1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Карпов Александр Терентьевич

36 побед

(27 + 9)
Карпов Александр Терентьевич
  Флаг ВВС

Родился 4 (17) октября 1917 года в деревне Филенёво (ныне Ферзиковский район Калужской области). В 1933 году окончил 7 классов школы, в 1935 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в Калуге. В 1935-1939 гг. работал слесарем-инструментальщиком на Калужском машиностроительном заводе Наркомата путей сообщения. В 1938 году окончил Калужский аэроклуб. С 1 марта 1939 года в рядах Красной Армии. В мае 1940 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 161-м Резервном авиационном полку (ВВС Западного Особого военного округа). С 25 января 1941 года - лётчик 20-го ИАП (ВВС Киевского Особого военного округа).

С июля 1941 года младший лейтенант А. Т. Карпов на фронтах Великой Отечественной войны в составе 121-го ИАП (6-й ИАК ПВО, Московская зона ПВО), летал на Як-1. 15 августа 1941 года был ранен в воздушном бою. В конце августа 1941 года полк был переведён под Ленинград. Там младший лейтенант А. Т. Карпов одержал свою первую победу, в паре над Тосно сбив Ме-109Ф, записанный как "Ме-115". В октябре 1941 года был переведён пилотом в 123-й ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 27-й Гвардейский ИАП), где прошёл путь до командира эскадрильи. Участвовал в обороне Ленинграда, прорыве и снятии блокады, Выборгской операции. Летал на Як-1, Як-7 и Як-9.

30 июня 1943 года сбил Ме-109, который было решено считать 1000-м самолётом противника, сбитым на "Яках" под Ленинградом. С этой победой его поздравил главный конструктор, заместитель наркома авиационной промышленности СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы А. С. Яковлев.

8 июля 1943 года четвёрка Як-7Б ведомая Гвардии капитаном И. Ф. Беляевым вылетела на прикрытие железнодорожного моста в район Шлиссельбурга. Южнее Синявино заметили летящий Ме-110 в сопровождении 2 ФВ-190. Набрав высоту, И. Ф. Беляев с ведомым младшим лейтенантом Кошелевым атаковали Ме-110. Стрелок немецкого самолёта открыл огонь, после чего истребитель И. Ф. Беляева вошёл в штопор и упал на землю в районе Келколово (ныне деревня во Мгинском городском поселении Кировского района Ленинградской области). Младший лейтенант Кошелев так же был подбит зашедшим ему в хвост Ме-110 и вышел из боя.

В то же время пара ФВ-190, имея превышение в высоте, завязала бой с парой Як-7Б Гвардии капитана А. Т. Карпова и лейтенанта А. Г. Андрианова. В ходе боя А. Т. Карпов подбил один из ФВ-190, но и сам был сбит огнём своей зенитной артиллерии, воспользовался парашютом и приземлился северо-западнее Шлиссельбурга.

К 7 августа 1943 года командир эскадрильи 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка (2-й Гвардейский ИАК ПВО, Ленинградская армия ПВО) Гвардии капитан А. Т. Карпов совершил 370 боевых вылетов, провёл 87 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов противника лично и 9 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1202).

Продолжая вести бевую работу в составе 27-го Гвардейского ИАП в небе Ленинграда, к 25 июня 1944 года совершил ещё 51 боевой вылет, в 7 проведённых воздушных боях сбил лично 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 августа 1944 года был удостоен второй медали "Золотая Звезда".

20 октября 1944 года Гвардии майор А. Т. Карпов погиб в авиационной катастрофе: при перелёте из Таллина в Гатчину в сложных метеоусловиях (густая низкая облачность с полосами дождя) его самолёт упал в Финский залив.

Всего за годы войны произвёл 456 боевых вылетов, провёл 97 воздушных боёв, сбил лично 27 самолётов противника и 9 в группе, став самым результативным лётчиком-истребителем ПВО, а также единственным из них, дважды удостоенным высшей боевой награды страны.

10 августа 1968 года А. Т. Карпов был навечно зачислен в списки 27-го Гвардейского истребительного авиационного полка ПВО. Бронзовый бюст А. Т. Карпова установлен в Калуге (открыт 23 февраля 1949 года). В деревнях Андреевское и Филенёво (Ферзиковский район Калужской области) установлены памятные знаки. Его именем названы Калужский транспортно-технологический техникум, улица и сквер в Калуге, проспект и средняя школа № 472 в посёлке Левашово, улица в посёлке Ферзиково (Калужская область). В Калуге на здании училища, где он учился, и на здании завода, где он работал, установлены мемориальные доски. Кенотаф (символическая могила) расположен в посёлке Левашово (в черте Санкт-Петербурга).

Награждён орденами: Ленина (28.09.1943), Красного Знамени (19.08.1942, 13.02.1943, 07.04.1944), Александра Невского (13.04.1943); медалями.


*     *     *
Список известных воздушных побед А. Т. Карпова:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
29.08.19411  "Ме-115"  (в паре)ТосноЯк-1
25.10.19411  Ме-109  (в группе 1/3)Арбузово
16.02.19421  Ме-109Вороново
23.04.19421  Ме-109  (в паре)Ладожское озеро
05.05.19421  Ме-109западнее Ольгино
30.05.19421  Ме-109Лепсари
1  Ме-109Рабочий посёлок № 14
1  Ме-109  (в паре)станция Рахя
02.08.19421  Ю-88севернее Константиновка
1  Ю-88  (в паре)Финское Койрово
03.08.19421  Ю-88восточнее Ново-Паново
09.09.19421  Ме-109  (в паре)Павлово
15.01.19431  Ме-109восточнее МанушкиноЯк-1, Як-7.
23.01.19431  Ю-88западнее Келколово
25.01.19431  Ме-109северо-западнее Келколово
27.01.19431  Ю-88Разъезд 9 км
1  Ю-88  (в группе 1/3)юго-западная окраина Синявино
11.02.19431  ФВ-190  (в паре)севернее Саблино
1  Ю-87южнее Колпино
15.02.19431  Ме-109Красный Бор
22.02.19431  Ю-88южнее Красный Бор
23.03.19431  Ю-87Красный Бор
1  Ме-109  (в группе 1/3)севернее Пушкин
15.09.19431  Ме-109Гойтолово
1  ФВ-190Синявино
02.02.19441  ФВ-190западнее Большой СабекЯк-9
10.02.19441  "Брюстер"юго-западнее станции Мятсякюля
1  "Брюстер"Тайвола
19.06.19441  Ме-109остров Туркинсали
1  ФВ-190юго-восточнее станции Сяйние
22.06.19442  Ме-109Тали
23.06.19441  Ме-109Пиртти
30.06.19441  Ме-109Юустила
03.07.19441  Ме-109восточнее Кайпола
14.09.19441  ФВ-190севернее станции Науншаны

      Всего сбитых самолётов - 27 + 9;  боевых вылетов - 456;  воздушных боёв - 97.



Из фотоматериалов разных лет:

Карпов Александр Терентьевич, 1939 г. Карпов Александр Терентьевич, 1941 г.

Карпов Александр Терентьевич с боевыми товарищами

Карпов Александр Терентьевич

Карпов Александр Терентьевич

Карпов Александр Терентьевич Карпов Александр Терентьевич, 1943 г. Карпов Александр Терентьевич

Карпов Александр Терентьевич


Из материалов прессы военных лет:

Из фотоматериалов военных лет о А. Т. Карпове

Из фотоматериалов военных лет о А. Т. Карпове

Из фотоматериалов военных лет о А. Т. Карпове

Карпов Александр Терентьевич Карпов Александр Терентьевич

Из фотоматериалов военных лет о А. Т. Карпове

Из фотоматериалов военных лет о А. Т. Карпове

Из фотоматериалов военных лет о А. Т. Карпове

Карпов Александр Терентьевич

Четвёрка истребителей, возглавляемая капитаном Беляевым, шла на прикрытие нашей пехоты. В четвёрке находился и Карпов. Беляев редко летал без него. О крепкой боевой дружбе и слётанности этих двух пилотов было известно всем. Встреча с немцами произошла на высоте 2200 метров. 10 "Юнкерсов" и 2 "Мессершмитта" пытались прорваться к нашему переднему краю, но советские истребители, сделав маневр, сзади, со стороны солнца, напали на противника.

Первый немецкий самолёт был сбит капитаном Беляевым. Следуя его примеру. Карпов повёл свою машину на второго немца. Атака была проведена с большим искусством: вначале Карпов вывел из строя вражеского стрелка, а затем отрезал своим огнём правый мотор "Юнкерса". Это был почерк гвардейца, смелого, расчётливого русского лётчика.

- Молодец! - крикнул Беляев, - узнаю почерк!

Перенимая опыт своего друга Беляева, Александр Карпов добился исключительных успехов в самолётовождении и атаках противника. Совсем недавно, в один из сентябрьских дней, звено истребителей под командованием гвардии капитана Карпова вылетело на прикрытие наземных войск. Ещё до подхода к заданному району лётчики встретили 2 "Фокке-Вульф-190". Ведущий Карпов атаковал одного. Приблизившись на короткую дистанцию, он прошил его меткой пулемётной очередью. Немецкий самолёт, маневрируя, пытался удрать, но Карпов настиг его и окончательно добил.

В это время над полем боя советские лётчики заметили ещё двух фашистских истребителей. Карпов устремил свою машину в пике и сверху атаковал "Фокке-Вульфов". После нескольких мощных ударов обе немецкие машины были сбиты.

Несколько раз в течение этого дня гитлеровцы пытались сковать действия наших истребителей, но каждый раз их попытки терпели неудачу. Наши лётчики успешно выполнили боевое задание, надежно прикрывая свои наземные войска с воздуха. За один только день гвардии капитан Карпов провёл 3 воздушных боя.

Подымаясь в ленинградское небо, крылатый защитник великого города насмерть разит немецких стервятников. Сейчас на боевом счету отважного лётчика-комсомольца Александра Карпова числится 22 уничтоженных немецких самолёта.

(Из альбома портретов и очерков - "Герои Советского Союза Ленинградского фронта".)


Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.