Кошелев Иван Тимофеевич
Родился 20 сентября 1919 года в деревне Клусово (Оршанский район Витебской области Республики Беларусь). 30 апреля 1938 года добровольно вступил в ряды Красной Армии. В 1938 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в строевых частях ВВС Московского военного округа, затем в Серпуховской и Вязниковской военных авиационных школах пилотов. С августа 1943 года лейтенант И. Т. Кошелев в действующей армии. Воевать начал в должности командира звена 937-го ИАП (322-я ИАД), летал на Ла-5. 31 августа 1944 года был переведён во 2-й Гвардейский ИАП (той же 322-й ИАД), где летал на Ла-5 и Ла-7. Сражался на Брянском, Калининском, 1-м Прибалтийском, 3-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. С 1944 года командовал эскадрильей "Монгольский арат", образованной в 1943 году на средства жителей Монгольской Народной Республики. 12 февраля 1945 года в воздушном бою был ранен в ногу, но сумел благополучно довести самолёт до аэродрома и совершить посадку. К 9 мая 1945 года командир 2-й эскадрильи 2-го Гвардейского истребительного авиационного полка (322-я истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии капитан И. Т. Кошелев совершил 92 боевых вылета, в 14 воздушных боях сбил лично 9 и в составе группы 2 самолёта противника. После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 23 июля 1959 года Гвардии полковник И. Т. Кошелев - в запасе. Награждён орденами: Красного Знамени (01.08.1944, 05.04.1945, 22.02.1955), Александра Невского (06.09.1945), Отечественной войны 2-й степени (10.02.1944), Красной Звезды (21.08.1953, 29.04.1954); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (24.06.1948). * * * Список известных воздушных побед И. Т. Кошелева:
6 марта 1943 года 26-я сессия Малого хурала полностью одобрив мероприятия правительства по оказанию помощи фронту, приняла решение начать сбор средств на приобретение боевых самолётов для Советской Армии и создание авиаэскадрильи "Монгольский арат". И в этом же году был организован сбор средств на приобретение самолётов. 31 июля 1943 года от правительственной комиссии Монгольской Народной Республики по сбору подарков советским фронтовикам поступило на счёт Наркомфина СССР 2 миллиона монгольских тугриков (2 628 000 рублей) на строительство самолётов. Эскадрилья была построена в короткий срок на одном из советских авиационных заводов. Однако напряжённая обстановка на фронте не позволила представителям монгольского народа лично вручить самолёты советским лётчикам. По договоренности с правительством МНР вручение боевых машин 2-му Гвардейскому истребительному авиационному полку было поручено командованию 2-го авиационного истребительного корпуса Резерва Ставки Верховного Главнокомандования. Полк базировался на полевой аэродром Вязовая на земле Смоленщины. С раннего утра 25 сентября 1943 года командный, лётный и технический состав полка занялся подготовкой к торжественному событию. И вот настал долгожданный час. Из-за леса один за другим вынырнули 12 новеньких боевых самолётов Ла-5ФН с ярко-красной надписью "Монгольский арат" на фюзеляжах. После митинга состоялась церемония вручения самолётов 2-й эскадрилье полка. Первым командиром эскадрильи стал Герой Советского Союза Гвардии капитан Н. П. Пушкин. В июле 1944 года, после назначения Н. П. Пушкина заместителем командира полка, командование эскадрильей принял Гвардии старший лейтенант Н. Я. Зенькович, а осенью 1944 года ею командовал уже Гвардии капитан И. Т. Кошелев.
|