1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Иванов Николай Иванович

5 побед

(5 + 0)
Иванов Николай Иванович
  Флаг ВВС

Родился 24 августа 1922 года в городе Псков (ныне административный центр Псковской области). С 22 августа 1940 года в рядах Красной Армии, призван Псковским РВК. В 1943 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. Служил пилотом в 8-м ЗИАП (ВВС Приволжского военного округа, город Саратов).

С 1 августа 1943 года младший лейтенант сержант Н. И. Иванов в действующей армии. Воевал в составе 149-го ИАП (323-я ИАД), где прошёл путь от рядового пилота до старшего лётчика. Сражался на Западном, 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах. Летал на Як-7, Як-9 и Як-9У.

16 февраля 1945 года старший лётчик 149-го истребительного авиационного полка (323-я истребительная авиационная дивизия, 8-й истребительный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) лейтенант Н. И. Иванов был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте, получил сильные ожоги, был отправлен в Центральный авиационный госпиталь. К тому времени совершил 128 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв и сбил лично 2 самолёта противника.

Операция спасла повреждённые глаза, но врачи дружно считали, что летать Николай больше не будет. Однако его настойчивость оказалась сильнее - он добился разрешения на полёты и был направлен в Учебный Центр ДОСААФ в Вязниках. Затем Николай попал в 726-й ИАП, которому вскоре предстояло освоить новые МиГ-15 и отправиться в так называемую "Правительственную командировку".

Участник вооружённого конфликта в Корее с 12 июля 1952 по 27 июля 1953 гг. в составе 726-го ИАП (133-я ИАД, 64-й ИАК). Совершил около 50 боевых вылетов на МиГ-15 и сбил лично 3 самолёта противника (ещё 1 сбитый им самолёт не получил официального подтверждения). Скоро огромное нервное напряжение разбудило раны Великой Отечественной войны. Из-за трещины в позвоночнике, полученной при ударе о землю в феврале 1945 года, начались боли в спине, затем появилась сильная головная боль, и лётчика отправили в госпиталь, откуда он вернулся уже в самом конце боевых действий. За 10 дней до прекращения огня, 16 июля 1953 года, майор Н. И. Иванов выполнил свой последний боевой вылет, в котором повредил ещё один американский самолёт.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. Освоил МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ, окончил Военно-Воздушную академию. Как опытный истребитель, часто вывозил молодых лётчиков на отработку пилотажа и, особенно, крутой спирали. С 3 декабря 1957 года майор Н. И. Иванов - в запасе. Но с авиацией не распрощался и работал старшим инструктором и лётчиком-методистом в Учебном Центре ДОСААФ города Ярославля.

Награждён орденами: Ленина (06.10.1952), Красного Знамени (25.09.1944), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (05.07.1944, 30.12.1956, 16.10.1957); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *
Список известных воздушных побед Н. И. Иванова:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
__.09.19431  ФВ-190район ЕльниЯк-7 / Як-9
03.02.19451  ФВ-190БыховЯк-9У

      Всего сбитых самолётов - 2 + 0;  боевых вылетов - 128;  воздушных боёв - около 20.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
01.08.19522  Ф-86аэродром АньдунМиГ-15
20.08.19521  Ф-86Сиодзио - Пхеньян
05.09.19521  Ф-86  (предположительно)самолёт упал в залив

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0  [+ 1 предположительно];  боевых вылетов - около 50.



Из материалов прессы послевоенных лет:

1 августа 1952 года большая группа Ф-86 попыталась прорваться к Супхун ГЭС, но на них были наведены лётчики 726-го ИАП, которых вёл начальник по ВСС полка подполковник В. И. Чиж в составе 24 экипажей. Наша группа летела на высоте 10000 метров, но противник в лице Ф-86 появился неожиданно, и был он ещё выше, чем наши МиГ-15. Получилось так, что "Сейбры" получили преимущество и в высоте, и в неожиданности, чем и воспользовались. Поэтому бой с самого начала выдался для наших лётчиков невыгодный во всех отношениях. По словам ставшего затем командиром этого полка подполковника В. И. Чижа: "Бой неудачно проведён ещё и по вине самих лётчиков полка, которые, увлекаясь боем, не следили друг за другом, то есть были нарушены взаимосвязь и выручка в бою между собой". Итог боя был печален. Несмотря на то что лётчикам полка удалось сбить 2 "Сейбра", которые записали на свой боевой счёт старшие лейтенанты П. Г. Колотов и Н. И. Сычё, были сбиты и погибли заместитель командира 3-й АЭ капитан Горобченко Валентин Степанович и командир звена капитан Костин Андрей Алексеевич, лётчик 2-й АЭ старший лейтенант Цветков Лев Михайлович был также сбит, успел катапультироваться, но высоты не хватило для раскрытия купола парашюта, и Л. М. Цветков погиб. Горькую пилюлю этого боя немного подсластил заместитель командира 2-й АЭ капитан Н. И. Иванов, который при возвращении на аэродром в одиночку был атакован парой Ф-86 под командованием майора Феликса Айсла.

