Родился 20 апреля 1913 года в городе Ораниенбаум (ныне - Ломоносов,
Ленинградской области). В 1930 году окончил 9 классов школы. Работал бетонщиком в 24-м
УВСР (в Ленинграде) и чернорабочим на заводе "Красная заря". В августе 1933 года окончил
Школу пилотов Осоавиахима (в Ленинграде), в мае 1934 года - Центральную лётно-инструкторскую
школу Осоавиахима (в Тушино). Работал инструктором-лётчиком в аэроклубе завода № 1. С 20
апреля 1934 года - пилот в Аэрографическом институте Гражданского Воздушного Флота. С
ноября 1936 года - инструктор-лётчик Центрального аэроклуба имени Чкалова (в Москве),
подготовил около 40 лётчиков. С 1 декабря 1939 года в рядах Военно-Морского Флота. Служил
в составе 5-го ИАП ВВС КБФ (лётчик, старший лётчик, командир звена).
Участник Советско-Финляндской войны с 1 декабря 1939 года по 12 марта
1940 года в составе 5-го ИАП КБФ (61-я ИАБР ВВС КБФ). Летал на И-16, воздушных побед не
имел. Награждён орденом Красного Знамени.
С 22 июня 1941 года лейтенант Г. Д. Костылев на фронтах Великой
Отечественной войны в должности заместителя командира эскадрильи 5-го ИАП (18 января
1942 года преобразован в 3-й Гвардейский ИАП) КБФ. Летал на И-16, МиГ-3, ЛаГГ-3 и
"Харрикейне". С 24 января 1942 года - командир звена. 5 февраля 1942 года был сбит в
воздушном бою. Раненый в руку, сумел воспользоваться парашютом.
К апрелю 1942 года командир звена 3-го Гвардейского истребительного
авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота)
Гвардии старший лейтенант Г. Д. Костылев совершил 233 боевых вылета, провёл 59 воздушных
боёв, сбил лично 1 и в составе группы 25 самолётов противника (в наградном листе говорится
о 1 личной и 26 групповых победах). За эти подвиги представлен к высшей награде страны.
С июля 1942 года - командир эскадрильи. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23
октября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и
медали "Золотая Звезда" (№ 654).
С 10 октября 1942 года - командир 12-й ОКИАЭ КБФ, где летал на МиГ-3 и
И-16. С 24 января 1943 года - командир 3-й эскадрильи 3-го Гвардейского ИАП КБФ, летал на
ЛаГГ-3.
В конце февраля 1943 года Г. Д. Костылев во время предоставленного ему
отпуска поехал к матери, которая жила в блокадном Ленинграде. То, что он там увидел,
поразило его. Незадолго до возвращения в свою часть он познакомился с одним тыловым
майором, который пригласил известного лётчика на встречу. Каково же было удивление
Костылева, когда он увидел богато обставленную квартиру и стол, ломившийся от еды и
изысканного алкоголя. Возмущённый лётчик отчитал майора, а когда тот схватился за
пистолет, забрал у него оружие и пару раз хорошенько ударил. Перебив в гневе часть посуды,
расстроенный лётчик покинул этот дом. Вскоре после возвращения в часть Г. Д. Костылева
арестовали и судили. Он был разжалован до рядового, лишён всех наград и отправлен в
штрафной батальон. Воевал в пехоте на Ораниенбаумском плацдарме.
В свою авиацию вернулся только 20 апреля 1943 года. Служил младшим лётчиком 4-го
Гвардейского ИАП КБФ, где летал на Ла-5. 27 апреля 1943 года назначен командиром звена.
29 мая 1943 года восстановлен в воинском звании "Гвардии капитан" и назначен на должность
командира 3-й эскадрильи.
С 25 августа 1943 года - старший инспектор-лётчик Отдела боевой подготовки
Управления ВВС КБФ. 23 июня 1944 года вернулся в 4-й Гвардейский ИАП КБФ (помощник
командира по лётной подготовке и воздушному бою). С 15 ноября 1944 года - на такой же
должности в 3-м Гвардейском ИАП КБФ, летал на Ла-5 и Ла-7. 16 января 1945 года присвоено
воинское звание "Гвардии майор".
Всего совершил 418 боевых вылетов, провёл 112 воздушных боёв, в которых
сбил лично 10 и в составе группы 33 самолёта противника (в последней боевой характеристике
от 1944 года говорится о 9 личных и 34 групповых победах). Его истребитель Ла-5 был выставлен
в Музее обороны Ленинграда (вместе с И-16 А. Г. Ломакина и Як-7 П. А. Покрышева).
1 февраля 1945 года направлен на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ (город
Моздок). С 26 июля 1945 года - помощник командира 3-го Гвардейского ИАП (город Либава).
