Грицевец Сергей Иванович
Родился 6 июля 1909 года в деревне Боровцы (ныне Барановичский район Брестской области Республики Беларусь). С 1914 года (из-за начавшейся Первой мировой войны) вместе с семьёй жил в посёлке Шумиха (ныне городКурганской области). В 1927 году окончил 7 классов школы и начал работать на железнодорожной станции Шумиха. В том же году переехал в город Златоуст (ныне Челябинской области), где окончил школу ФЗУ и работал слесарем на Златоустовском механическом заводе. В июне 1931 года был призван в ряды Красной Армии и по комсомольской путёвке направлен в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков. С сентября 1932 по декабрь 1933 гг. служил младшим лётчиком 3-й авиаэскадрильи 5-й авиационной бригады (в Украинском военном округе; город Киев). С декабря 1933 года - командир звена 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрильи имени В.И. Ленина (в Ленинградском военномокруге; город Красногвардейск, ныне Гатчина). В 1934 году эскадрилья была переведена в Забайкальский военный округ - на станцию Бочкарёво (ныне город Белогорск, Амурская область). В 1935 году возглавил перелёт 6 истребителей И-16 по маршруту Бочкарёво - Хабаровск - Спасск-Дальний. Перелёт был выполнен за рекордное время - 3 часа 10 минут. В июле 1936 года был направлен на Курсы воздушного боя при Одесской военной авиационной школе лётчиков, по окончании которой был оставлен в ней лётчиком-инструктором. Готовил лётчиков-добровольцев для отправки их в Испанию, где в это время полыхала гражданская война между сторонниками республиканского правительства (поддерживаемого СССР и многими другими странами) и сторонниками мятежного генерала Б. Франко (поддерживаемого А. Гитлером и Б. Муссолини). С 10 июня по 26 октября 1938 года старший лейтенант С. И. Грицевец сам принимал участие в гражданской войне испанского народа в должности командира эскадрильи, а затем и группы истребителей И-16. Выполнил 88 боевых вылетов (с налётом 115 часов), провёл 42 воздушных боя, в которых сбил лично 6 и в составе группы 24 самолёта противника. Особенно отличился в тяжёлых боях на реке Эбро, где противник широко использовал новые истребители Me-109, превосходящие И-16 в скорости. В конце декабря 1938 года ему досрочно присвоили воинское звание "майор" (минуя "капитан"). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После возвращения из Испании, служил в строевых частях на Дальнем Востоке. Участник Советско-Японского конфликта в районе реки Халхин-Гол с 22 июня по 30 августа 1939 года в должности командира эскадрильи 70-го ИАП, затем командира отдельной группы истребителей И-153 (проходивших там войсковые испытания). 26 июня 1939 года вывез на своём И-16 с территории, занятой противником, сбитого командира 70-го ИАП майора В. М. Забалуева. Выполнил около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 6 самолётов противника (согласно материалов наградного листа, в период с 22 июня по 30 августа выполнил 138 боевых вылетов и одержал 12 побед). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года удостоен звания дважды Героя Советского Союза. В начале сентября 1939 года, ещё до завершения боёв на Халхин-Голе, началось сосредоточение нашей авиации в западных приграничных округах - предстоял поход войск Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. 11 сентября 1939 года группа Героев Советского Союза вылетела на 2-х транспортных самолётах из района реки Халхин-Гол в Москву, где С. И. Грицевец был назначен командиром 58-й истребительной авиационной бригады (в Белорусском особом военном округе), а ранним утром 16 сентября 1939 года он прилетел на аэродром Болбасово (Оршанский район Витебской области,), где базировалась авиабригада. В тот же день, вместе со своим помощником майором В. Г. Китаевым, вылетел на И-15 в Минск для получения боевого приказа. Вечером, вместе с командиром 21-го истребительного авиационного полка этой же бригады майором П. И. Харой (участника боёв в небе Испании, где одержал 3 личные и 2 групповые победы), поднялись в воздух и взяли обратный курс на Болбасово. Радиосвязи на самолётах не было. Видимость была очень плохой - низкая облачность, дымка. Наступила темнота, но на аэродроме в этот день по роковой случайности были сняты посадочные прожекторы. Ночная разметка аэродрома была выполнена с помощью керосиновых фонарей "летучая мышь" и костров. С. И. Грицевец сел с ходу, не делая круга над аэродромом. Сел, как и положено, строго против ветра рядом с выложенным горящими фонарями посадочным "Т". После приземления он не направил свой самолёт на стоянку, а отрулил на нейтральную полосу, видимо, опасаясь столкновения в темноте с самолётами заходящих на посадку товарищей. Подрулив со стороны нейтральной полосы к посадочному "Т", Сергей Иванович спросил у дежурного по аэродрому: "Самолёты все сели или нет?" В это время, не увидев посадочного "Т" и перепутав посадочную полосу с нейтральной, начал садиться истребитель И-16 майора П. И. Хары. Пытаясь уйти от мчащегося на него И-16, С. И. Грицевец дал полный газ, но было уже поздно. Хара получил серьёзные травмы, а Сергей Иванович погиб. Нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося лётчика. Бронзовый бюст С. И. Грицевца установлен в городе Барановичи (Брестской области). В Златоусте на здании, в котором работал С. И. Грицевец, установлена мемориальная доска. Бюсты установлены также в городах Минск, Краснодар (на территории Краснодарского ВВАУЛ) и Чугуев (Харьковская область, Украина), а также в посёлке Болбасово. Его именем названы улицы в городах Москва, Курган, Златоуст (Челябинская область), Шумиха (Курганская область); в белорусских городах Минск, Брест, Барановичи и Ганцевичи (Брестская область), Молодечно (Минская область) и Орша (Витебская область), посёлке Болбасово; украинских городах Харьков и Кривой Рог (Днепропетровская область). Имя С. И. Грицевца носят Минский аэроклуб, железнодорожная станция в Барановичском районе Брестской области и школа в монгольском городе Чойбалсан. В 1973 году имя дважды Героя было присвоено теплоходу-сухогрузу (порт приписки - Измаил, Украина). Его имя носили Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (в 1939-1941 гг.) и Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков (в 1967-1994 гг). Мемориальная доска с рельефным портретом дважды Героя установлена на фасаде здания Минской средней школы № 22. Награждён орденами: Ленина (22.02.1939), Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики (10.08.1939). * * * Список известных воздушных побед С. И. Грицевца:
Гражданская война в Испании, 1936-1939 гг.
|