Вот как описывает этот бой сам Николай Иванович Иванов с парой "Сейбров" в том вылете: "Я, как заместитель командира эскадрильи, вёл второе звено второй восьмёрки. По радио передавали постоянно, что кругом "Сейбры" и что их очень много. Я, конечно, стреляный воробей, но в этих боях ещё не участвовал. Очень я себя напряжённо чувствовал, как и каждый, кто противника не видит, но знает, что он где-то рядом. Первое, что я увидел, - это летящие баки и за ними шлейфы керосина. В это время слышу, передает ведомый: "Перехожу влево!" - хотя я такой команды не давал. Но он, видимо, посчитал, что так безопаснее, баки-то справа падали.

Увидел я падающие баки, а затем и сами самолёты - "Сейбры". Они уже шли в нашу сторону. Наша высота была 10 000, а они шли выше нас и уже почти пересекли нашу группу. Я взглянул влево - где там мой ведомый Лева Цветков? - а слева уже находились "Сейбры". В общем, прозевали мы немного...

Тут же возник вопрос: "Что делать?" Надо действовать, решил я. Волнение ушло, и такая меня злость обуяла... Я, когда с противником встречаюсь, всегда успокаиваюсь, я уже знаю, откуда грозит опасность. Ведомому что-то крикнул по радио, мол, Лёва, давай держись, и, чтобы ракурс увеличить, начал отчаянно крутить. Я очень энергично пытался уйти от "Сейбров", которые могли и в хвост мне зайти. И так получилось, что в этом состязании мой самолёт свалился в штопор. Я и сам штопорил часто, и лётчиков на штопор вывозил, поэтому знал, что это такое. Не ожидал, конечно, что свалюсь в штопор, но контроль над ситуацией не потерял. Стал выводить, смотрю - "Сейбр" пристраивается, и я опять в штопор, теперь уже намеренно. Много во мне было злости, но соображал, что делаю. Высоты уже немного оставалось. Точно не скажу, сколько, но не громадная была высота. И вот вывел я самолёт из штопора, а один их этих "Сейбров" выскакивает вперёд. Я уже не стал осматриваться - собьют меня, не собьют, - а пошёл прямо за ним. Прицелился, дал очередь одну, другую - и сразу вижу, что попал. Только я начал выравниваться - и второй "Сейбр" выскочил рядышком. Видимо, он по мне стрелял, но не попал и выскочил надо мной вперёд. Я какой-то маневр выполнил... Он сверху шёл, а я как крутил, так навскидку и ударил по нему. И что точно помню - я прицел поставил в положение "неподвижно", чтобы как-то быстрее всё сделать, и в итоге сбил и второй "Сейбр". Вернувшись на аэродром, узнал, что не вернулся мой ведомый Лёва Цветков и ещё двое товарищей, бой действительно был тяжёлым".

За этот бой Николай Иванов был награждён орденом Ленина. Вскоре поисковой командой были найдены обломки "Сейбра" с бортовым номером 51-2767, на борту которого были изображены 9 звёздочек побед, причём 5 из них были полые (только контур звезды), что означало, что лётчик сбил 4 самолёта противника, а 5 других подбил. В кабине разбитого Ф-86 был найден труп майора Феликса Айсла, лётчика 336-й АЭ, ставшего асом в этой войне.

Трудными выдались бои и 20 августа, когда противник предпринял налёт своей ИБА в районе Сиодзио - Пхеньян. В его отражении участвовали лётчики 133-й и 216-й ИАД, но с большой группой, состоящей из "Тандерджетов" и прикрывавших их "Сейбров", столкнулись лётчики 726-го ИАП. В этом ожесточённом бою лётчики этого полка сбили один "Сейбр", но потеряли 2 самолёта. Командир 2-й АЭ майор А. А. Шеховцов, уже совершая посадку на аэродроме Аньдун, был атакован 4 Ф-86. Вступив в бой со звеном Ф-86, провёл его тактически неграмотно, завязав бой с ними на виражах, что было неверно, так как "Сейбры" имели преимущество на виражах. За это А. А. Шеховцов и поплатился - на вираже с ним сблизилась пара "Сейбров" и сбила его самого и его ведомого старшего лейтенанта В. М. Лелецкого. При этом майор Шеховцов Александр Алексеевич погиб, а старший лейтенант В. М. Лелецкий спасся на парашюте.

Пара штурмана полка майора И. К. Совы прорвалась к одной из групп штурмовиков Ф-84 и сбила один из них, отогнав другие в залив. В этом бою лётчики 726-го ИАП сражались с "Сейбрами" 334-й АЭ, и именно лётчики этой АЭ, майоры Эдвард Беллингер и Фредерик Блессе, сбили 2 МиГ-15 из 726-го ИАП. Ещё один МиГ-15 был сбит лётчиками 39-й АЭ 51-го ИАКР, но, видимо, он был из ОВА. Американцы признают потерю в этом бою одного Ф-86Е с № 50-0643 из состава 334-й АЭ, пилот которого, Нортманн Шмидт, спасся на парашюте, и его подобрала ПСС США. Сбил этот "Сейбр" капитан Н. И. Иванов, и это была уже его 3 победа в корейском небе. Майор И. К. Сова сбил в этот день Ф-84Е с № 51-574 из состава 474-го ИБАКР, пилот которого спасся на парашюте и вскоре вернулся в часть.

5 сентября 1952 года лётчики 133-й ИАД сбили 2 "Сейбра" и ещё один подбили. Однако один "Сейбр" не засчитали капитану Н. И. Иванову из 726-го ИАП, у которого уже было 3 сбитых Ф-86 на боевом счету. Был вылет эскадрильей, и первой взлетела пара Иванов - Русаков, с залива подошла пара "Сейбров" и начала атаку по взлетающей паре Иванова. С КП приказали прекратить взлёт, но было уже поздно, так как самолёты уже оторвались от земли. Николаю Иванову удалось после отрыва от земли сбросить ПТБ и чудом уйти от огня "Сейбра", а затем самому атаковать проскочившую пару Ф-86 с хвоста. Один из "Сейбров" загорелся и упал в залив, это видели все в полку. Но так как Н. И. Иванов стрелял по "Сейбру" снизу вверх на солнце, то снимки ФКП не получились, а с самолёта, упавшего в море, бирку не возьмёшь, поэтому этот самолёт ему не засчитали. Вот как рассказывает об этой своей победе сам Николай Иванович: "Я когда взлетал - одну руку держал на рычаге катапульты. И на разбеге баки подвесные сбросил. Никогда этому не учился, ни с кем об этом не говорил, но когда мне по радио закричали: "Тебя атакуют!" - а я уже вот-вот оторвусь от бетонки, у меня выбора уже не было. И останавливаться нельзя - врежусь в сопки, и я нажал на кнопку сброса баков. Может, именно это меня и спасло. Те, кто был на земле, говорили мне позже, что мой взлёт произвёл на них сильное впечатление. Не знаю... На меня он впечатления не произвел. Благо всё обошлось. В мой самолёт попала только одна пуля, ведомый - вообще без пробоин прилетел. В тот день облачность была баллов 5 - 6. Я облака пробил, и тут надо мной проносится пара "Сейбров" - в залив уходит. Я - за ними и вскоре один сбиваю, наверняка сбил. Это над самим аэродромом было, и все это видели". Однако, так как самолёт противника упал в море, эта победа Николаю Иванову так и не была засчитана.

16 июля 1953 года удачный бой с "Сейбрами" из 4-го ИАКР провели лётчики 2-й эскадрильи 726-го ИАП, в котором был сбит один Ф-86 командиром АЭ майором В. Я. Федорцем. Ещё 2 "Сейбра" подбили лётчики капитан В. Пантелеев и майор Н. И. Иванов. Правда, и сами лётчики 726-го полка потеряли одну машину - был сбит старший лейтенант Г. П. Шишкин, но он благополучно спасся на парашюте.

О своей последней победе в этой войне рассказывает Николай Иванович Иванов: "Это были финальные вылеты в этой войне. Мы уже знали, что скоро будет перемирие, и американцы знали, и погибать никому не хотелось. В тот день вылетел весь полк, я вёл эскадрилью и в первую очередь старался строй сохранить и людей не потерять. Поэтому когда вдалеке увидел "Сейбры", то даже не сразу атаку начал. Они шли пересекающимся курсом несколько выше нашей группы. Я думал, что американцы тогда допустили оплошность. У них и высота была больше, но, когда я начал разворот, они ничего против моей атаки не предприняли. В развороте, на догоне, я открыл огонь, но они, даже увидев трассу, никакого оборонительного маневра не выполнили. Я стрелять начал с большой дальности, метров 800, а то и больше. И пока сближался, продолжал вести огонь, 3 раза давал очереди. Вдруг "Сейбр" - раз-два! - задымил и пошёл вниз..."  Так закончился последний вылет Николая Иванова в небе Кореи.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)


Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.