Иванов Николай Иванович
Родился 24 августа 1922 года в городе Псков (ныне административный центр Псковской области). С 22 августа 1940 года в рядах Красной Армии, призван Псковским РВК. В 1943 году окончил Сталинградскую военную авиационную школу пилотов. Служил пилотом в 8-м ЗИАП (ВВС Приволжского военного округа, город Саратов). С 1 августа 1943 года младший лейтенант сержант Н. И. Иванов в действующей армии. Воевал в составе 149-го ИАП (323-я ИАД), где прошёл путь от рядового пилота до старшего лётчика. Сражался на Западном, 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах. Летал на Як-7, Як-9 и Як-9У. 16 февраля 1945 года старший лётчик 149-го истребительного авиационного полка (323-я истребительная авиационная дивизия, 8-й истребительный авиационный корпус, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) лейтенант Н. И. Иванов был сбит в воздушном бою, спасся на парашюте, получил сильные ожоги, был отправлен в Центральный авиационный госпиталь. К тому времени совершил 128 боевых вылетов, провёл около 20 воздушных боёв и сбил лично 2 самолёта противника. Операция спасла повреждённые глаза, но врачи дружно считали, что летать Николай больше не будет. Однако его настойчивость оказалась сильнее - он добился разрешения на полёты и был направлен в Учебный Центр ДОСААФ в Вязниках. Затем Николай попал в 726-й ИАП, которому вскоре предстояло освоить новые МиГ-15 и отправиться в так называемую "Правительственную командировку". Участник вооружённого конфликта в Корее с 12 июля 1952 по 27 июля 1953 гг. в составе 726-го ИАП (133-я ИАД, 64-й ИАК). Совершил около 50 боевых вылетов на МиГ-15 и сбил лично 3 самолёта противника (ещё 1 сбитый им самолёт не получил официального подтверждения). Скоро огромное нервное напряжение разбудило раны Великой Отечественной войны. Из-за трещины в позвоночнике, полученной при ударе о землю в феврале 1945 года, начались боли в спине, затем появилась сильная головная боль, и лётчика отправили в госпиталь, откуда он вернулся уже в самом конце боевых действий. За 10 дней до прекращения огня, 16 июля 1953 года, майор Н. И. Иванов выполнил свой последний боевой вылет, в котором повредил ещё один американский самолёт. После окончания войны продолжал служить в ВВС. Освоил МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ, окончил Военно-Воздушную академию. Как опытный истребитель, часто вывозил молодых лётчиков на отработку пилотажа и, особенно, крутой спирали. С 3 декабря 1957 года майор Н. И. Иванов - в запасе. Но с авиацией не распрощался и работал старшим инструктором и лётчиком-методистом в Учебном Центре ДОСААФ города Ярославля. Награждён орденами: Ленина (06.10.1952), Красного Знамени (25.09.1944), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (05.07.1944, 30.12.1956, 16.10.1957); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950). * * * Список известных воздушных побед Н. И. Иванова:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
1 августа 1952 года большая группа Ф-86 попыталась прорваться к Супхун ГЭС,
но на них были наведены лётчики 726-го ИАП, которых вёл начальник по ВСС полка подполковник
В. И. Чиж в составе 24 экипажей. Наша группа летела на высоте 10000 метров, но противник в
лице Ф-86 появился неожиданно, и был он ещё выше, чем наши МиГ-15. Получилось так, что
"Сейбры" получили преимущество и в высоте, и в неожиданности, чем и воспользовались.
Поэтому бой с самого начала выдался для наших лётчиков невыгодный во всех отношениях. По
словам ставшего затем командиром этого полка подполковника В. И. Чижа: "Бой
неудачно проведён ещё и по вине самих лётчиков полка, которые, увлекаясь боем, не следили
друг за другом, то есть были нарушены взаимосвязь и выручка в бою между собой".
