1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Комоса Анатолий Савельевич

10 побед

(5 + 5)
Комоса Анатолий Савельевич
  Флаг ВВС

Родился 19 ноября (2 декабря) 1916 года в городе Новгород-Северский (ныне Черниговская область Украины). В 1931 году окончил 7 классов. Работал учеником шофёра на Днепрострое. В 1934 году окончил 9 классов. Работал шофёром на строительстве завода ферросплавов. С сентября 1935 года в рядах Красной Армии, призван Новгород-Северским РВК. В 1937 году окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу лётчиков (город Луганск), до 1938 года был в ней лётчиком-инструктором. Затем продолжал службу в строевых частях ВВС (в городе Ростов-на-Дону).

Участник боёв на реке Халхин-Гол (Монголия) в июне-сентябре 1939 года в должности командира звена 70-го ИАП (ВВС 1-й Армейской группы) и помощника командира Отдельной разведывательной эскадрильи. Совершил 151 боевой вылет (по другим источникам 168) на И-15бис и И-16, участвовал в 24 воздушных боях, сбил в группе 2 бомбардировщика противника. 5 июля и 20 августа 1939 года был ранен в воздушных боях.

Участник похода войск Красной Армии в Западную Белоруссию в сентябре 1939 года в должности командира эскадрильи 10-го ИАП, совершил 4 боевых вылета на И-16. Затем продолжал службу в строевых частях ВВС (в Одесском и Киевском военных округах).

С 22 июня 1941 года старший лейтенант А. С. Комоса в действующей армии. До марта 1942 года был командиром эскадрильи 131-го ИАП (ВВС Южного фронта), летал на И-16 и МиГ-3. участвовал в оборонительных боях на Украине. 22 июля 1941 года при штурмовке вражеского аэродрома в районе города Белая Церковь (Киевская область) был сбит. Сел на горящем самолёте на территории, занятой противником, через 9 часов перешёл линию фронта и вернулся в свой полк. Был ранен в левую ногу, месяц находился в госпитале.

В марте 1942 года переведён на аналогичную должность в состав 16-го Гвардейского ИАП, где летал на МиГ-3 и Як-1. С ноября 1942 года - командир звена 88-го ИАП. Сражался на Южном, Северо-Кавказском и Закавказском фронтах. Участвовал в оборонительных операциях на Донбассе и Дону, битве за Кавказ. С декабря 1943 года - в 131-м ИАП (хх февраля 1943 года преобразован в 40-й Гвардейский ИАП), занимал должности командира эскадрильи и помощника командира полка по воздушно-стрелковой службе. Летал на Ла-5. Сражался на Закавказском, Северо-Кавказском, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в освобождении Кубани, Курской битве, битве за Днепр и освобождении Правобережной Украины. В 1943 году во время одного из воздушных боёв в результате резкого вывода самолёта из пикирования получил травму слухового аппарата, в результате которой наполовину оглох.

С февраля 1944 года и до конца войны, служил в Управлении 2-й Воздушной армии (1-й Украинский фронт) в должности лётчика-инспектора по технике пилотирования и теории полёта. Летал на "Аэрокобре", Як-3 и Ла-7. Участвовал в освобождении Польши, в Берлинской и Пражской операциях.

К 9 мая 1945 года Гвардии майор А. С. Комоса совершил 215 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 5 и в составе группы 3 самолёта противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 6573).

После войны продолжал службу в ВВС. С марта 1946 года - начальник лаборатории изучения опыта войны Конотопского военного авиационного училища лётчиков. С 18 июля 1946 года - в запасе. В 1946-1948 гг. работал заместителем начальника разведывательной партии треста "Ростовуглеразведка", в 1949-1950 гг. - заместителем директора Черновицкого текстильного комбината. В июне-августе 1950 года - командиром истребительной авиаэскадрильи Сумского учебного авиационного центра. Затем жил в городе Ростов-на-Дону. 21 января 1952 года трагически погиб в городе Новгород-Северский. Похоронен в парке имени Т. Г. Шевченко в родном городе. В городе Новгород-Северский на Аллее Героев установлен его бюст, а на здании школы, в которой он учился, - мемориальная доска.

Награждён орденами: Ленина (17.11.1939, 27.06.1945), Красного Знамени (29.08.1939, 05.11.1941, 22.10.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.08.1943); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (06.05.1946).


*     *     *
Список известных воздушных побед А. С. Комосы:

Советско-Японский конфликт на реке Халхин-Гол.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
21.08.19391  "лёгкий бомбард."  (в группе 1/8)северо-восточнее Силин-ХудИ-15бис, И-16
21.08.19391  "лёгкий бомбард."  (в группе 1/8)озеро Дулухаа-Нур

      Всего сбитых самолётов - 0 + 2;  боевых вылетов - 151.


Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
16.07.19411  Хе-111ПервомайскМиГ-3
21.07.19411  Ме-109аэродром Белая ЦерковьИ-16
29.10.19411  Хш-126  (в группе 1/7)Кузнецово
22.06.19421  Ме-109  (в паре)восточнее ИзюмМиГ-3
01.06.19431  Ме-109  (в паре)ГостинцевоЛа-5
02.06.19431  Хе-111северо-западнее Обоянь
05.06.19431  Ме-109юго-западнее Павловка
23.09.19431  ФВ-190станция Пия

      Всего сбитых самолётов - 5 + 3;  боевых вылетов - 215.




Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.