Родился 4 (17) октября 1917 года в деревне Филенёво (ныне Ферзиковский
район Калужской области). В 1933 году окончил 7 классов школы, в 1935 году - школу
фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в Калуге. В 1935-1939 гг. работал слесарем-инструментальщиком
на Калужском машиностроительном заводе Наркомата путей сообщения. В 1938 году окончил
Калужский аэроклуб. С 1 марта 1939 года в рядах Красной Армии. В мае 1940 года окончил
Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в 161-м Резервном авиационном полку
(ВВС Западного Особого военного округа). С 25 января 1941 года - лётчик 20-го ИАП (ВВС
Киевского Особого военного округа).
С июля 1941 года младший лейтенант А. Т. Карпов на фронтах Великой
Отечественной войны в составе 121-го ИАП (6-й ИАК ПВО, Московская зона ПВО), летал на Як-1.
15 августа 1941 года был ранен в воздушном бою. В конце августа 1941 года полк был переведён
под Ленинград. Там младший лейтенант А. Т. Карпов одержал свою первую победу, в паре над
Тосно сбив Ме-109Ф, записанный как "Ме-115". В октябре 1941 года был переведён пилотом в
123-й ИАП (22 ноября 1942 года преобразован в 27-й Гвардейский ИАП), где прошёл путь до
командира эскадрильи. Участвовал в обороне Ленинграда, прорыве и снятии блокады Ленинграда,
Выборгской операции. Летал на Як-1, Як-7 и Як-9. 8 июля 1943 года был сбит в воздушном бою,
спасся на парашюте.
30 июня 1943 года сбил Ме-109, который было решено считать 1000-м самолётом
противника, сбитым на "Яках" под Ленинградом. С этой победой его поздравил главный конструктор,
заместитель наркома авиационной промышленности СССР, генерал-майор инженерно-авиационной службы
А. С. Яковлев.
К 7 августа 1943 года командир эскадрильи 27-го Гвардейского истребительного
авиационного полка (2-й Гвардейский ИАК ПВО, Ленинградская армия ПВО) Гвардии капитан А. Т.
Карпов совершил 370 боевых вылетов, провёл 87 воздушных боёв, в которых сбил 14 самолётов
противника лично и 9 в составе группы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28
сентября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и
медали "Золотая Звезда" (№ 1202).
Продолжая вести бевую работу в составе 27-го Гвардейского ИАП в небе
Ленинграда, к 25 июня 1944 года совершил ещё 51 боевой вылет, в 7 проведённых воздушных
боях сбил лично 10 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22
августа 1944 года был удостоен второй медали "Золотая Звезда".
20 октября 1944 года Гвардии майор А. Т. Карпов погиб в авиационной
катастрофе: при перелёте из Таллина в Гатчину в сложных метеоусловиях (густая низкая
облачность с полосами дождя) его самолёт упал в Финский залив.
Всего за годы войны произвёл 456 боевых вылетов, провёл 97 воздушных боёв,
сбил лично 27 самолётов противника и 9 в группе, став самым результативным лётчиком-истребителем
ПВО, а также единственным из них, дважды удостоенным высшей боевой награды страны.
10 августа 1968 года А. Т. Карпов был навечно зачислен в списки 27-го
Гвардейского истребительного авиационного полка ПВО. Бронзовый бюст А. Т. Карпова
установлен в Калуге (открыт 23 февраля 1949 года). В деревнях Андреевское и Филенёво
(Ферзиковский район Калужской области) установлены памятные знаки. Его именем названы
Калужский транспортно-технологический техникум, улица и сквер в Калуге, проспект и
средняя школа № 472 в посёлке Левашово, улица в посёлке Ферзиково (Калужская область). В
Калуге на здании училища, где он учился, и на здании завода, где он работал, установлены
мемориальные доски. Кенотаф (символическая могила) расположен в посёлке Левашово (в черте
Санкт-Петербурга).
Награждён орденами: Ленина (28.09.1943), Красного Знамени (19.08.1942,
13.02.1943, 07.04.1944), Александра Невского (13.04.1943); медалями.
