Чалбаш Эмир-Усеин
Родился 5 января 1918 года в селе Шума (ныне - Верхняя Кутузовка, Алуштинский район Республики Крым). С 1931 года, окончив 4 класса, учился в школе-интернате города Алушты. После окончания 7 класса поступил в Симферопольский автодорожный техникум. Проучившись там 2 месяца, перешёл в железнодорожное училище. Окончив его, переехал в Севастополь и устроился работать электриком на военные корабли, которые ремонтировали на морском заводе. Вскоре поехал по оргнабору в Керчь, где работал шофёром на строительстве "Азовводстроя". Окончил Керченский аэроклуб. 10 января 1939 года добровольно вступил в ряды Красной Армии и был направлен в Качинскую военную авиационную школу пилотов. Учился вместе с Василием Сталиным и Амет-Ханом Султаном. В марте 1940 года закончил обучение и был оставлен в школе лётчиком-инструктором. С 17 декабря 1941 года младший лейтенант Чалбаш Эмир-Усеин в действующей армии. Воевать начал в должности командира звена 627-го ИАП (77-я САД и ВВС 43-й Армии) на Западном фронте, летая на И-16. Участвовал в воздушных боях за Москву и Подмосковье. Весной 1942 года назначен заместителем командира эскадрильи. 9 мая 1942 года полк был переформирован в 627-й САП. С августа 1942 года летал на Як-1 (в полк поступило 6 самолётов). В феврале 1943 года был направлен командиром эскадрильи в 49-й ИАП (309-я ИАД), где летал на Ла-5. В составе ВВС Западного фронта участвовал в боях на Курской дуге и за Смоленск. Дважды, будучи раненым в бою, сохранял боевые машины и сажал их на своём аэродроме. К сентября 1943 года командир 3-й эскадрильи 49-го истребительного авиационного полка (309-я истребительная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, Западный фронт) капитан Чалбаш Эмир-Усеин совершил 316 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 4 самолёта противника (в лётной книжке указывается на 11 личных и 6 групповых побед, одержанных в 360 боевых вылетах). В сентябре 1943 года убыл на должность инструктора в Высшую офицерскую школу воздушного боя ВВС Красной Армии (город Люберцы, Московская область). С 25 мая по август 1944 года проходил боевую стажировку в частях 17-й Воздушной армии. 20 августа 1944 года, в честь празднования Дня авиации СССР, в небе Москвы силами инструкторов Высшей школы состоялся первый за время войны воздушный парад. Чалбаш Эмир-Усеин на самолёте Ла-5 был ведущим первой "девятки". В этой же роли выступил и на воздушном параде 1 мая 1945 года. И только из-за метеоусловий Воздушные Силы Страны не приняли участия в главном параде в честь Победы 24 июня 1945 года, где он также должен был лететь ведущим группы. После окончания войны продолжал служить в ВВС (Прибалтийский военный округ). С декабря 1951 года - слушатель Высших лётно-тактических курсов командиров полков (в Липецке). С 1952 года служил на Дальнем Востоке в должности заместителя командира 494-го ИАП. Весной 1954 года назначен командиром 404-го ИАП. Летал на реактивных самолётах. В начале 1959 года был списан с лётной работы (по состоянию здоровья). С 6 августа 1959 года полковник Чалбаш Эмир-Усеин - в запасе. Долгие годы жил в Киеве (Украина), преподавал в Киевском высшем военном авиационно-инженерном училище. С 2003 года жил в Крыму (город Алушта). Написал книгу воспоминаний "Сковать боем!" (Москва, издательство "Эксмо", 2010 год). Умер 6 августа 2005 года. Похоронен в Алуште, на Аллее Героев. 5 января 2006 года на доме, где он жил, установлена мемориальная доска. Награждён орденами: Красного Знамени (16.04.1942; 16.10.1957), Александра Невского (12.08.1943), Отечественной войны 2-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (29.05.1943), Красной Звезды (10.12.1942; 30.04.1954; 22.02.1955), Богдана Хмельницкого 3-й степени (Украина, 14.10.1999); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (20.06.1949). * * * Список известных воздушных побед Чалбаша Эмир-Усеина:
Из материалов прессы военных лет:
|