1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Еличев Александр Фёдорович

7 побед

(5 + 2)
Еличев Александр Фёдорович
  Флаг ВВС

Родился 18 августа 1912 года в селе Кекино (Курмышский район Горьковсой области). С 18 августа 1935 года в рядах Красной Армии, призван Свердловским РВК (города Горький). Служил в 24-м ИАП (ВВС Московского военного округа).

С октября 1941 года младший лейтенант А. Ф. Еличев в действующей армии. Воевал в составе 523-го ИАП (303-я ИАД), летал на ЛаГГ-3 и Ла-5. Боевую деятельность начал на Ленинградском фронте. С 20 июня 1942 года лейтенант А. Ф. Еличев сражался уже на Западном фронте в должности командира звена.

19 августа 1943 года командир эскадрильи 523-го истребительного авиационного полка (303-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) капитан А. Ф. Еличев был тяжело ранен в воздушном бою, потерял руку. После лечения в госпитале вернулся в полк (на нелётную должность). Всего выполнил более 120 боевых вылетов, провёл более 20 воздушных боёв, в которых сбил лично 5 и в составе группы 2 самолёта противника.

После окончания войны продолжал служить в ВВС. С 4 декабря 1945 года капитан А. Ф. Еличев - в запасе.

Награждён орденами: Красного Знамени (23.07.1942, 06.10.1943), Отечественной войны 2-й степени (23.07.1943); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (06.11.1945).


*     *     *
Список известных воздушных побед А. Ф. Еличева:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
07.07.19421  До-215  (в группе 1/3)ЗапруднаяЛаГГ-3
11.07.19421  Ме-109Маклоки
14.08.19421  Ме-109  (в паре)южнее Слободка
23.02.19431  Ю-88район БрянскаЛа-5
07.03.19431  Ю-88юго-западнее Красное Знамя
03.06.19431  ФВ-190Восты
19.08.19431  ФВ-190Алферово

      Всего сбитых самолётов - 5 + 2;  боевых вылетов - более 120;  воздушных боёв - более 20.



Из материалов прессы послевоенных лет:

Еличев Александр Фёдорович

Молодой лётчик Виктор Тимофеев свою биографию начинал трудно: в одном из первых же боёв лётчик был подбит. Он даже не понял, как это произошло: всё время держался рядом с командиром эскадрильи капитаном А. Ф. Еличевым, старательно следил за тем, чтобы Еличева не атаковали. Ему казалось, что вылет очень спокойный: небо было чистым, истребителей противника он не видел, поэтому, когда его "Лавочкин" тряхнуло и что-то отлетело от плоскости, Тимофеев подумал, что в самолёт угодил снаряд зенитки. Машина перестала, слушаться лётчика, Тимофеев с трудом поспевал за ведущим, а вскоре вынужден был выйти из боя. На земле в "Лавочкине" были обнаружены пробоины в баке. По характеру пробоин определили, что Тимофеева атаковал "Фокке-Вульф", которого он так и не увидел - слишком неожиданной оказалась атака. По всем признакам молодой лётчик вполне ещё удачно отделался в тот раз.

Между тем, оставшись без ведомого, капитан Еличев вёл тяжёлый бой с двумя ФВ-190. Одного он сбил, но тут же на комэска свалилась ещё пара. Еличеву удалось подбить второй "Фокке-Вульф". Оставшийся без напарника, немец попытался уйти, но у Еличева была выгодная позиция, и он решил атаковать и уже потянулся рукой к сектору газа... В бою всё происходит куда быстрее, чем об этом потом можно рассказать. Сделав привычное движение левой рукой и видя, что самолёт не прибавил скорости, капитан в горячке боя решил, что сектор газа повреждён. Значит, надо выходить из атаки - с неисправным сектором газа драться бесполезно. Но капитан ошибся: сектор газа был в полной исправности. Ему только казалось, что он сделал автоматическое движение рукой, на самом же деле это было только в его ощущениях - левая рука Еличева была перебита...

Командир эскадрильи вёл свой истребитель одной рукой. Он заметил узкую полоску земли, тянувшуюся вдоль участка железной дороги. Сюда, на эту спасительную полоску, находившуюся уже в наших руках, тянулись подбитые в боях бомбардировщики, штурмовики, истребители. Сюда посадил свой "Лавочкин" и мужественный комэск Еличев. Потеряв в бою руку, капитан не пожелал расстаться со своим полком и после нескольких месяцев пребывания в госпиталях вернулся. Он продолжал служить в 523-м полку, но уже не летал.

(Из воспоминаний командира 303-й ИАД Героя Советского Союза Г. Н. Захарова.)



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.