Итог боя был печален. Несмотря на то что лётчикам полка удалось сбить 2 "Сейбра", которые
записали на свой боевой счёт старшие лейтенанты П. Г. Колотов и Н. И. Сычё, были сбиты и
погибли заместитель командира 3-й АЭ капитан Горобченко Валентин Степанович и командир
звена капитан Костин Андрей Алексеевич, лётчик 2-й АЭ старший лейтенант Цветков Лев
Михайлович был также сбит, успел катапультироваться, но высоты не хватило для раскрытия
купола парашюта, и Л. М. Цветков погиб. Горькую пилюлю этого боя немного подсластил заместитель
командира 2-й АЭ капитан Н. И. Иванов, который при возвращении на аэродром в одиночку был
атакован парой Ф-86 под командованием майора Феликса Айсла. Вот как описывает этот бой сам Николай Иванович Иванов с парой "Сейбров"
в том вылете: "Я, как заместитель командира эскадрильи, вёл второе
звено второй восьмёрки. По радио передавали постоянно, что кругом "Сейбры" и что их очень
много. Я, конечно, стреляный воробей, но в этих боях ещё не участвовал. Очень я себя
напряжённо чувствовал, как и каждый, кто противника не видит, но знает, что он где-то
рядом. Первое, что я увидел, - это летящие баки и за ними шлейфы керосина. В это время
слышу, передает ведомый: "Перехожу влево!" - хотя я такой команды не давал. Но он, видимо,
посчитал, что так безопаснее, баки-то справа падали. Увидел я падающие баки, а затем и сами самолёты - "Сейбры". Они уже шли в
нашу сторону. Наша высота была 10 000, а они шли выше нас и уже почти пересекли нашу группу.
Я взглянул влево - где там мой ведомый Лева Цветков? - а слева уже находились "Сейбры". В
общем, прозевали мы немного... Тут же возник вопрос: "Что делать?" Надо действовать, решил я. Волнение
ушло, и такая меня злость обуяла... Я, когда с противником встречаюсь, всегда успокаиваюсь,
я уже знаю, откуда грозит опасность. Ведомому что-то крикнул по радио, мол, Лёва, давай
держись, и, чтобы ракурс увеличить, начал отчаянно крутить. Я очень энергично пытался уйти
от "Сейбров", которые могли и в хвост мне зайти. И так получилось, что в этом состязании
мой самолёт свалился в штопор. Я и сам штопорил часто, и лётчиков на штопор вывозил,
поэтому знал, что это такое. Не ожидал, конечно, что свалюсь в штопор, но контроль над
ситуацией не потерял. Стал выводить, смотрю - "Сейбр" пристраивается, и я опять в штопор,
теперь уже намеренно. Много во мне было злости, но соображал, что делаю. Высоты уже немного
оставалось. Точно не скажу, сколько, но не громадная была высота. И вот вывел я самолёт
из штопора, а один их этих "Сейбров" выскакивает вперёд. Я уже не стал осматриваться -
собьют меня, не собьют, - а пошёл прямо за ним. Прицелился, дал очередь одну, другую - и
сразу вижу, что попал. Только я начал выравниваться - и второй "Сейбр" выскочил рядышком.
Видимо, он по мне стрелял, но не попал и выскочил надо мной вперёд. Я какой-то маневр
выполнил... Он сверху шёл, а я как крутил, так навскидку и ударил по нему. И что точно
помню - я прицел поставил в положение "неподвижно", чтобы как-то быстрее всё сделать, и
в итоге сбил и второй "Сейбр". Вернувшись на аэродром, узнал, что не вернулся мой ведомый
Лёва Цветков и ещё двое товарищей, бой действительно был тяжёлым". За этот бой Николай Иванов был награждён орденом Ленина. Вскоре поисковой
командой были найдены обломки "Сейбра" с бортовым номером 51-2767, на борту которого были
изображены 9 звёздочек побед, причём 5 из них были полые (только контур звезды), что означало,
что лётчик сбил 4 самолёта противника, а 5 других подбил. В кабине разбитого Ф-86 был
найден труп майора Феликса Айсла, лётчика 336-й АЭ, ставшего асом в этой войне. Трудными выдались бои и 20 августа, когда противник предпринял налёт
своей ИБА в районе Сиодзио - Пхеньян. В его отражении участвовали лётчики 133-й и 216-й ИАД,
но с большой группой, состоящей из "Тандерджетов" и прикрывавших их "Сейбров", столкнулись
лётчики 726-го ИАП. В этом ожесточённом бою лётчики этого полка сбили один "Сейбр", но
потеряли 2 самолёта. Командир 2-й АЭ майор А. А. Шеховцов, уже совершая посадку на аэродроме
Аньдун, был атакован 4 Ф-86. Вступив в бой со звеном Ф-86, провёл его тактически неграмотно,
завязав бой с ними на виражах, что было неверно, так как "Сейбры" имели преимущество на
виражах. За это А. А. Шеховцов и поплатился - на вираже с ним сблизилась пара "Сейбров" и
сбила его самого и его ведомого старшего лейтенанта В. М. Лелецкого. При этом майор Шеховцов
Александр Алексеевич погиб, а старший лейтенант В. М. Лелецкий спасся на парашюте. Пара штурмана полка майора И. К. Совы прорвалась к одной из групп штурмовиков
Ф-84 и сбила один из них, отогнав другие в залив. В этом бою лётчики 726-го ИАП сражались
с "Сейбрами" 334-й АЭ, и именно лётчики этой АЭ, майоры Эдвард Беллингер и Фредерик Блессе,
сбили 2 МиГ-15 из 726-го ИАП. Ещё один МиГ-15 был сбит лётчиками 39-й АЭ 51-го ИАКР, но,
видимо, он был из ОВА. Американцы признают потерю в этом бою одного Ф-86Е с № 50-0643 из
состава 334-й АЭ, пилот которого, Нортманн Шмидт, спасся на парашюте, и его подобрала ПСС
США. Сбил этот "Сейбр" капитан Н. И. Иванов, и это была уже его 3 победа в корейском небе.
