Родился 25 апреля 1917 года в деревне Никулинское (ныне Вологодский район
Вологодской области). Окончив 7 классов, работал слесарем на Вологодском вагоноремонтном
заводе. С июня по декабрь 1938 года учился в Коктебельской лётной школе Осоавиахима,
затем работал лётчиком-инструктором в Новгородском аэроклубе. С 26 октября 1939 года в
рядах Военно-Морского Флота. В декабре 1940 года окончил Ейское военно-морское авиационное
училище лётчиков.
С 22 июня 1941 года лейтенант И. А. Каберов в действующей армии. Воевать
начал в составе 5-го ИАП (18 февраля 1942 года преобразован в 3-й Гвардейский ИАП) ВВС
КБФ. В марте 1942 года назначен командиром звена, с ноября 1942 года - заместитель командира
эскадрильи. Летал на И-16, ЛаГГ-3, "Харрикейне" и Ла-5.
К ноябрю 1942 года заместитель командира эскадрильи 3-го Гвардейского
истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого
Балтийского флота) Гвардии капитан И. А. Каберов совершил 397 боевых вылетов, в 92 воздушных
боях сбил лично 5 самолётов противника и 16 в группе с товарищами. Указом Президиума
Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с
вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 854).
Всего за годы войны выполнил 476 боевых вылетов, в 92 воздушных боях сбил
9 самолётов противника лично и 19 вместе с другими лётчиками. 10 июля 1943 года был
откомандирован в распоряжение наркома ВМФ, служил в 65-м авиационном полку специального
назначения ВВС ВМФ. С августа 1943 года работал инспектором-лётчиком в Ейском ВМАУ. С
сентября 1944 года учился на Высших офицерских курсах ВВС ВМФ. С января 1945 года Гвардии
майор И. А. Каберов - в распоряжении командующего ВВС Тихоокеанского флота. С мая 1945
года по ноябрь 1946 года - командир эскадрильи 17-го ИАП, в составе которого участвовал в
Советско-Японской войне. Его эскадрилья выполняла задачи по прикрытию главной базы ТОФ и
транспортов на переходе морем, сопровождала торпедные катера. Лично выполнил 10 боевых
вылетов на Як-9У, побед не имел.
С ноября 1946 по май 1952 гг. учился на командном факультете Военно-Воздушной
академии, затем служил в ВВС Черноморского флота. С мая 1952 по январь 1954 гг. - помощник
командира по тактике воздушного боя и воздушной стрельбе 639-го ИАП. С января по ноябрь
1954 года - старший штурман 49-й ИАД. С ноября 1954 по январь 1960 гг. - командир 661-го
ИАП. Затем - заместитель командира по лётной подготовке 4-й ИАД. С 27 августа 1960 года
Гвардии полковник И. А. Каберов - в запасе. Жил в Великом Новгороде. Работал инженером по
технике безопасности автопассажирского хозяйства (с марта по июнь 1962 года), слесарем-сборщиком
телевизионного завода (с января 1963 по июль 1964 гг. и с января по март 1968 года), начальником
Новгородского аэропорта (с июля 1964 по декабрь 1967 гг), начальником авиаспортклуба областного
комитета ДОСААФ (с марта 1969 по ноябрь 1983 гг). Почётный гражданин Великого Новгорода
(с 25 ноября 1983 года). Умер 2 октября 1995 года, похоронен на Западном кладбище.
Награждён орденами: Ленина (24.11.1941, 24.07.1943), Красного Знамени
(13.11.1941, 21.10.1942), Отечественной войны 1-й степени (19.11.1945, 11.03.1985),
Красной Звезды (05.11.1954); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).
* * *
 |
 |
Список известных воздушных побед И. А. Каберова:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
10.09.1941 | 1 Ю-88 | Красногвардейск | ЛаГГ-3 |
11.09.1941 | 1 Хш-126 (в группе 1/3) | Красное Село |
14.09.1941 | 1 Ме-109 | Дудергоф |
16.09.1941 | 1 Ю-88 (в группе 1/3) | Морской канал |
23.09.1941 | 1 Ю-86 | Ораниенбаум |
02.11.1941 | 1 "Бленхейм" (в группе 1/3) | маяк Соммерс |
01.01.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | Леднево |
22.02.1942 | 1 Ю-87 (в группе 1/6) | Турышкино |
12.03.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/3) | Малукса |
13.03.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/4) | Погостье |
16.03.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/4) |
1 Хш-126 (в группе 1/4) |
17.08.1942 | 2 "Фоккер" Д-21 (в группе 2/6) | остров Валаам | "Харрикейн" |
18.08.1942 | 2 Ме-109 (в группе 2/8) | аэродром Борки |
26.08.1942 | 1 "Капрони" | остров Коневец |
02.09.1942 | 1 Ме-109 (в группе 1/4) | Воскресенское |
05.09.1942 | 1 Ю-88 (в паре) | Мга - Синявино |
2 Ме-109 (в группе 2/4) |
11.09.1942 | 1 Ме-109 | Невская Дубровка |
1 Ме-109 (в паре) |
14.01.1943 | 1 Ме-109 | Отрадное | ЛаГГ-3 |
23.01.1943 | 1 Ме-110 | юго-восточнее станция Мга |
24.01.1943 | 1 Ме-110 (в группе 1/3) | южнее Ивановские пороги |
27.01.1943 | 1 Ю-88 | Шлиссельбург |
21.03.1943 | 1 ФВ-190 | Красный Бор |
Всего сбитых самолётов - 9 + 19; боевых вылетов - 486; воздушных боёв - 92.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет: