1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Грицевец Сергей Иванович

40 побед

(10 + 30)
Грицевец Сергей Иванович
  Флаг ВВС

Родился 6 июля 1909 года в деревне Боровцы (ныне Барановичский район Брестской области Республики Беларусь). С 1914 года (из-за начавшейся Первой мировой войны) вместе с семьёй жил в посёлке Шумиха (ныне городКурганской области). В 1927 году окончил 7 классов школы и начал работать на железнодорожной станции Шумиха. В том же году переехал в город Златоуст (ныне Челябинской области), где окончил школу ФЗУ и работал слесарем на Златоустовском механическом заводе. В июне 1931 года был призван в ряды Красной Армии и по комсомольской путёвке направлен в Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков.

С сентября 1932 по декабрь 1933 гг. служил младшим лётчиком 3-й авиаэскадрильи 5-й авиационной бригады (в Украинском военном округе; город Киев). С декабря 1933 года - командир звена 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрильи имени В.И. Ленина (в Ленинградском военномокруге; город Красногвардейск, ныне Гатчина). В 1934 году эскадрилья была переведена в Забайкальский военный округ - на станцию Бочкарёво (ныне город Белогорск, Амурская область). В 1935 году возглавил перелёт 6 истребителей И-16 по маршруту Бочкарёво - Хабаровск - Спасск-Дальний. Перелёт был выполнен за рекордное время - 3 часа 10 минут.

В июле 1936 года был направлен на Курсы воздушного боя при Одесской военной авиационной школе лётчиков, по окончании которой был оставлен в ней лётчиком-инструктором. Готовил лётчиков-добровольцев для отправки их в Испанию, где в это время полыхала гражданская война между сторонниками республиканского правительства (поддерживаемого СССР и многими другими странами) и сторонниками мятежного генерала Б. Франко (поддерживаемого А. Гитлером и Б. Муссолини).

С 10 июня по 26 октября 1938 года старший лейтенант С. И. Грицевец сам принимал участие в гражданской войне испанского народа в должности командира эскадрильи, а затем и группы истребителей И-16. Выполнил 88 боевых вылетов (с налётом 115 часов), провёл 42 воздушных боя, в которых сбил лично 6 и в составе группы 24 самолёта противника. Особенно отличился в тяжёлых боях на реке Эбро, где противник широко использовал новые истребители Me-109, превосходящие И-16 в скорости. В конце декабря 1938 года ему досрочно присвоили воинское звание "майор" (минуя "капитан"). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После возвращения из Испании, служил в строевых частях на Дальнем Востоке.

Участник Советско-Японского конфликта в районе реки Халхин-Гол с 22 июня по 30 августа 1939 года в должности командира эскадрильи 70-го ИАП, затем командира отдельной группы истребителей И-153 (проходивших там войсковые испытания). 26 июня 1939 года вывез на своём И-16 с территории, занятой противником, сбитого командира 70-го ИАП майора В. М. Забалуева. Выполнил около 150 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 6 самолётов противника (согласно материалов наградного листа, в период с 22 июня по 30 августа выполнил 138 боевых вылетов и одержал 12 побед). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 августа 1939 года удостоен звания дважды Героя Советского Союза.

В начале сентября 1939 года, ещё до завершения боёв на Халхин-Голе, началось сосредоточение нашей авиации в западных приграничных округах - предстоял поход войск Красной армии в Западную Украину и Западную Белоруссию. 11 сентября 1939 года группа Героев Советского Союза вылетела на 2-х транспортных самолётах из района реки Халхин-Гол в Москву, где С. И. Грицевец был назначен командиром 58-й истребительной авиационной бригады (в Белорусском особом военном округе), а ранним утром 16 сентября 1939 года он прилетел на аэродром Болбасово (Оршанский район Витебской области,), где базировалась авиабригада.

В тот же день, вместе со своим помощником майором В. Г. Китаевым, вылетел на И-15 в Минск для получения боевого приказа. Вечером, вместе с командиром 21-го истребительного авиационного полка этой же бригады майором П. И. Харой (участника боёв в небе Испании, где одержал 3 личные и 2 групповые победы), поднялись в воздух и взяли обратный курс на Болбасово. Радиосвязи на самолётах не было. Видимость была очень плохой - низкая облачность, дымка. Наступила темнота, но на аэродроме в этот день по роковой случайности были сняты посадочные прожекторы. Ночная разметка аэродрома была выполнена с помощью керосиновых фонарей "летучая мышь" и костров. С. И. Грицевец сел с ходу, не делая круга над аэродромом. Сел, как и положено, строго против ветра рядом с выложенным горящими фонарями посадочным "Т". После приземления он не направил свой самолёт на стоянку, а отрулил на нейтральную полосу, видимо, опасаясь столкновения в темноте с самолётами заходящих на посадку товарищей.

