, которые есть в оперативной документации частей и соединений, подтверждены и оплачены по существовавшим нормам вознаграждений за сбитые самолёты. Этапы большого пути...
Из материалов прессы военных лет:
Загадка "реактивной" победы Кожедуба.
|