1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Ищенко Василий Каленикович

13 побед

(12 + 1)
Ищенко Василий Каленикович
  Флаг ВВС

Родился 1 января 1919 года в селе Трояны (ныне Добровеличковский район Кировоградской области Украины). В 1937 году окончил 7 классов школы в родном селе, поступил в сельскохозяйственый техникум в городе Кировограде, где увлёкся прыжками с парашютной вышки. В 1938 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в Одессе. Работал на заводе токарем по металлу, в 1939 году окончил Одесский аэроклуб. С декабря 1939 года в рядах Красной Армии, призван Добровеличковским РВК. В феврале 1941 года окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков, в июне 1941 года - Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков.

С 18 августа 1941 года младший лейтенант В. К. Ищенко в действующей армии. По 8 декабря 1941 года воевал в 182-м ИАП (ВВС 51-й Отдельной Армии, Крымского фронта), летая на МиГ-3. С 12 марта 1942 года - уже в составе 1-го Гвардейского ИАП, где прошёл путь от рядового пилота до командира эскадрильи. Боевую работу начал на Калининском фронте (полк находился в непосредственном подчинении командования ВВС фронта), летая на английском "Харрикейне". 15 мая 1942 года полк был включён в состав 211-й САД (3-й Воздушной армии), в июне 1942 года не покидая действующую армию, получил и освоил самолёты Як-1. С августа 1942 года действовал в составее 210-й ИАД (3-й Воздушной армии). С 25 сентября 1942 года полк был выведен в тыл для переформирования и освоения новой техники. В Московском военном округе на аэродроме авиазавода № 301 (город Химки) получил и облетал истребители Як-7Б. 23 ноября 1942 года вернулся на Калининский фронт и продолжил боевую работу (в составе 209-й ИАД, 2-го ИАК, 3-й Воздушной армии).

31 декабря 1942 года полк временно был передан на усиление 14-й Воздушной армии Волховского фронта для участия в операции "Искра" (прорыв блокады Ленинграда), а 24 февраля 1943 года возвращён на Калининский фронт. С 30 апреля 1943 года боевой работы не вёл: полк находился в резерве СВГК, занимался по плану учебно-боевой подготовки, пополнялся новой техникой. С 26 мая 1943 года приступил к боевой работе на Воронежском фронте (в составе 7-й Гвардейской ИАД, 2-й Воздушной армии), летая на Як-7Б и Як-1Б.

С 28 июня 1943 года воевал на Западном фронте (в составе 1-й Воздушной армии), с 28 июля 1943 года - уже на Брянском фронте (в составе 1-й Воздушной армии). 31 июля 1943 года был легко ранен в воздушном бою. 20 августа 1943 года полк был снова выведен в резерв СВГК на доукомплектование, полностью перевооружён на истребители Як-1Б. С 16 октября 1943 года приступил к боевой работе на Калининском фронте, который 20 октября 1943 года был переименован в 1-й Прибалтийский фронт (в составе 3-й Воздушной армии), летал на Як-1Б. С января 1944 года боевой работы не вёл: полк проходил очередное переформирование, занимался по плану УБП, затем был выведен в резерв СВГК на доукомплектование.

С 20 июня 1944 года приступил к боевой работе на 3-м Белорусском фронте (в составе 1-й Воздушной армии), летая на Як-1Б и Як-9. С 14 сентября 1944 года полк находился в Резерве СВГК, боевой работы не вёл, занимался по плану УБП, получал и осваивал новую технику. С 14 ноября 1944 года приступил к боевой работе на 1-м Украинском фронте (в составе 2-й Воздушной армии), летая на Як-3. Принимал участие в боях за взятие Берлина и освобождение Праги.

К 11 мая 1945 года командир эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии майор В. К. Ищенко совершил 318 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 12 и в составе группы 1 самолёт противника (в последнем наградном листе года говорится о 14 личных и 4 групповых победах). Участвовал в боях на Ржевском направлении, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской операции, Курской битве, освобождении Белоруссии и Прибалтики, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской операциях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7942).

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Курсы при Липецкой высшей офицерской лётно-тактической школе ВВС. До 1952 года продолжал службу в строевых частях ВВС командиром эскадрильи и заместителем командира истребительного авиаполка (в Центральной группе войск, Венгрия). В 1956 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). До октября 1957 года служил лётчиком-инспектором истребительной авиации Управления боевой подготовки ВВС, с января по июнь 1958 года - начальником штаба 706-го учебного авиационного полка Качинского военного авиационного училища лётчиков. С 21 июля 1958 года Гвардии полковник В. К. Ищенко - в запасе. Жил в Москве. Работал на Центральном ремонтно-механическом заводе управления "Мосэнерго" (инженером, старшим инженером, начальником сектора отдела материально-технического снабжения, старшим товароведом). Умер 3 июля 2004 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (04.09.1942, 05.04.1945), Александра Невского (06.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (06.08.1943), Красной Звезды (26.10.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950); иностранными наградами.


*     *     *

'Харрикейн' IIb из состава 1-го Гвардейского ИАП, весна 1942 г.

Як-1 из состава 1-го Гвардейского ИАП, август 1942 г.

Як-7Б из состава 1-го Гвардейского ИАП, январь 1943 г.

Як-3Б из состава 1-го Гвардейского ИАП, весна 1945 г.


Список известных воздушных побед В. К. Ищенко:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
08.07.19421  Ме-109БелыйЯк-1
03.08.19421  ФВ-189район Ржева
05.08.19421  Ю-88
20.08.19421  Ю-88
15.02.19431  ФВ-190ЛюбаньЯк-7Б
31.07.19431  ФВ-189КрасниковоЯк-7Б / Як-1Б
05.11.19431  ФВ-190западнее ЛопаревоЯк-1Б
01.02.19451  ФВ-190  (в группе)юго-западнее ШтейнауЯк-3
04.02.19451  Хш-126северо-западнее Зайферсдорф
12.02.19451  Ю-88юго-восточнее Яуэр
1  ФВ-190западнее Яуэр
17.02.19451  Ме-109юго-западнее Ротвассер
24.04.19451  ФВ-190северо-западнее Грубе

      Всего сбитых самолётов - 12 + 1;  боевых вылетов - 318;  воздушных боёв - около 70.



Из фотоматериалов разных лет:

Ищенко Василий Каленикович с боевыми товарищами

Ищенко Василий Каленикович



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.