Подрулив со стороны нейтральной полосы к посадочному "Т", Сергей Иванович спросил у дежурного по аэродрому: "Самолёты все сели или нет?" В это время, не увидев посадочного "Т" и перепутав посадочную полосу с нейтральной, начал садиться истребитель И-16 майора П. И. Хары. Пытаясь уйти от мчащегося на него И-16, С. И. Грицевец дал полный газ, но было уже поздно. Хара получил серьёзные травмы, а Сергей Иванович погиб. Нелепая случайность послужила причиной гибели выдающегося лётчика.

Бронзовый бюст С. И. Грицевца установлен в городе Барановичи (Брестской области). В Златоусте на здании, в котором работал С. И. Грицевец, установлена мемориальная доска. Бюсты установлены также в городах Минск, Краснодар (на территории Краснодарского ВВАУЛ) и Чугуев (Харьковская область, Украина), а также в посёлке Болбасово. Его именем названы улицы в городах Москва, Курган, Златоуст (Челябинская область), Шумиха (Курганская область); в белорусских городах Минск, Брест, Барановичи и Ганцевичи (Брестская область), Молодечно (Минская область) и Орша (Витебская область), посёлке Болбасово; украинских городах Харьков и Кривой Рог (Днепропетровская область).

Имя С. И. Грицевца носят Минский аэроклуб, железнодорожная станция в Барановичском районе Брестской области и школа в монгольском городе Чойбалсан. В 1973 году имя дважды Героя было присвоено теплоходу-сухогрузу (порт приписки - Измаил, Украина). Его имя носили Чугуевское военное авиационное училище лётчиков (в 1939-1941 гг.) и Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков (в 1967-1994 гг). Мемориальная доска с рельефным портретом дважды Героя установлена на фасаде здания Минской средней школы № 22.

Награждён орденами: Ленина (22.02.1939), Боевого Красного Знамени Монгольской Народной Республики (10.08.1939).


*     *     *

И-16 тип 10 ст. лейтенанта С. И. Грицевца, лето 1938 г.

И-153 из состава 70-го ИАП. Монголия, 1939 г.


Список известных воздушных побед С. И. Грицевца:

Гражданская война в Испании, 1936-1939 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
06.07.19382  Ме-109ИспанияИ-16
09.07.19381  Фиат-32
13.07.19381  Фиат-32Вальбон
18.07.19382  Фиат-32Вивер
20.07.19381  Ме-109  (в группе)Испания
22.07.19381  Фиат-32  (в группе)
24.07.19381  Ю-52  (в группе)
05.08.19381  Фиат-32  (в группе)район реки Эбро
13.08.19381  Хе-111  (в паре)район Барселоны
14.08.19381  Ме-109  (в паре)Гандеса
18.08.19382  Фиат-32  (в группе)район реки Эбро
23.08.19381  Ме-109  (в группе)Вильяльба
24.08.19381  Фиат-32  (в группе)район реки Эбро
26.08.19381  Хе-51  (в группе)
24.09.19381  Фиат-32  (в группе) *
27.09.19382  Ме-109  (в группе)
03.10.19381  Фиат-32  (в группе)
04.10.19381  Ме-109  (в группе)
05.10.19381  Ме-109  (в группе) *
07.10.19381  Ме-109  (в группе) *
08.10.19383  Фиат-32  (в группе) *
15.10.19381  Ме-109  (в группе) *
2  Фиат-32  (в группе) *

      Всего сбитых самолётов - 6 + 24;  боевых вылетов - 88;  воздушных боёв - 42.


* Данные о победах взяты из работ испанского историка Рафаэля А. Лопеса Пермуи (Rafael A Lopez Permuy).

Советско-Японский конфликт на реке Халхин-Гол, 1939 г.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
22.06.19391  И-96Хуху-ундур-обоИ-16
26.06.19392  "истребитель"район реки Халхин-Гол
05.08.19391  И-97  (в группе 1/3)озеро Узур-НурИ-153
07.08.19392  И-97  (в группе)Дунгур-обо
21.08.19391  И-97  (в группе)Шилин-Тайромин-худук
24.08.19391  "бомбардировщик"  (в группе 1/3)река Хайластын-гол
1  И-97
30.08.19391  И-97  (в группе 1/3)северо-западнее Номунхан-Бурд-обо

      Всего сбитых самолётов - 4 + 6;  боевых вылетов - около 150.



Из фотоматериалов разных лет:

Грицевец Сергей Иванович, 1932 г. Грицевец Сергей Иванович

Грицевец Сергей Иванович Грицевец Сергей Иванович Грицевец Сергей Иванович

Грицевец Сергей Иванович, 1939 г.

Грицевец Сергей Иванович, 1939 г.

Грицевец Сергей Иванович с товарищами в Монголии, 1939 г.

Грицевец Сергей Иванович с товарищами в Монголии, 1939 г.

Грицевец Сергей Иванович, 1939 г. Грицевец Сергей Иванович, 1939 г.


Линия

Из материалов послевоенных лет:

Грицевец Сергей Иванович - к 100-летию Грицевец Сергей Иванович - к 100-летию Грицевец Сергей Иванович - к 100-летию Грицевец Сергей Иванович - к 100-летию



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.