1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Камозин Павел Михайлович

38 побед

(34 + 4)
Камозин Павел Михайлович
  Флаг ВВС

Родился 3 (16) июля 1917 года в городе Бежице (в настоящее время находится в черте Бежицкого района города Брянска). В 1932 году окончил 6 классов, в 1934 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем на паровозостроительном заводе "Красный Профинтерн". В 1936 году окончил Бежицкий аэроклуб и был оставлен в нём лётчиком-инструктором. С 12 февраля 1938 года в рядах Красной Армии. В октябре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в должности лётчика 2-го ИАП (ВВС Киевского Особого военного округа; город Васильков). Летал на И-15бис и И-16. Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года. С апреля по август 1940 года служил оперативным дежурным штаба 38-й АБР, с августа 1940 года - оперативным дежурным штаба 44-й ИАД (в Киевском Особом военном округе; город Умань).

С 22 июня 1941 года младший лейтенант П. М. Камозин на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в оборонительных боях на Украине. Вскоре добился направления для переучивания на новые типы истребителей. В 25-м ЗИАП ВВС Закавказского военного округа (город Кюрдамир, Азербайджан) переучился на ЛаГГ-3 и был оставлен в нём лётчиком-инструктором, обучил около 40 молодых пилотов.

С октября по декабрь 1942 года служил командиром звена 246-го ИАП (236-я ИАД, 5-я Воздушная армия, Закавказский фронт), летал на ЛаГГ-3. В декабре 1942 года был переведён заместителем командира эскадрильи в 269-й ИАП, где продолжал летать на ЛаГГ-3. Успешно воевал до мая 1943 года в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта и на Северо-Кавказском фронте. Участвовал в Туапсинской, Новороссийско-Майкопской и Краснодарской операциях.

К 18 марта 1943 года заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная Армия, Черноморская группа войск Закавказского фронта) младший лейтенант П. М. Камозин совершил 82 боевых вылета, в 23 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1148).

Летом 1943 года, находясь в 25-м ЗИАП, лейтенант П. М. Камозин осваивает американский истребитель "Аэрокобра", после чего получает назначение в 66-й ИАП (329-я ИАД, 4-я Воздушная армия), где вскоре назначается заместителем командиром эскадрильи. Вскоре был назначен командиром эскадрильи. Воевал на Северо-Кавказском фронте и в составе ВВС Отдельной Приморской Армии. Участвовал в Керченско-Эльтигенской и Крымской операциях.

16 ноября 1943 года, в одном первых боевых вылетов в новом полку, его самолёт был серьёзно повреждён огнём зенитной артиллерии, и лётчик приземлил его на нейтральной полосе, прямо у окопов своего боевого охранения. 5 декабря 1943 года, в тяжёлом воздушном бою над Керчью, его "Аэрокобра" была подбита истребителями противника. Камозин сумел совершить вынужденную посадку у берега косы Тузла. При посадке самолёт был разбит, но сам лётчик не пострадал и на следующий день вернулся в полк.

31 декабря 1943 года, во время боевого вылета в Крыму, он заметил транспортный самолёт Ю-52, шедший в окружении 6 Ме-109. Маскируясь в лучах солнца, П. М. Камозин набрал высоту и, приказав ведомому младшему лейтенанту А. В. Владыкину открыть огонь, разогнал истребитель до предельной скорости. Сблизившись с целью, длинной очередью поразил "Юнкерс", после чего, форсируя моторы, вместе с ведомым ушёл на свою территорию.

К 1 февраля 1944 года командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная Армия, ВВС Отдельной Приморской Армии) капитан П. М. Камозин совершил 131 боевой вылет, провёл 56 воздушных боёв, сбил 33 самолёта противника лично и 4 в составе пары. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 23/II).

После полного освобождения Крыма 66-й ИАП был выведен в тыл. С июля по ноябрь 1944 года лётчики полка выполняли задачи по прикрытию Полтавского аэроузла, используемого авиацией союзников для "челночных" налётов на Германию и Румынию.

В декабре 1944 года капитан П. М. Камозин был переведён в состав 101-го Гвардейского ИАП (той же 329-й ИАД) на должность командира эскадрильи. Воевал на 2-м Белорусском фронте. Участвовал в Млавско-Эльбингской и Восточно-Померанской операциях.

5 марта 1945 года во главе 5 "Аэрокобр" Гвардии капитан П. М. Камозин сопровождал 8 бомбардировщиков "Бостон" в район города Берент (ныне Косцежина, Польша). При отходе от цели группа была атакована 12 ФВ-190. В момент атаки на самолёте П. М. Камозина заклинило мотор. С высоты 3500 метров он спланировал на свою территорию и произвёл вынужденную посадку с убранными шасси. При посадке самолёт был разбит, а лётчик получил тяжёлые травмы. День Победы он встретил в госпитале. Всего за годы войны совершил 186 боевых вылетов, провёл 90 воздушных боёв, сбил лично 34 и в составе пары 4 самолёта противника (в его лётной книжке указывается на 35 личных и 13 групповых побед).

После войны продолжал командовать эскадрильей 101-го Гвардейского ИАП (в Северной группе войск, город Быдгощ, Польша; с января 1946 - города Абсдорф и Айзенштадт, Австрия). Летал на Р-39 "Аэрокобра" и Р-63 "Кингкобра". С 4 сентября 1946 года Гвардии капитан П. М. Камозин - в запасе. Жил в городе Брянске, работал в Гражданской авиации. С декабря 1946 года - пилот, а в 1947-1952 гг. - заместитель командира 204-го авиаотряда спецприменения по лётной службе (город Брянск). В 1952-1955 гг. - заместитель командира авиаэскадрильи по лётной службе в 170-м авиаотряде спецприменения (город Брянск). Участвовал в проведении сельхозработ и аэрофотосъёмки на самолёте По-2. В 1955-1957 гг. - заместитель командира 189-го авиаотряда по лётной части (город Брянск). Летал на самолётах По-2 и Як-12. В марте 1957 года был отстранён от лётной работы. Налетал к этому времени более 5000 часов.

После ухода с лётной работы трудился диспетчером службы движения в 189-м авиаотряде и диспетчером отдела перевозок Брянского аэропорта. В 1970-1979 гг. - инструктор тренажёра в Брянском объединённом авиаотряде. Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен на Центральном кладбище Советского района (Аллея Славы) в Брянске.

Бронзовый бюст П. М. Камозина установлен в Брянске (открыт в 1950 году). Его именем названы улицы в Брянске и селе Отрадное Брянского района, переулок в городе Сочи (Краснодарский край). В Брянске на здании аэропорта и Бежицкого авиаспортивного клуба ДОСААФ установлены мемориальные доски. Имя П. М. Камозина носят Брянский авиационно-спортивный клуб и средняя школа № 11 в Брянске. Почётный гражданин Брянска (с 1966 года).

Награждён орденами: Ленина (01.05.1943), Красного Знамени (23.03.1943, 21.11.1943), Александра Невского (31.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (19.12.1942); медалями.


*     *     *

Р-39Q капитана П. М. Камозина.


Список известных воздушных побед П. М. Камозина:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
07.10.19423  Ме-109восточнее ШаумянЛаГГ-3
16.10.19421  ФВ-189северо-восточнее Гойтх
15.02.19431  Ме-109северо-западнее высота 307,2 (Кубань)
19.02.19431  Ю-87северо-западнее высота 497 (Кубань)
22.02.19431  Ме-109севернее Гостогаевский
1  Ме-109севернее Мефодиевка
13.03.19431  Ю-87Мысхако
20.03.19431  Ю-52восточнее Чикола
22.03.19431  ФВ-189северо-восточнее Крымская
21.11.19431  Ме-109высота 175,4 (Крым)"Аэрокобра"
25.11.19431  Хе-111Багерово
04.12.19431  Ме-109северо-восточнее Эльтиген
1  Ме-109коса Тузла
05.12.19431  Ме-109восточнее Яныш-Такыл
2  Ю-87Эльтиген
1  Ме-109Коммуна
31.12.19431  транспортный  (в паре)восточнее Меснечи
01.01.19441  Ме-109западнее Керчь
04.01.19441  Ме-109юго-западнее Керчь
09.01.19441  Хе-111  (в паре)Багерово
11.01.19441  Ю-87севернее Булганак
1  Ме-109восточнее Багерово
1  Ю-87северо-западнее Булганак
12.01.19441  Ю-87северо-западнее Катерлез
1  Ю-87Малый Бабчик
23.01.19441  Ме-109гора Митридат
24.01.19441  Ме-109  (в паре)Кезы
1  Ме-109
26.01.19441  ФВ-190западнее Керчь
27.01.19441  ФВ-190западнее Катерлез
1  Ме-109  (в паре)западнее Эльтиген
28.01.19441  Ме-109северо-западнее Керчь
22.03.19441  Ю-87западнее мыса Тархан
20.02.19452  ФВ-190Черск

      Всего сбитых самолётов - 34 + 4;  боевых вылетов - 186;  воздушных боёв - 90.



Из фотоматериалов разных лет:

Камозин Павел Михайлович с боевыми товарищами Камозин Павел Михайлович

Лётная книжка Камозина Павла Михайловича

Камозин Павел Михайлович Камозин Павел Михайлович Камозин Павел Михайлович

Камозин Павел Михайлович в должности лётчика-инструктора Бежицкого аэроклуба Камозин Павел Михайлович, 1945 г. Камозин Павел Михайлович

Камозин Павел Михайлович с юными авиамоделистами

Камозин Павел Михайлович - пилот ГВФ


Из материалов прессы военных лет:

Из материалов фронтовых лет о П. М. Камозине

Из материалов фронтовых лет о П. М. Камозине



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2022 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.