1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Гриб Михаил Иванович

23 победы

(10 + 13)
Гриб Михаил Иванович
  Флаг ВМФ

Родился 2 октября 1919 года в селе Плескачёвка (ныне Смелянский район Черкасской области Украины). Образование получил среднее. С 1925 года жил в Одессе (Украина). С августа 1937 года в рядах Военно-Морском Флоте. В 1940 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище лётчиков. Служил в составе ВВС Черноморского Флота.

С 22 июня 1941 года младший лейтенант М. И. Гриб в действующей армии. Боевую работу начал в составе 9-го ИАП ЧФ (62-я ИАБР), летая на И-153 и Як-1. В декабре 1941 года был переведён в 7-й ИАП ЧФ (той же 62-й ИАБР), где продолжал летать на Як-1. С марта 1942 года воевал в составе 8-го ИАП ЧФ (3 апреля 1942 года преобразован в 6-й Гвардейский ИАП ЧФ), летая так же на Як-1.

К августу 1942 года командир звена 6-го Гвардейского истребительного авиационного полка (62-я авиационная бригада, ВВС Черноморского флота) Гвардии старший лейтенант М. И. Гриб совершил 250 боевых вылетов, в 56 воздушных боях сбил лично 4 и в составе группы 13 самолётов противника (в наградном листе говорится о 10 победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 716).

12 октября 1942 года полк убыл в тыл для доукомплектования и перевооружения (на фронте осталась только группа лётчиков, продолжавшая вести боевую работу в районе Новороссийска). В марте 1943 года полк вернулся на аэродром Геленджик после доукомплектования, вооружённый самолётами Як-1Б, и возобновил боевую работу в полном составе. 25 апреля 1943 года из 62-й ИАБР передан в состав Морской авиагруппы Новороссийского оборонительного района ВВС ЧФ (10.05.1943 года преобразована в 11-ю ШАБР ВВС ЧФ, а 14.07.1943 года - в 11-ю ШАД ВВС ЧФ). В июне 1943 года полк убыл на тыловой аэродром Гудаута для перевооружения на самолёты Як-9Д. 7 декабря 1943 года перебазировался на аэродром Анапа и возобновил боевую работу в составе 11-й ШАД ВВС ЧФ на самолётах Як-9Д и Як-1Б. 18 мая 1944 года полк был выведен из состава 11-й ШАД в непосредственное подчинение Командующего ВВС ЧФ. После освобождения важнейшей военно-морской базы Черноморского Флота города Севастополя и почти полного прекращения боевых действий на Чёрном море, лётчики полка активной боевой работы уже не вели. С августа 1944 года летали на Як-3.

К сентябрю 1944 года командир 3-й эскадрильи 6-го Гвардейского ИАП (ВВС Черноморского флота) Гвардии капитан М. И. Гриб совершил 404 боевых вылета, провёл 75 воздушных боёв, в которых сбил лично 10 и в составе группы 13 самолётов противника. Сам дважды был ранен в боях: в 1942 году (легко) и 1943 году (тяжело). В феврале 1945 года Гвардии майор М. И. Гриб убыл на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ.

После окончания войны войны продолжал служить в авиации ВМФ. В 1955 году окончил Военно-Морскую академию и был направлен для дальнейшего прохождения службы на Урал (город Пермь), где командовал 87-й дивизией ПВО. После переформирования дивизии, Гвардии полковник М. И. Гриб продолжил службу в должности начальника авиации 20-го корпуса ПВО. С 9 июля 1968 года - в запасе. Жил в городе Ростов-на-Дону. Умер 11 июля 2003 года, похоронен на Северном кладбище.

С 2005 года его имя носит улица Первомайского района города Ростов-на Дону. 9 мая 2011 года на военном аэродроме Большое Савино состоялась церемония присвоения одному из самолётов МиГ-31 имени Героя Советского Союза М. И. Гриба.

Награждён орденами: Ленина (23.10.1942), Красного Знамени (29.05.1942, 14.08.1942, 27.09.1944), Александра Невского (24.03.1944), Отечественной войны 1-й степени (27.02.1946, 11.03.1985), Красной Звезды (30.04.1954); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (06.11.1947).


*     *     *

Як-9Д капитана М. И. Гриба. 6-й ГИАП ЧФ, весна 1944 г.


Список известных воздушных побед М. И. Гриба:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
06.08.19411  Хе-111Хаджибеевский лиманИ-153
08.08.19411  Хе-111  (в группе 1/3)Березанский лиман
02.11.19411  Хе-111КачаЯк-1
03.11.19411  Ю-88  (в паре)Бахчисарай
1  Хе-111Симферополь
08.11.19411  Хш-126  (в паре)Мамашайская долина
21.01.19421  Хе-111  (в паре)
12.02.19421  До-215Благовещенское
16.04.19421  Ю-88  (в паре)Севастополь
22.04.19421  Ме-109  (в паре)Мамашай
24.04.19421  Ю-88  (в паре)Альма
19.05.19421  Ме-109  (в паре)Бельбек
20.05.19421  Ме-109  (в паре)Севастополь
21.05.19421  Хе-111  (в паре)Мамашайская долина
22.05.19421  Ю-88  (в паре)Кача
23.05.19421  Ме-109  (в паре)Бельбек
25.05.19421  Ме-109  (в паре)мыс Лукул
04.01.19431  ФВ-189Новороссийск
25.03.19431  Ме-109мыс Дообский
23.01.19441  Ме-109станция ДжарджаваЯк-9
10.02.19441  Ме-109озеро Черлакское
03.04.19441  Ме-109мыс Чауда
10.05.19441  Ме-110Херсонесский маяк

      Всего сбитых самолётов - 10 + 13;  боевых вылетов - 404;  воздушных боёв - 75.



Из фотоматериалов разных лет:

Гриб Михаил Иванович, февраль 1943 г.

Гриб Михаил Иванович

Гриб Михаил Иванович в кабине Як-9Д № 22

Гриб Михаил Иванович в кабине Як-9Д № 22

Гриб Михаил Иванович в кабине Як-9Д № 22

Гриб Михаил Иванович Гриб Михаил Иванович Гриб Михаил Иванович


Гриб Михаил Иванович Гриб Михаил Иванович


Из материалов прессы разных лет:

Гриб Михаил Иванович в материалах военных лет Гриб Михаил Иванович в материалах военных лет


Гриб Михаил Иванович в материалах послевоенных лет



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.