1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Грицевец Сергей Иванович

40 побед

(10 + 30)
Грицевец Сергей Иванович
  Флаг ВВС

Родился 6 июля 1909 года в деревне Боровцы (ныне Барановичский район Брестской области Республики Беларусь). С 1914 года (из-за начавшейся Первой мировой войны) вместе с семьёй жил в посёлке Шумиха (ныне городКурганской области). В 1927 году окончил 7 классов школы и начал работать на железнодорожной станции Шумиха. В том же году переехал в город Златоуст (ныне Челябинской области), где окончил школу ФЗУ и работал слесарем на Златоустовском механическом заводе. В июне 1931 года был призван в ряды Красной Армии и по комсомольской путёвке направлен в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков.

С сентября 1932 по декабрь 1933 гг. служил младшим лётчиком 3-й авиаэскадрильи 5-й авиационной бригады (в Украинском военном округе; город Киев). С декабря 1933 года - командир звена 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрильи имени В.И. Ленина (в Ленинградском военномокруге; город Красногвардейск, ныне Гатчина). В 1934 году эскадрилья была переведена в Забайкальский военный округ - на станцию Бочкарёво (ныне город Белогорск, Амурская область). В 1935 году возглавил перелёт 6 истребителей И-16 по маршруту Бочкарёво - Хабаровск - Спасск-Дальний. Перелёт был выполнен за рекордное время - 3 часа 10 минут.

В июле 1936 года был направлен на Курсы воздушного боя при Одесской военной авиационной школе лётчиков, по окончании которой был оставлен в ней лётчиком-инструктором. Готовил лётчиков-добровольцев для отправки их в Испанию, где в это время полыхала гражданская война между сторонниками республиканского правительства (поддерживаемого СССР и многими другими странами) и сторонниками мятежного генерала Б. Франко (поддерживаемого А. Гитлером и Б. Муссолини).

С 10 июня по 26 октября 1938 года старший лейтенант С. И. Грицевец сам принимал участие в гражданской войне испанского народа в должности командира эскадрильи, а затем и группы истребителей И-16. Выполнил 88 боевых вылетов (с налётом 115 часов), провёл 42 воздушных боя, в которых сбил лично 6 и в составе группы 24 самолёта противника. Особенно отличился в тяжёлых боях на реке Эбро, где противник широко использовал новые истребители Me-109, превосходящие И-16 в скорости. В конце декабря 1938 года ему досрочно присвоили воинское звание "майор" (минуя "капитан"). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После возвращения из Испании, служил в строевых частях на Дальнем Востоке.

Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол с 22 июня по 30 августа 1939 года в должности командира эскадрильи 70-го ИАП, затем командира отдельной группы истребителей И-153 (проходивших там войсковые испытания). 26 июня 1939 года вывез на своём И-16 с территории, занятой противником, сбитого командира 70-го ИАП майора В. М. Забалуева. Выполнил около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 6 самолётов противника (согласно материалов наградного листа, в период с 22 июня по 30 августа выполнил 138 боевых вылетов и одержал 12 побед). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

В начале сентября 1939 года, ещё до завершения боёв на Халхин-Голе, началось сосредоточение нашей авиации в западных приграничных округах - предстоял поход войск Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. 11 сентября 1939 года группа Героев Советского Союза вылетела на 2-х транспортных самолётах из района реки Халхин-Гол в Москву, где С. И. Грицевец был назначен командиром 58-й истребительной авиационной бригады (в Белорусском особом военном округе), а ранним утром 16 сентября 1939 года он прилетел на аэродром Болбасово (Оршанский район Витебской области,), где базировалась авиабригада.

В тот же день, вместе со своим помощником майором В. Г. Китаевым, вылетел на И-15 в Минск для получения боевого приказа. Вечером, вместе с командиром 21-го истребительного авиационного полка этой же бригады майором П. И. Харой (участника боёв в небе Испании, где одержал 3 личные и 2 групповые победы), поднялись в воздух и взяли обратный курс на Болбасово. Радиосвязи на самолётах не было. Видимость была очень плохой - низкая облачность, дымка. Наступила темнота, но на аэродроме в этот день по роковой случайности были сняты посадочные прожекторы. Ночная разметка аэродрома была выполнена с помощью керосиновых фонарей "летучая мышь" и костров. С. И. Грицевец сел с ходу, не делая круга над аэродромом. Сел, как и положено, строго против ветра рядом с выложенным горящими фонарями посадочным "Т". После приземления он не направил свой самолёт на стоянку, а отрулил на нейтральную полосу, видимо, опасаясь столкновения в темноте с самолётами заходящих на посадку товарищей.