* * *
Список известных воздушных побед А. Т. Карпова:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
29.08.1941 | 1 "Ме-115" (в паре) | Тосно | Як-1 |
25.10.1941 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | Арбузово |
16.02.1942 | 1 Ме-109 | Вороново |
23.04.1942 | 1 Ме-109 (в паре) | Ладожское озеро |
05.05.1942 | 1 Ме-109 | западнее Ольгино |
30.05.1942 | 1 Ме-109 | Лепсари |
1 Ме-109 | Рабочий посёлок № 14 |
1 Ме-109 (в паре) | станция Рахя |
02.08.1942 | 1 Ю-88 | севернее Константиновка |
1 Ю-88 (в паре) | Финское Койрово |
03.08.1942 | 1 Ю-88 | восточнее Ново-Паново |
09.09.1942 | 1 Ме-109 (в паре) | Павлово |
15.01.1943 | 1 Ме-109 | восточнее Манушкино | Як-1, Як-7. |
23.01.1943 | 1 Ю-88 | западнее Келколово |
25.01.1943 | 1 Ме-109 | северо-западнее Келколово |
27.01.1943 | 1 Ю-88 | Разъезд 9 км |
1 Ю-88 (в группе 1/3) | юго-западная окраина Синявино |
11.02.1943 | 1 ФВ-190 (в паре) | севернее Саблино |
1 Ю-87 | южнее Колпино |
15.02.1943 | 1 Ме-109 | Красный Бор |
22.02.1943 | 1 Ю-88 | южнее Красный Бор |
23.03.1943 | 1 Ю-87 | Красный Бор |
1 Ме-109 (в группе 1/3) | севернее Пушкин |
15.09.1943 | 1 Ме-109 | Гойтолово |
1 ФВ-190 | Синявино |
02.02.1944 | 1 ФВ-190 | западнее Большой Сабек | Як-9 |
10.02.1944 | 1 "Брюстер" | юго-западнее станции Мятсякюля |
1 "Брюстер" | Тайвола |
19.06.1944 | 1 Ме-109 | остров Туркинсали |
1 ФВ-190 | юго-восточнее станции Сяйние |
22.06.1944 | 2 Ме-109 | Тали |
23.06.1944 | 1 Ме-109 | Пиртти |
30.06.1944 | 1 Ме-109 | Юустила |
03.07.1944 | 1 Ме-109 | восточнее Кайпола |
14.09.1944 | 1 ФВ-190 | севернее станции Науншаны |
Всего сбитых самолётов - 27 + 9; боевых вылетов - 456; воздушных боёв - 97.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет:
 |
 |
 |
 |
 |
 |
Четвёрка истребителей, возглавляемая капитаном Беляевым, шла на
прикрытие нашей пехоты. В четвёрке находился и Карпов. Беляев редко летал без
него. О крепкой боевой дружбе и слётанности этих двух пилотов было известно
всем. Встреча с немцами произошла на высоте 2200 метров. 10 "Юнкерсов" и 2
"Мессершмитта" пытались прорваться к нашему переднему краю, но советские
истребители, сделав маневр, сзади, со стороны солнца, напали на противника.
Первый немецкий самолёт был сбит капитаном Беляевым. Следуя его
примеру. Карпов повёл свою машину на второго немца. Атака была проведена с большим
искусством: вначале Карпов вывел из строя вражеского стрелка, а затем отрезал
своим огнём правый мотор "Юнкерса". Это был почерк гвардейца, смелого, расчётливого
русского лётчика.
- Молодец! - крикнул Беляев, - узнаю почерк!
Перенимая опыт своего друга Беляева, Александр Карпов добился
исключительных успехов в самолётовождении и атаках противника. Совсем недавно,
в один из сентябрьских дней, звено истребителей под командованием гвардии капитана
Карпова вылетело на прикрытие наземных войск. Ещё до подхода к заданному району
лётчики встретили 2 "Фокке-Вульф-190". Ведущий Карпов атаковал одного. Приблизившись
на короткую дистанцию, он прошил его меткой пулемётной очередью. Немецкий самолёт,
маневрируя, пытался удрать, но Карпов настиг его и окончательно добил.
В это время над полем боя советские лётчики заметили ещё двух
фашистских истребителей. Карпов устремил свою машину в пике и сверху атаковал
"Фокке-Вульфов". После нескольких мощных ударов обе немецкие машины были сбиты.
Несколько раз в течение этого дня гитлеровцы пытались сковать
действия наших истребителей, но каждый раз их попытки терпели неудачу. Наши
лётчики успешно выполнили боевое задание, надежно прикрывая свои наземные
войска с воздуха. За один только день гвардии капитан Карпов провёл 3 воздушных
боя.
Подымаясь в ленинградское небо, крылатый защитник великого города
насмерть разит немецких стервятников. Сейчас на боевом счету отважного лётчика-комсомольца
Александра Карпова числится 22 уничтоженных немецких самолёта.
(Из альбома портретов и очерков - "Герои Советского Союза Ленинградского фронта".)
|