1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Кондрат Емельян Филаретович

10 побед

(7 + 3)
Кондрат Емельян Филаретович
  Флаг ВВС

Родился 26 июля (8 августа) 1911 года в деревне Косары (ныне деревня Красные Косары, Мглинский район Брянской области). В 1925 году окончил 5 классов сельской школы, батрачил в деревнях Косары и Луговка (ныне Мглинского района). С 1926 года жил в городе Симферополь (Крым), где в 1928 году окончил 7 классов школы. Работал учеником кузнеца-слесаря в Симферополе. В 1930 году окончил вечерний рабфак. С 1930 года работал кузнецом на Севастопольском судостроительном и судоремонтном заводе № 201 (ныне Севастопольский морской завод). В 1931 году окончил 6-месячные курсы чертёжников. С 22 февраля 1932 года в рядах Красной Армии, призван Севастопольским ГВК. В декабре 1933 года окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. С октября 1933 года служил младшим лётчиком в 34-й ИАЭ (56-я ИАБ Киевского военного округа), летал на И-5 и И-15. 28 мая 1936 года присвоено звание "лейтенант".

С 20 октября 1936 года по 7 апреля 1937 года участвовал в гражданской войне в Испании. Летал на И-15. По имеющимся данным, к 9 декабря 1936 года сбил в паре 1 самолёт, 5 февраля 1937 года группой сбил 1 Хе-59. Всего совершил около 180 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 3 самолёта противника лично, 1 в паре и 2 в группе. Награждён двумя орденами Красного Знамени. 17 апреля 1937 года присвоено воинское звание "старший лейтенант".

С мая по сентябрь 1937 года командовал звеном в 34-й ИАЭ (Киевский военный округ). 20 февраля 1938 года произведён в капитаны. С сентября 1937 по июнь 1938 гг. командовал отдельным отрядом в 26-й ИАЭ (город Хабаровск). Награждён медалью "XX лет РККА" (22.02.1938). С июня по ноябрь 1938 года командовал эскадрильей, затем был помощником командира, с 28 февраля 1939 года командиром 18-го ИАП (в Хабаровске). В августе 1938 года участвовал в боевых действиях с японцами на озере Хасан, где совершил 16 боевых вылетов на И-16. 4 ноября 1938 года присвоено воинское звание "майор". 22 ноября 1939 года убыл в Москву на учёбу в Военно-Воздушную академию. В декабре 1939 года назначен командиром 152-го ИАП (в Карелии).

2 января 1940 года полк участвовал в Советско-Финляндской войне, но уже 6 января Е. Ф. Кондрат был назначен инспектором по технике пилотирования ВВС 9-й Армии. Совершил 51 боевой вылет на разных истребителях. 31 марта 1940 года присвоено воинское звание "полковник". Награждён третьим орденом Красного Знамени. С апреля 1940 года командовал 131-м ИАП (в Одесском военном округе), летал на И-16. Участник похода Советских войск в Бессарабию в июне-июле 1940 года. Затем учился на оперативном факультете Военно-Воздушной инженерной академии. С мая 1941 года - инспектор по технике пилотирования Управления ВВС Северо-Кавказского военного округа (город Ростов-на-Дону). С сентября 1941 года - командир 274-го ИАП, проходившего переобучение в тылу. Летая на ЛаГГ-3, участвовал в воздушном прикрытии Ростова-на-Дону.

С декабря 1941 года в действующей армии. До февраля 1942 года был командиром 274-го (737-го) ИАП на Юго-Западном фронте, летал на ЛаГГ-3. Затем был старшим инспектором ВВС Волховского фронта. С июля 1942 года по апрель 1943 года командовал 2-м Гвардейским ИАП (215-я ИАД, 14-я Воздушная армия, Волховский фронт), где летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. Участвовал в Ржевско-Вяземской операции 1942 года, Любанской и 2-й Ржевско-Сычёвской операциях, прорыве блокады Ленинграда и Ржевско-Вяземской операции 1943 года. За короткий период времени совершил 8 боевых вылетов, провёл 2 воздушных боя, в которых лично сбил 4 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 3780).

1 июня 1943 года назначен командиром 249-й КИАД (9-я Воздушная армия, 1-й Дальневосточный фронт). Летал на Ла-5, Як-7Б и Як-9. В июле 1945 года был направлен в распоряжение командующего 9-й Воздушной армией (1-й Дальневосточный фронт). Участник Советско-Японской войны в августе-сентябре 1945 года. Участвовал в Харбино-Гиринской операции, воздушных побед не имел.

После окончания боевых действий продолжал службу в ВВС. С мая 1946 года - заместитель командира, а в июне 1947-феврале 1950 гг. - командир 11-й ИАД (с февраля 1949 года - 195-й Гвардейской ИАД) в Центральной группе войск (Венгрия). Летал на Ла-7, Як-3 и МиГ-15. В декабре 1951 года окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). В декабре 1951 - марте 1952 гг. - заместитель командира 54-го ИАК (в Прибалтийском военном округе). В марте 1952 - марте 1954 гг. - помощник командующего ВВС Воронежского военного округа). С апреля 1954 по октябрь 1957 гг. - в загранкомандировке (в Китае) в качестве старшего военного советника командующего ВВС военного округа.

В январе 1958 - апреле 1961 гг. - заместитель начальника Киевского высшего военного инженерно-авиационного училища по оперативно-тактической и строевой подготовке. В апреле - ноябре 1961 гг. - заместитель начальника Центрального НИИ ВВС по материально-техническому обеспечению (посёлок Чкаловский, Московская область). В ноябре 1961 - октябре 1968 гг. - заместитель начальника Киевского высшего военного инженерно-авиационного училища. С 28 октября 1968 года генерал-майор авиации Е. Ф. Кондрат - в запасе. Жил в Киеве. Написал книгу воспоминаний "Достался нам век неспокойный" (Москва. ДОСААФ, 1978 год). Умер 16 августа 2002 года, похоронен на Байковом кладбище.

Награждён орденами: Ленина (01.05.1943), Красного Знамени (02.01.1937, 04.07.1937, 21.05.1940, 13.06.1952, 22.02.1968), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.04.1947), Богдана Хмельницкого 3-й степени (Украина, 14.10.1999); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (03.11.1944).


*     *     *

И-15 из состава Республиканских ВВС.


Ла-5 Гв. полковника Е. Ф. Кондрата, зима 1942-1943 гг.


Список известных воздушных побед Е. Ф. Кондрата:

Гражданская война в Испании 1936-1939 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
13.11.19361  "Фиат"район МадридаИ-15
01.02.19371  Савойя"Малага
02.02.19371  Савойя"  (в паре)
1  Хе-51  (в паре)Антекер
05.02.19371  Хе-59  (в паре)Малага
Также в 1936 году лично сбил 1 Хе-51 (точная дата не установлена).

      Всего сбитых самолётов - 3 + 3  [2 + 3];  боевых вылетов - около 180.


Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
07.01.19431  Ме-109станция СинявиноЛа-5
23.01.19432  Ю-87южнее Рабочий посёлок № 6
1  Ме-109юго-западнее Рабочий посёлок № 6

      Всего сбитых самолётов - 4 + 0.



Из фотоматериалов разных лет:

Кондрат Емельян Филаретович Кондрат Емельян Филаретович Кондрат Емельян Филаретович



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2022 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.