Ищенко Василий Каленикович
Родился 1 января 1919 года в селе Трояны (ныне Добровеличковский район Кировоградской области Украины). В 1937 году окончил 7 классов школы в родном селе, поступил в сельскохозяйственый техникум в городе Кировограде, где увлёкся прыжками с парашютной вышки. В 1938 году окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) в Одессе. Работал на заводе токарем по металлу, в 1939 году окончил Одесский аэроклуб. С декабря 1939 года в рядах Красной Армии, призван Добровеличковским РВК. В феврале 1941 года окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков, в июне 1941 года - Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков. С 18 августа 1941 года младший лейтенант В. К. Ищенко в действующей армии. По 8 декабря 1941 года воевал в 182-м ИАП (ВВС 51-й Отдельной Армии, Крымского фронта), летая на МиГ-3. С 12 марта 1942 года - уже в составе 1-го Гвардейского ИАП, где прошёл путь от рядового пилота до командира эскадрильи. Боевую работу начал на Калининском фронте (полк находился в непосредственном подчинении командования ВВС фронта), летая на английском "Харрикейне". 15 мая 1942 года полк был включён в состав 211-й САД (3-й Воздушной армии), в июне 1942 года не покидая действующую армию, получил и освоил самолёты Як-1. С августа 1942 года действовал в составее 210-й ИАД (3-й Воздушной армии). С 25 сентября 1942 года полк был выведен в тыл для переформирования и освоения новой техники. В Московском военном округе на аэродроме авиазавода № 301 (город Химки) получил и облетал истребители Як-7Б. 23 ноября 1942 года вернулся на Калининский фронт и продолжил боевую работу (в составе 209-й ИАД, 2-го ИАК, 3-й Воздушной армии). 31 декабря 1942 года полк временно был передан на усиление 14-й Воздушной армии Волховского фронта для участия в операции "Искра" (прорыв блокады Ленинграда), а 24 февраля 1943 года возвращён на Калининский фронт. С 30 апреля 1943 года боевой работы не вёл: полк находился в резерве СВГК, занимался по плану учебно-боевой подготовки, пополнялся новой техникой. С 26 мая 1943 года приступил к боевой работе на Воронежском фронте (в составе 7-й Гвардейской ИАД, 2-й Воздушной армии), летая на Як-7Б и Як-1Б. С 28 июня 1943 года воевал на Западном фронте (в составе 1-й Воздушной армии), с 28 июля 1943 года - уже на Брянском фронте (в составе 1-й Воздушной армии). 31 июля 1943 года был легко ранен в воздушном бою. 20 августа 1943 года полк был снова выведен в резерв СВГК на доукомплектование, полностью перевооружён на истребители Як-1Б. С 16 октября 1943 года приступил к боевой работе на Калининском фронте, который 20 октября 1943 года был переименован в 1-й Прибалтийский фронт (в составе 3-й Воздушной армии), летал на Як-1Б. С января 1944 года боевой работы не вёл: полк проходил очередное переформирование, занимался по плану УБП, затем был выведен в резерв СВГК на доукомплектование. С 20 июня 1944 года приступил к боевой работе на 3-м Белорусском фронте (в составе 1-й Воздушной армии), летая на Як-1Б и Як-9. С 14 сентября 1944 года полк находился в Резерве СВГК, боевой работы не вёл, занимался по плану УБП, получал и осваивал новую технику. С 14 ноября 1944 года приступил к боевой работе на 1-м Украинском фронте (в составе 2-й Воздушной армии), летая на Як-3. Принимал участие в боях за взятие Берлина и освобождение Праги. К 11 мая 1945 года командир эскадрильи 1-го Гвардейского истребительного авиационного полка (7-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 2-й истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии майор В. К. Ищенко совершил 318 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 12 и в составе группы 1 самолёт противника (в последнем наградном листе года говорится о 14 личных и 4 групповых победах). Участвовал в боях на Ржевском направлении, прорыве блокады Ленинграда, Ржевско-Вяземской операции, Курской битве, освобождении Белоруссии и Прибалтики, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской операциях. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 7942). После окончания войны продолжал служить в ВВС. В 1946 году окончил Курсы при Липецкой высшей офицерской лётно-тактической школе ВВС. До 1952 года продолжал службу в строевых частях ВВС командиром эскадрильи и заместителем командира истребительного авиаполка (в Центральной группе войск, Венгрия). В 1956 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). До октября 1957 года служил лётчиком-инспектором истребительной авиации Управления боевой подготовки ВВС, с января по июнь 1958 года - начальником штаба 706-го учебного авиационного полка Качинского военного авиационного училища лётчиков. С 21 июля 1958 года Гвардии полковник В. К. Ищенко - в запасе. Жил в Москве. Работал на Центральном ремонтно-механическом заводе управления "Мосэнерго" (инженером, старшим инженером, начальником сектора отдела материально-технического снабжения, старшим товароведом). Умер 3 июля 2004 года, похоронен на Троекуровском кладбище. Награждён орденами: Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (04.09.1942, 05.04.1945), Александра Невского (06.09.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (06.08.1943), Красной Звезды (26.10.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950); иностранными наградами. * * * Список известных воздушных побед В. К. Ищенко:
|