Диваков Михаил Андреевич
Родился 21 ноября 1921 года в деревне Сурмилицы (Понизовский район Смоленской области). Окончил среднюю школу. С 16 июня 1941 года в рядах Красной Армии, призван Руднянским РВК (Смоленская область). Окончил военную авиационную школу пилотов. Служил лётчиком-инструктором в 26-м ЗИАП (Закавказский военный округ). С 5 августа 1944 года младший лейтенант М. А. Диваков в действующей армии. Воевал в составе 30-го Гвардейского ИАП (273-я ИАД), где прошёл путь от рядового пилота до старшего лётчика. Участник освобождения Варшавы и боёв за Берлин. Летал на "Аэрокобре". К 9 мая 1945 года старший лётчик 30-го Гвардейского истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии младший лейтенант М. А. Диваков совершил около 85 боевых вылетов, в 10 воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника. Участник вооружённого конфликта в Корее с ноября 1950 по февраль 1951 гг. в составе 28-го Гвардейского ИАП (151-я Гвардейская ИАД, 64-й ИАК), летал на МиГ-15. В небе Кореи старший лейтенант М. А. Диваков сбил лично 1 самолёт противника. Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. Со 2 апреля 1973 года Гвардии полковник М. А. Диваков - в отставке. Награждён орденами: Красного Знамени (29.03.1945, 16.06.1945, 09.03.1956), Красной Звезды (12.05.1951, 04.06.1955, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (30.04.1954). * * * Список известных воздушных побед М. А. Дивакова:
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
12 марта 1951 года группа капитана А. Т. Бородина в 13 часов 5 минут в
составе 8 экипажей 1-й АЭ вылетела на перехват самолётов противника, и вслед за ней ушла
пара командира полка со своим постоянным ведомым старшим лейтенантом В. Ф. Бушмелевым. В
районе Сингисю они обнаружили группу штурмовиков Ф-80, которые штурмовали местный аэродром.
Совместными атаками "МиГи" вынудили штурмовиков прекратить штурмовку и уйти в залив, при
этом подполковнику В. И. Колядину удалось поразить один "Шут", и тот врезался в землю,
ещё один Ф-80 поразил старший лейтенант М. А. Диваков. Однако в этом бою лётчики 28-го ГИАП понесли тяжёлые потери: при атаке
одного и того же Ф-80 столкнулись в воздухе самолёты старшего лейтенанта Бушмелева Василия
Фёдоровича и старшего лейтенанта Сокова Владимира Павловича, при столкновении самолёты
взорвались и оба лётчика погибли. Это была самая тяжёлая потеря в 151-й ГИАД за всё время
участия дивизии в боях. Разгромленная группа штурмовиков ушла в залив, и наши лётчики
повернули в сторону Аньдуня. В этом сражении, по заявлению наших лётчиков, было сбито 3
Ф-86 и 2 штурмовика Ф-80, но поисковая команда не нашла обломков, поэтому все сбитые
лётчиками 28-го ГИАП самолеты США (1 Ф-86 и 2 Ф-80) были записаны как предположительные
победы. Места же падения некоторых самолётов США и их обломки не были найдены, видимо, по
причине разброса обломков на местности, так как некоторые из поражённых самолётов
противника развалились в воздухе, а часть, возможно, не была найдена из-за неверного
указания места падения самолёта, так как в ходе боя было невозможно наблюдать за их падением. Как бы там ни было, а дивизии было засчитано 5 побед над 3 Ф-86 и 2 Ф-80,
при своих потерях в 2 МиГ-15 и одном подбитом, но самое важное, что налёт противника был
отбит и противник понёс при этом потери. По заявлению командования ВВС США, в этот день
не было зафиксировано потерь Ф-86. Была подтверждена только победа подполковника В. И.
Колядина над Ф-80 № 49-1828 из состава 36-й АЭ 8-й ИБАГ, а его пилот Кларенс Слейк пропал
без вести.
|