Подрулив со стороны нейтральной полосы к посадочному "Т", Сергей Иванович спросил у дежурного по аэродрому: "Самолёты все сели или нет?" В это время, не увидев посадочного "Т" и перепутав посадочную полосу с нейтральной, начал садиться истребитель И-16 майора П. И. Хары. Пытаясь уйти от мчащегося на него И-16, С. И. Грицевец дал полный газ, но было уже поздно. Хара получил серьёзные травмы, а Сергей Иванович погиб. Нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося лётчика.

Бронзовый бюст С. И. Грицевца установлен в городе Барановичи (Брестской области). В Златоусте на здании, в котором работал С. И. Грицевец, установлена мемориальная доска. Бюсты установлены также в городах Минск, Краснодар (на территории Краснодарского ВВАУЛ) и Чугуев (Харьковская область, Украина), а также в посёлке Болбасово. Его именем названы улицы в городах Москва, Курган, Златоуст (Челябинская область), Шумиха (Курганская область); в белорусских городах Минск, Брест, Барановичи и Ганцевичи (Брестская область), Молодечно (Минская область) и Орша (Витебская область), посёлке Болбасово; украинских городах Харьков и Кривой Рог (Днепропетровская область).

Имя С. И. Грицевца носят Минский аэроклуб, железнодорожная станция в Барановичском районе Брестской области и школа в монгольском городе Чойбалсан. В 1973 году имя дважды Героя было присвоено теплоходу-сухогрузу (порт приписки - Измаил, Украина). Его имя носили Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (в 1939-1941 гг.) и Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков (в 1967-1994 гг). Мемориальная доска с рельефным портретом дважды Героя установлена на фасаде здания Минской средней школы № 22.

Награждён орденами: Ленина (22.02.1939), Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики (10.08.1939).


*     *     *

И-16 тип 10 ст. лейтенанта С. И. Грицевца, лето 1938 г.

И-153 из состава 70-го ИАП. Монголия, 1939 г.


Список известных воздушных побед С. И. Грицевца:

Гражданская война в Испании, 1936-1939 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
06.07.19382  Ме-109ИспанияИ-16
09.07.19381  "Фиат"
13.07.19381  "Фиат"Вальбон
18.07.19382  "Фиат"Вивер
20.07.19381  Ме-109  (в группе)Испания
22.07.19381  "Фиат"  (в группе)
24.07.19381  Ю-52  (в группе)
05.08.19381  "Фиат"  (в группе)район реки Эбро
13.08.19381  Хе-111  (в паре)район Барселоны
14.08.19381  Ме-109  (в паре)Гандеса
18.08.19382  "Фиат"  (в группе)район реки Эбро
23.08.19381  Ме-109  (в группе)Вильяльба
24.08.19381  "Фиат"  (в группе)район реки Эбро
26.08.19381  Хе-51  (в группе)
27.09.19381  Ме-109  (в группе)
03.10.19381  "Фиат"  (в группе)
04.10.19381  Ме-109  (в группе)

      Всего сбитых самолётов - 6 + 24  [6 + 14];  боевых вылетов - 88;  воздушных боёв - 42.


Советско-Японский конфликт на реке Халхин-Гол, 1939 г.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
22.06.19391  И-96Хуху-ундур-обоИ-16
26.06.19392  "истребитель"район реки Халхин-Гол
05.08.19391  И-97  (в группе 1/3)озеро Узур-НурИ-153
07.08.19392  И-97  (в группе)Дунгур-обо
21.08.19391  И-97  (в группе)Шилин-Тайромин-худук
24.08.19391  "бомбардировщик"  (в группе 1/3)река Хайластын-гол
1  И-97
30.08.19391  И-97  (в группе 1/3)северо-западнее Номунхан-Бурд-обо

      Всего сбитых самолётов - 4 + 6;  боевых вылетов - около 150.



Из фотоматериалов разных лет:

Грицевец Сергей Иванович Грицевец Сергей Иванович Грицевец Сергей Иванович

Из фотоматериалов разных лет.

Из фотоматериалов разных лет.

Из фотоматериалов разных лет

Грицевец Сергей Иванович Из фотоматериалов разных лет


Линия

Из материалов послевоенных лет:

Грицевец Сергей Иванович - к 100-летию Грицевец Сергей Иванович - к 100-летию Грицевец Сергей Иванович - к 100-летию Грицевец Сергей Иванович - к 100-летию



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2021 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.