Камозин Павел Михайлович
Родился 3 (16) июля 1917 года в городе Бежице (в настоящее время находится в черте Бежицкого района города Брянска). В 1932 году окончил 6 классов, в 1934 году - школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). Работал слесарем на паровозостроительном заводе "Красный Профинтерн". В 1936 году окончил Бежицкий аэроклуб и был оставлен в нём лётчиком-инструктором. С 12 февраля 1938 года в рядах Красной Армии. В октябре 1938 года окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в должности лётчика 2-го ИАП (ВВС Киевского Особого военного округа; город Васильков). Летал на И-15бис и И-16. Участник похода советских войск в Западную Украину в сентябре 1939 года. С апреля по август 1940 года служил оперативным дежурным штаба 38-й АБР, с августа 1940 года - оперативным дежурным штаба 44-й ИАД (в Киевском Особом военном округе; город Умань). С 22 июня 1941 года младший лейтенант П. М. Камозин на фронтах Великой Отечественной войны. Участвовал в оборонительных боях на Украине. Вскоре добился направления для переучивания на новые типы истребителей. В 25-м ЗИАП ВВС Закавказского военного округа (город Кюрдамир, Азербайджан) переучился на ЛаГГ-3 и был оставлен в нём лётчиком-инструктором, обучил около 40 молодых пилотов. С октября по декабрь 1942 года служил командиром звена 246-го ИАП (236-я ИАД, 5-я Воздушная армия, Закавказский фронт), летал на ЛаГГ-3. В декабре 1942 года был переведён заместителем командира эскадрильи в 269-й ИАП, где продолжал летать на ЛаГГ-3. Успешно воевал до мая 1943 года в составе Черноморской группы войск Закавказского фронта и на Северо-Кавказском фронте. Участвовал в Туапсинской, Новороссийско-Майкопской и Краснодарской операциях. К 18 марта 1943 года заместитель командира эскадрильи 269-го истребительного авиационного полка (236-я истребительная авиационная дивизия, 5-я Воздушная Армия, Черноморская группа войск Закавказского фронта) младший лейтенант П. М. Камозин совершил 82 боевых вылета, в 23 воздушных боях лично сбил 12 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1148). Летом 1943 года, находясь в 25-м ЗИАП, лейтенант П. М. Камозин осваивает американский истребитель "Аэрокобра", после чего получает назначение в 66-й ИАП (329-я ИАД, 4-я Воздушная армия), где вскоре назначается заместителем командиром эскадрильи. Вскоре был назначен командиром эскадрильи. Воевал на Северо-Кавказском фронте и в составе ВВС Отдельной Приморской Армии. Участвовал в Керченско-Эльтигенской и Крымской операциях. 16 ноября 1943 года, в одном первых боевых вылетов в новом полку, его самолёт был серьёзно повреждён огнём зенитной артиллерии, и лётчик приземлил его на нейтральной полосе, прямо у окопов своего боевого охранения. 5 декабря 1943 года, в тяжёлом воздушном бою над Керчью, его "Аэрокобра" была подбита истребителями противника. Камозин сумел совершить вынужденную посадку у берега косы Тузла. При посадке самолёт был разбит, но сам лётчик не пострадал и на следующий день вернулся в полк. 31 декабря 1943 года, во время боевого вылета в Крыму, он заметил транспортный самолёт Ю-52, шедший в окружении 6 Ме-109. Маскируясь в лучах солнца, П. М. Камозин набрал высоту и, приказав ведомому младшему лейтенанту А. В. Владыкину открыть огонь, разогнал истребитель до предельной скорости. Сблизившись с целью, длинной очередью поразил "Юнкерс", после чего, форсируя моторы, вместе с ведомым ушёл на свою территорию. К 1 февраля 1944 года командир эскадрильи 66-го истребительного авиационного полка (329-я истребительная авиационная дивизия, 4-я Воздушная Армия, ВВС Отдельной Приморской Армии) капитан П. М. Камозин совершил 131 боевой вылет, провёл 56 воздушных боёв, сбил 33 самолёта противника лично и 4 в составе пары. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1944 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 23/II). После полного освобождения Крыма 66-й ИАП был выведен в тыл. С июля по ноябрь 1944 года лётчики полка выполняли задачи по прикрытию Полтавского аэроузла, используемого авиацией союзников для "челночных" налётов на Германию и Румынию. В декабре 1944 года капитан П. М. Камозин был переведён в состав 101-го Гвардейского ИАП (той же 329-й ИАД) на должность командира эскадрильи. Воевал на 2-м Белорусском фронте. Участвовал в Млавско-Эльбингской и Восточно-Померанской операциях. 5 марта 1945 года во главе 5 "Аэрокобр" Гвардии капитан П. М. Камозин сопровождал 8 бомбардировщиков "Бостон" в район города Берент (ныне Косцежина, Польша). При отходе от цели группа была атакована 12 ФВ-190. В момент атаки на самолёте П. М. Камозина заклинило мотор. С высоты 3500 метров он спланировал на свою территорию и произвёл вынужденную посадку с убранными шасси. При посадке самолёт был разбит, а лётчик получил тяжёлые травмы. День Победы он встретил в госпитале. Всего за годы войны совершил 186 боевых вылетов, провёл 90 воздушных боёв, сбил лично 34 и в составе пары 4 самолёта противника (в его лётной книжке указывается на 35 личных и 13 групповых побед). После войны продолжал командовать эскадрильей 101-го Гвардейского ИАП (в Северной группе войск, город Быдгощ, Польша; с января 1946 - города Абсдорф и Айзенштадт, Австрия). Летал на Р-39 "Аэрокобра" и Р-63 "Кингкобра". С 4 сентября 1946 года Гвардии капитан П. М. Камозин - в запасе. Жил в городе Брянске, работал в Гражданской авиации. С декабря 1946 года - пилот, а в 1947-1952 гг. - заместитель командира 204-го авиаотряда спецприменения по лётной службе (город Брянск). В 1952-1955 гг. - заместитель командира авиаэскадрильи по лётной службе в 170-м авиаотряде спецприменения (город Брянск). Участвовал в проведении сельхозработ и аэрофотосъёмки на самолёте По-2. В 1955-1957 гг. - заместитель командира 189-го авиаотряда по лётной части (город Брянск). Летал на самолётах По-2 и Як-12. В марте 1957 года был отстранён от лётной работы. Налетал к этому времени более 5000 часов. После ухода с лётной работы трудился диспетчером службы движения в 189-м авиаотряде и диспетчером отдела перевозок Брянского аэропорта. В 1970-1979 гг. - инструктор тренажёра в Брянском объединённом авиаотряде. Умер 24 ноября 1983 года. Похоронен на Центральном кладбище Советского района (Аллея Славы) в Брянске. Бронзовый бюст П. М. Камозина установлен в Брянске (открыт в 1950 году). Его именем названы улицы в Брянске и селе Отрадное Брянского района, переулок в городе Сочи (Краснодарский край). В Брянске на здании аэропорта и Бежицкого авиаспортивного клуба ДОСААФ установлены мемориальные доски. Имя П. М. Камозина носят Брянский авиационно-спортивный клуб и средняя школа № 11 в Брянске. Почётный гражданин Брянска (с 1966 года). Награждён орденами: Ленина (01.05.1943), Красного Знамени (23.03.1943, 21.11.1943), Александра Невского (31.01.1944), Отечественной войны 1-й степени (19.12.1942); медалями. * * * Список известных воздушных побед П. М. Камозина:
|