Еличев Александр Фёдорович
Родился 18 августа 1912 года в селе Кекино (Курмышский район Горьковсой области). С 18 августа 1935 года в рядах Красной Армии, призван Свердловским РВК (города Горький). Служил в 24-м ИАП (ВВС Московского военного округа). С октября 1941 года младший лейтенант А. Ф. Еличев в действующей армии. Воевал в составе 523-го ИАП (303-я ИАД), летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. Боевую деятельность начал на Ленинградском фронте. С 20 июня 1942 года лейтенант А. Ф. Еличев сражался уже на Западном фронте в должности командира звена. 19 августа 1943 года командир эскадрильи 523-го истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) капитан А. Ф. Еличев был тяжело ранен в воздушном бою, потерял руку. После лечения в госпитале вернулся в полк (на нелётную должность). Всего выполнил более 120 боевых вылетов, провёл более 20 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 2 самолёта противника. После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 4 декабря 1945 года капитан А. Ф. Еличев - в запасе. Награждён орденами: Красного Знамени (23.07.1942, 06.10.1943), Отечественной войны 2-й степени (23.07.1943); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (06.11.1945). * * * Список известных воздушных побед А. Ф. Еличева:
Молодой лётчик Виктор Тимофеев свою биографию начинал трудно: в
одном из первых же боёв лётчик был подбит. Он даже не понял, как это произошло:
всё время держался рядом с командиром эскадрильи капитаном А. Ф. Еличевым, старательно
следил за тем, чтобы Еличева не атаковали. Ему казалось, что вылет очень спокойный:
небо было чистым, истребителей противника он не видел, поэтому, когда его "Лавочкин"
тряхнуло и что-то отлетело от плоскости, Тимофеев подумал, что в самолёт угодил
снаряд зенитки. Машина перестала, слушаться лётчика, Тимофеев с трудом поспевал
за ведущим, а вскоре вынужден был выйти из боя. На земле в "Лавочкине" были
обнаружены пробоины в баке. По характеру пробоин определили, что Тимофеева
атаковал "Фокке-Вульф", которого он так и не увидел - слишком неожиданной
оказалась атака. По всем признакам молодой лётчик вполне ещё удачно отделался в
тот раз. Между тем, оставшись без ведомого, капитан Еличев вёл тяжёлый
бой с двумя ФВ-190. Одного он сбил, но тут же на комэска свалилась ещё пара.
Еличеву удалось подбить второй "Фокке-Вульф". Оставшийся без напарника, немец
попытался уйти, но у Еличева была выгодная позиция, и он решил атаковать и уже
потянулся рукой к сектору газа... В бою всё происходит куда быстрее, чем об
этом потом можно рассказать. Сделав привычное движение левой рукой и видя, что
самолёт не прибавил скорости, капитан в горячке боя решил, что сектор газа повреждён.
Значит, надо выходить из атаки - с неисправным сектором газа драться бесполезно.
Но капитан ошибся: сектор газа был в полной исправности. Ему только казалось,
что он сделал автоматическое движение рукой, на самом же деле это было только в
его ощущениях - левая рука Еличева была перебита... Командир эскадрильи вёл свой истребитель одной рукой. Он заметил
узкую полоску земли, тянувшуюся вдоль участка железной дороги. Сюда, на эту спасительную
полоску, находившуюся уже в наших руках, тянулись подбитые в боях бомбардировщики,
штурмовики, истребители. Сюда посадил свой "Лавочкин" и мужественный комэск Еличев.
Потеряв в бою руку, капитан не пожелал расстаться со своим полком и после нескольких
месяцев пребывания в госпиталях вернулся. Он продолжал служить в 523-м полку, но
уже не летал. (Из воспоминаний командира 303-й ИАД Героя Советского Союза Г. Н. Захарова.)
|