1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Головачёв Павел Яковлевич

30 побед

(30 + 0)
Головачёв Павел Яковлевич
  Флаг ВВС

Родился 2 (15) декабря 1917 года в деревне Кошелёво (ныне Буда-Кошелёвский район Гомельской области Республики Беларусь). В 1933 году окончил 6 классов школы в городе Ветка (ныне Гомельской области), в 1935 году - школу ФЗУ в посёлке Новая Белица (ныне в черте города Гомель). В 1935-1936 гг. работал столяром на лесозаводе "Возрождение" в селе Хойники (ныне город Гомельской области), в 1936-1938 гг. - фрезеровщиком-столяром на лесокомбинате в Новой Белице. В 1938 году окончил Гомельский аэроклуб. С 28 ноября 1938 года в рядах Красной Армии. В октябре 1940 года окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком 168-го ИАП (ВВС Одесского военного округа), который дислоцировался в Кировограде (ныне город Кропивницкий, Украина), а с мая 1941 года - на станции Колосовка (ныне в черте посёлка Токаревка Веселиновского района Николаевской области, Украина).

С началом Великой Отечественной войны младший лейтенант П. Я. Головачёв в действующей армии, в составе того же 168-го ИАП, летал на И-16. В сентябре 1941 года переведён в состав 69-го ИАП (7 марта 1942 года преобразован в 9-й Гвардейский ИАП), под командованием Героя Советского Союза Л. Л. Шестакова. Полк в это время находился в тылу на доукомплектовании, осваивая самолёты ЛаГГ-3. 13 июня 1942 года 9-й Гвардейский ИАП вернулся на фронт.

Начало боевой работы в новом полку было для П. Я. Головачёва не совсем удачным - он был трижды ранен (25 июня 1942 года осколки снаряда задели правую кисть руки и левую голень ноги, 31 июля 1942 года - осколки снаряда попали в правую ногу и правую руку, 23 августа 1942 года - осколки снаряда повредили правый глаз). Последнее ранение оказалось весьма серьёзным, в госпитале ему сделали операцию, вернув зрение. Через 45 суток после ранения лётчик был снова в строю и продолжил боевую работу.

Под Сталинградом П. Я. Головачёв воевал в эскадрилье Амет-хана Султана. В первой половине августа 1943 года 9-й Гвардейский ИАП был выведен в тыловую полосу Южного фронта и перевооружён на американские "Аэрокобры". 17 августа полк вернулся к боевой работе на Южном фронте. 18 августа 1943 года П. Я. Головачёв снова был ранен осколками разорвавшегося снаряда в лицо. Это было его последнее ранение за войну.

К 28 октября 1943 года командир звена 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (6-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, 4-й Украинский фронт) Гвардии старший лейтенант П. Я. Головачёв совершил 225 боевых вылетов, в 92 воздушных боях сбил лично 17 самолётов противника (в наградном листе указывается на 17 личных и 1 групповую победы). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 ноября 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1270).

С осени 1944 года летал на истребителе Ла-7. 30 декабря 1944 года Гвардии капитан П. Я. Головачёв с ведомым Гвардии лейтенантом Н. И. Черником были наведены с земли на высотный двухмоторный разведчик Ю-188, шедший в сторону советских войск на высоте окло 9 км. Несколькими очередями П. Я. Головачёву удалось повредить левый мотор и правую плоскость вражеского самолёта. Однако, вскоре пушки замолчали (замёрзла смазка). Подойдя к вражеской машине снизу, лётчик ударом винта разбил хвостовое оперение "Юнкерса", после чего тот упал на землю. Головачёву же удалось посадить свой повреждённый истребитель и вскоре вновь подняться в воздух.

К 8 января 1945 года заместитель командира эскадрильи 9-го Гвардейского ИАП (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии капитан П. Я. Головачёв совершил 350 боевых вылетов, в 110 воздушных боях сбил лично 20 самолётов противника. Был вновь представлен к высшей награде страны.

В феврале 1945 года, из-за обстоятельств не связанных с боевой работой, переведён в состав 900-го ИАП (240-я ИАД). До окончания боевых действий летал на Як-9М. Свой последний бой провёл 25 апреля 1945 года над Берлином.

Всего совершил 457 боевых вылетов, в 125 воздушных боях сбил лично 30 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 58/II). Воевал на Южном, Юго-Западном, Сталинградском, 4-м Украинском, 3-м Белорусском, 1-м Белорусском фронтах и в составе ВВС Отдельной Приморской Армии.