31 июля 1946 года уволен в запас. С 1 ноября 1946 года по 1 мая 1947 года работал
директором пивоваренного завода № 3 в городе Риге. С 24 июня 1948 года по июнь 1949 года
- помощник машиниста паровоза на железнодорожном участке строительства Верхнее-Свирской
ГЭС (посёлок Подпорожье Ленинградской области). С апреля 1950 года по июнь 1951 года -
директор Ломоносовского литейно-механического завода (в Мартышкино). С июля по декабрь
1951 года - начальник слесарно-механического цеха на Ломоносовском горпромкомбинате.
4 декабря 1951 года вернулся на военную службу в ряды ВВС ВМФ, назначен
на должность штурмана Пункта управления и наведения 90-й ИАД (ВВС 8-го ВМФ). С 6 июля
1953 года Гвардии майор Г. Д. Костылев - в запасе. С сентября 1953 года работал
контрольным мастером на Центральных ремонтно-механических мастерских БЖД Государственного
Всесоюзного Ленского золотопромышленного треста "Лензолото" (город Бодайбо Иркутской
области). С июня 1955 года - машинист мотовоза на торфопредприятии "Элламаа". С мая по
июль 1957 года - рабочий в Красноборском леспромхозе (Подпорожье, Ленинградской области).
С 14 сентября 1957 года - каменщик в артели инвалидов "Рассвет" (город Ломоносов,
Ленинградской области). Умер 30 ноября 1960 года. Похоронен на мемориальном кладбище
защитников Ораниенбаумского плацдарма в Мартышкино.
Именем Героя названа одна из улиц Ломоносова, на одном из домов которой
установлена мемориальная доска. Его имя увековечено на мемориальной доске с именами Героев
Советского Союза морских авиационных полков Балтийского флота, установленной на Аллее Славы
в городе Кронштадт (Ленинградская область). Его имя присвоено гимназии № 426 Петродворцового
района Санкт-Петербурга.
Награждён орденами: Ленина (21.10.1942, 23.10.1942), Красного Знамени
(21.04.1940, 13.11.1941); медалями "За оборону Ленингада" (1944) и "За победу над
Германией" (1948).
* * *
 |
 |
 |
Список известных воздушных побед Г. Д. Костылева:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
15.07.1941 | 1 Ме-110 (в группе 1/3) | Поречье | И-16 |
22.07.1941 | 2 Ю-88 (в группе 2/4) | Ропша - Веймарн | МиГ-3 |
1 Ме-110 (в группе 1/4) |
23.07.1941 | 1 Ю-88 | Ропша |
25.07.1941 | 1 Ю-88 (в паре) | Клопицы | И-16 |
31.07.1941 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | Волосово | МиГ-3 |
01.08.1941 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | станция Волосово | И-16 |
1 "Хе-112" (в группе 1/3) |
11.09.1941 | 1 Хш-126 (в группе 1/3) | Красное Село | ЛаГГ-3 |
1 Ю-88 (в группе 1/3) |
1 Ме-109 (в паре) |
21.09.1941 | 1 Хе-111 (в группе 1/3) | Кронштадт |
1 Ю-88 (в группе 1/5) |
16.10.1941 | 1 Ю-88 (в группе 1/3) | Горская |
02.11.1941 | 1 "Бленхейм" (в группе 1/3) | маяк Соммерс |
03.12.1941 | 1 "Фоккер" Д-21 (в паре) | остров Лавансаари |
18.12.1941 | 2 Ю-88 (в группе 2/4) | Влоя |
21.01.1942 | 1 Ме-109 (в паре) | западнее Лодва | Як-1 |
12.03.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | Малукса | ЛаГГ-3 |
13.03.1942 | 2 Ме-109 (в группе 2/3) | Погостье |
14.03.1942 | 2 Ю-88 (в группе 2/3) |
16.03.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/4) |
1 Хш-126 (в группе 1/4) |
17.08.1942 | 2 "Фоккер" Д-21 (в группе 2/6) | остров Валаам | "Харрикейн" |
18.08.1942 | 2 Ме-109 (в группе 2/8) | аэродром Борки |
26.08.1942 | 1 "Капрони" | остров Коневец |
26.09.1942 | 1 Ме-109 | Невская Дубровка |
28.09.1942 | 1 Ю-88 | Марьино |
29.09.1942 | 1 Ю-88 (в группе 1/3) | Анненское |
2 Ме-109 |
1 Ме-109 (в паре) |
21.04.1943 | 1 "Фиат" | маяк Шепелев | Ла-5 |
22.05.1943 | 1 ФВ-190 (в паре) | остров Лавансаари |
23.05.1943 | 1 Ме-109 |
02.06.1943 | 1 ФВ-190 | остров Кирккомансаари |
04.08.1944 | 1 ФВ-190 | Кахула |
Всего сбитых самолётов - 10 + 33; боевых вылетов - 418; воздушных боёв - 112.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы разных лет: