1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Клещёв Иван Иванович

24 победы

(14 + 10)
Клещёв Иван Иванович
  Флаг ВВС

Родился 26 декабря 1918 года в селе Курячовка (ныне Марковский район Луганской области Украины). В 1932 году окончил 6 классов школы в родном селе, в 1933 году - 1 курс Луганского педагогического техникума. В 1933-1934 гг. работал слесарем на Луганском паровозостроительном заводе, в 1934-1935 гг. - арматурщиком на Новочеркасском паровозостроительном заводе. С октября по декабрь 1935 года обучался в Ростовском физкультурном техникуме. В 1935-1936 гг. работал арматурщиком на Ростовском рыбзаводе. В 1936 году окончил Ростовский аэроклуб. С 5 апреля 1937 года в рядах Красной Армии. В ноябре 1937 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в строевых частях ВВС Белорусского и Забайкальского военных округов.

Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол с июля по август 1939 года в должности командира звена 56-го ИАП (ВВС 1-й Армейской группы), летал на И-16. Совершил 70 боевых вылетов, провёл 12 воздушных боёв, лично сбил 1 самолёт противника (12 августа 1939 года столкнулся с истребителем противника, оба самолёта разрушились). Получил переломы левой ноги и правой руки, травму головы, больше не летал.

После лечения в госпитале продолжал службу в ВВС: командиром звена и помощником командира эскадрильи в 116-м ИАП (Среднеазиатский военный округ). В июне 1941 года окончил Курсы усовершенствования командного состава ВВС (в городе Липецке) и был назначен заместителем командира эскадрильи в 199-й ИАП (Ленинградский военный округ).

С 22 июня 1941 года капитан И. И. Клещёв в действующей армии. Боевую деятельность начал в составе 199-го ИАП (Северный фронт и ПВО Ярославля), летал на И-153 и МиГ-3. С октября 1941 года - командир эскадрильи 521-го ИАП (Калининский фронт), летал на ЛаГГ-3 и Як-1.

К 12 февраля 1942 года командир эскадрильи 521-го истребительного авиационного полка (31-я смешанная авиационная дивизия, ВВС Калининского фронта) майор И. И. Клещёв совершил 220 боевых вылетов, в 30 воздушных боях сбил лично 3 и в составе группы не менее 5 самолётов противника (в наградном листе говорится о 6 личных и 13 групповой победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 569).

С апреля 1942 года - командир 434-го ИАП (Юго-Западный и Сталинградский фронты), летал на Як-1 и Як-7. 19 сентября 1942 года сбит в воздушном бою, покинул горящий самолёт с парашютом. Получил тяжёлые ожоги и до начала ноября 1942 года находился на излечении в московском госпитале.

С ноября 1942 года - лётчик-инспектор Отдела истребительной авиации Инспекции ВВС Красной Армии, на боевые задания не летал. С 22 ноября 1942 года - заместитель командира 269-й ИАД (Резерв Верховного Главнокомандования), летал на Як-9.

31 декабря 1942 года разбился в авиационной катастрофе на аэродроме Рассказово при перелёте из Саратова в Москву. Похоронен в городе Рассказово. К тому времени совершил 510 боевых вылетов, провёл около 50 воздушных боёв, в которых сбил лично 13 и в составе группы не менее 10 самолётов противника (вероятно, имел и больше групповых побед). Его именем названы улицы в городах Новочеркасск (Ростовская область) и Рассказово (Тамбовская область). Реплика самолёта Як-9, на котором летал И. И. Клещёв, находится в Музее техники Вадима Задорожного.

Награждён орденами: Ленина (05.05.1942), Красного Знамени (17.11.1939, 18.12.1941), Отечественной войны 2-й степени (17.10.1942).


*     *     *

Як-7Б из состава 434-го ИАП, осень 1942 г.


Список известных воздушных побед И. И. Клещёва:

Советско-Японский конфликт на реке Халхин-Гол, 1939 г.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
12.08.19391  И-97  (при столкновении)район "Двина"И-16

      Всего сбитых самолётов - 1 + 0;  боевых вылетов - 70;  воздушных боёв - 12.



Великая Отечественная война, 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
09.10.19411  Ю-88станция МещерскаяЛаГГ-3
10.10.19411  Ю-88  (в группе 1/5)Калининский фронт
1  Ме-109  (в группе 1/5)
14.12.19411  Ме-109аэродром Ватулино
13.01.19422  "Хе-113"  (в группе 2/5)северо-западнее Медынь
10.02.19421  Ю-88севернее Мончалово
11.02.19421  ФВ-189  (в группе 1/3)южная окраина Жуково
13.02.19423  Ю-87  (в группе 3/5)Калининский фронт
13.06.19421  Ме-109ШиповатоеЯк-1
1  Ме-109  (в группе 1/14)
27.06.19421  Ю-88Червона Зирка - Кутьковка
18.07.19421  R-5  (в паре)аэродром Гумрак *
26.07.19421  Ме-109Калач
29.07.19422  Ю-87Камыши
14.09.19421  ФВ-189СталинградЯк-7
16.09.19421  Ме-109
1  Ю-87
19.09.19421  Ме-109станция Котлубань
1  ФВ-189

      Всего сбитых самолётов - 13 + 10;  боевых вылетов - 510;  воздушных боёв - около 50.


* "Перехват самолёта R-5 в районе аэродрома. Самолёт R-5 майор И. И. Клещёв и старший сержант С. В. Паушев посадили на аэродром"
(запись в Журнале боевых действий 434-го истребительного авиационного полка за 18 июля 1942 года)


Из фотоматериалов военных лет:

Из материалов прессы военных лет

Группа лётчиков 434-го ИАП, 1942 г.

Клещёв Иван Иванович


Из материалов прессы военных лет:

Из материалов прессы военных лет Клещёв Иван Иванович

Клещёв Иван Иванович

Из материалов прессы военных лет

Из материалов прессы военных лет

Из материалов прессы военных лет

Из материалов прессы военных лет


Из фотоматериалов послевоенных лет:

Самолёт Як-9 И. И. Клещёва в Музее техники Вадима Задорожного



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.