После войны продолжал службу в составе 900-го ИАП. С сентября 1945 года - командир эскадрильи 760-го ИАП (Московский ВО). В 1951 году окончил Краснознамённую Военно-Воздушную академию (в Монино). С июня 1951 года - командир 483-го ИАП (Прибалтийский ВО). С мая 1952 года - командир 528-го ИАП (Дальневосточный ВО). С январе 1954 года - заместитель командира 104-й ИАД (Северный ВО). С мая 1955 года - командир 336-й ИАД (Северный ВО). В 1959 году окончил Военную академию Генерального штаба. С ноября 1959 года - заместитель командующего 1-й Особой Дальневосточной воздушной армией по ПВО. С июля 1960 года - заместитель командующего 1-й Особой Дальневосточной Воздушной армией по боевой подготовке (Дальневосточный ВО). С сентября 1961 года - заместитель командующего 34-й Воздушной армией по боевой подготовке (Закавказский ВО). С августа 1964 года - заместитель командующего авиацией Сибирского ВО. С декабря 1967 года - заместитель командующего 26-й Воздушной армией (Белорусский ВО). С 2 июля 1972 года Генерал-майор авиации П. Я. Головачёв - в отставке. Жил в городе Минске (Беларусь). Умер 2 июля 1972 года, похоронен на Восточном (Московском) кладбище.

Бронзовый бюст П. Я. Головачёва установлен в городе Буда-Кошелёво Гомельской области Белоруссии. В Гомеле на здании деревообрабатывающего комбината (где он работал) и на здании аэроклуба (где он учился) установлены мемориальные доски. Его именем названы улицы в городах Минск, Гомель и Буда-Кошелёво (Почётный житель этого города). Бюст П. Я. Головачёва установлен так-же в Гомеле. Имя Героя присвоено Гомельскому государственному профессиональному строительному лицею.

Награждён орденами: Ленина (01.11.1943, 04.06.1955), Красного Знамени (30.08.1942, 01.08.1943, 05.01.1945, 24.01.1945, 22.02.1955, 22.02.1968), Отечественной войны 1-й степени (26.04.1943), Красной Звезды (29.04.1954, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (20.06.1949).

*     *     *

Ла-7 Гв. капитана П. Я. Головачёва

Як-9М Гв. капитана П. Я. Головачёва


Список известных воздушных побед П. Я. Головачёва:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
25.06.19421  Ме-109ЗахаровкаЛаГГ-3
30.07.19421  Ю-88Ореховский
17.12.19421  ФВ-190район СталинградаЯк-1
09.03.19431  Ме-109южнее Матвеев Курган
25.03.19431  Ме-109северо-восточнее Койсуг
09.05.19431  ФВ-189Хрещатик
23.06.19431  Ю-88южнее Николаевка
16.07.19431  Ме-109западнее Куйбышево
17.07.19431  Ю-88Куйбышево
22.07.19431  Ме-109район Куйбышево
24.07.19431  Хе-111Куйбышево - Дмитриевка
18.08.19431  Хе-111Елизаветинский"Аэрокобра"
20.08.19431  ФВ-190Калиновка
21.08.19431  Ю-88Успенская
1  Хе-111северо-восточнее Успенская
30.09.19431  Ю-87западнее Ворошиловка
02.10.19431  Ю-88станция Пришиб
27.10.19431  Ме-109западнее Весёлое
24.04.19441  ФВ-190Севастополь
30.12.19441  Ю-188  (сбит тараном)станция БудернЛа-7
16.01.19452  ФВ-190Гумбиннен
18.01.19451  ФВ-190юго-западнее Маллвишкен
3  ФВ-190Гумбиннен
06.03.19451  Ме-109РозенбергЯк-9
18.03.19451  ФВ-190западнее Бладиау
25.04.19452  ФВ-190западнее Берлин

      Всего сбитых самолётов - 30 + 0;  боевых вылетов - 457;  воздушных боёв - 125.



Из фотоматериалов разных лет:

Из фотоматериалов военных лет о П. Я. Головачёве

Из фотоматериалов военных лет о П. Я. Головачёве

Техник у самолёта Як-9М капитана П. Я. Головачёва, весна 1945 г.

Головачёв Павел Яковлевич Головачёв Павел Яковлевич Головачёв Павел Яковлевич

Головачёв Павел Яковлевич Головачёв Павел Яковлевич Головачёв Павел Яковлевич



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2021 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.