Майор И. К. Сова сбил в этот день Ф-84Е с № 51-574 из состава 474-го ИБАКР, пилот которого
спасся на парашюте и вскоре вернулся в часть. 5 сентября 1952 года лётчики 133-й ИАД сбили 2 "Сейбра" и ещё один
подбили. Однако один "Сейбр" не засчитали капитану Н. И. Иванову из 726-го ИАП, у которого
уже было 3 сбитых Ф-86 на боевом счету. Был вылет эскадрильей, и первой взлетела пара
Иванов - Русаков, с залива подошла пара "Сейбров" и начала атаку по взлетающей паре
Иванова. С КП приказали прекратить взлёт, но было уже поздно, так как самолёты уже
оторвались от земли. Николаю Иванову удалось после отрыва от земли сбросить ПТБ и чудом
уйти от огня "Сейбра", а затем самому атаковать проскочившую пару Ф-86 с хвоста. Один из
"Сейбров" загорелся и упал в залив, это видели все в полку. Но так как Н. И. Иванов
стрелял по "Сейбру" снизу вверх на солнце, то снимки ФКП не получились, а с самолёта,
упавшего в море, бирку не возьмёшь, поэтому этот самолёт ему не засчитали. Вот как
рассказывает об этой своей победе сам Николай Иванович: "Я когда
взлетал - одну руку держал на рычаге катапульты. И на разбеге баки подвесные сбросил.
Никогда этому не учился, ни с кем об этом не говорил, но когда мне по радио закричали:
"Тебя атакуют!" - а я уже вот-вот оторвусь от бетонки, у меня выбора уже не было. И
останавливаться нельзя - врежусь в сопки, и я нажал на кнопку сброса баков. Может, именно
это меня и спасло. Те, кто был на земле, говорили мне позже, что мой взлёт произвёл на
них сильное впечатление. Не знаю... На меня он впечатления не произвел. Благо всё обошлось.
В мой самолёт попала только одна пуля, ведомый - вообще без пробоин прилетел. В тот день
облачность была баллов 5 - 6. Я облака пробил, и тут надо мной проносится пара "Сейбров" -
в залив уходит. Я - за ними и вскоре один сбиваю, наверняка сбил. Это над самим аэродромом
было, и все это видели". Однако, так как самолёт противника упал в море, эта победа
Николаю Иванову так и не была засчитана. 16 июля 1953 года удачный бой с "Сейбрами" из 4-го ИАКР провели лётчики
2-й эскадрильи 726-го ИАП, в котором был сбит один Ф-86 командиром АЭ майором В. Я. Федорцем.
Ещё 2 "Сейбра" подбили лётчики капитан В. Пантелеев и майор Н. И. Иванов. Правда, и сами
лётчики 726-го полка потеряли одну машину - был сбит старший лейтенант Г. П. Шишкин, но
он благополучно спасся на парашюте. О своей последней победе в этой войне рассказывает Николай Иванович Иванов:
"Это были финальные вылеты в этой войне. Мы уже знали, что скоро будет
перемирие, и американцы знали, и погибать никому не хотелось. В тот день вылетел весь полк,
я вёл эскадрилью и в первую очередь старался строй сохранить и людей не потерять. Поэтому
когда вдалеке увидел "Сейбры", то даже не сразу атаку начал. Они шли пересекающимся курсом
несколько выше нашей группы. Я думал, что американцы тогда допустили оплошность. У них и
высота была больше, но, когда я начал разворот, они ничего против моей атаки не предприняли.
В развороте, на догоне, я открыл огонь, но они, даже увидев трассу, никакого оборонительного
маневра не выполнили. Я стрелять начал с большой дальности, метров 800, а то и больше. И
пока сближался, продолжал вести огонь, 3 раза давал очереди. Вдруг "Сейбр" - раз-два! -
задымил и пошёл вниз..." Так закончился последний вылет Николая Иванова в небе Кореи.
|