1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Диваков Михаил Андреевич

6 побед

(6 + 0)
Диваков Михаил Андреевич
  Флаг ВВС

Родился 21 ноября 1921 года в деревне Сурмилицы (Понизовский район Смоленской области). Окончил среднюю школу. С 16 июня 1941 года в рядах Красной Армии, призван Руднянским РВК (Смоленская область). Окончил военную авиационную школу пилотов. Служил лётчиком-инструктором в 26-м ЗИАП (Закавказский военный округ).

С 5 августа 1944 года младший лейтенант М. А. Диваков в действующей армии. Воевал в составе 30-го Гвардейского ИАП (273-я ИАД), где прошёл путь от рядового пилота до старшего лётчика. Участник освобождения Варшавы и боёв за Берлин. Летал на "Аэрокобре".

К 9 мая 1945 года старший лётчик 30-го Гвардейского истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии младший лейтенант М. А. Диваков совершил около 85 боевых вылетов, в 10 воздушных боях сбил лично 5 самолётов противника.

Участник вооружённого конфликта в Корее с ноября 1950 по февраль 1951 гг. в составе 28-го Гвардейского ИАП (151-я Гвардейская ИАД, 64-й ИАК), летал на МиГ-15. В небе Кореи старший лейтенант М. А. Диваков сбил лично 1 самолёт противника.

Затем продолжал служить на различных должностях в ВВС. Со 2 апреля 1973 года Гвардии полковник М. А. Диваков - в отставке.

Награждён орденами: Красного Знамени (29.03.1945, 16.06.1945, 09.03.1956), Красной Звезды (12.05.1951, 04.06.1955, 30.12.1956); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (30.04.1954).


*     *     *
Р-39Q-5 из состава 30-го Гвардейского ИАП, весна 1945 г.


Список известных воздушных побед М. А. Дивакова:

Великая Отечественная война 1941-1945 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
11.03.19451  "Шторх"Шпфейльбайн"Аэрокобра"
17.04.19451  ФВ-190западнее Нойтреббин
18.04.19451  ФВ-190западнее Альт-Фридлянд
19.04.19451  ФВ-190Гильсдорф
23.04.19451  ФВ-190восточнее Зандхаузен

      Всего сбитых самолётов - 3 + 0;  боевых вылетов - около 85;  воздушных боёв - 10.



Вооружённый конфликт в Корее 1950-1953 гг.

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
12.03.19511  Ф-80в районе СингисюМиГ-15

      Всего сбитых самолётов - 1 + 0.


12 марта 1951 года группа капитана А. Т. Бородина в 13 часов 5 минут в составе 8 экипажей 1-й АЭ вылетела на перехват самолётов противника, и вслед за ней ушла пара командира полка со своим постоянным ведомым старшим лейтенантом В. Ф. Бушмелевым. В районе Сингисю они обнаружили группу штурмовиков Ф-80, которые штурмовали местный аэродром. Совместными атаками "МиГи" вынудили штурмовиков прекратить штурмовку и уйти в залив, при этом подполковнику В. И. Колядину удалось поразить один "Шут", и тот врезался в землю, ещё один Ф-80 поразил старший лейтенант М. А. Диваков.

Однако в этом бою лётчики 28-го ГИАП понесли тяжёлые потери: при атаке одного и того же Ф-80 столкнулись в воздухе самолёты старшего лейтенанта Бушмелева Василия Фёдоровича и старшего лейтенанта Сокова Владимира Павловича, при столкновении самолёты взорвались и оба лётчика погибли. Это была самая тяжёлая потеря в 151-й ГИАД за всё время участия дивизии в боях. Разгромленная группа штурмовиков ушла в залив, и наши лётчики повернули в сторону Аньдуня. В этом сражении, по заявлению наших лётчиков, было сбито 3 Ф-86 и 2 штурмовика Ф-80, но поисковая команда не нашла обломков, поэтому все сбитые лётчиками 28-го ГИАП самолеты США (1 Ф-86 и 2 Ф-80) были записаны как предположительные победы. Места же падения некоторых самолётов США и их обломки не были найдены, видимо, по причине разброса обломков на местности, так как некоторые из поражённых самолётов противника развалились в воздухе, а часть, возможно, не была найдена из-за неверного указания места падения самолёта, так как в ходе боя было невозможно наблюдать за их падением.

Как бы там ни было, а дивизии было засчитано 5 побед над 3 Ф-86 и 2 Ф-80, при своих потерях в 2 МиГ-15 и одном подбитом, но самое важное, что налёт противника был отбит и противник понёс при этом потери. По заявлению командования ВВС США, в этот день не было зафиксировано потерь Ф-86. Была подтверждена только победа подполковника В. И. Колядина над Ф-80 № 49-1828 из состава 36-й АЭ 8-й ИБАГ, а его пилот Кларенс Слейк пропал без вести.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)


Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.