Родился 30 октября 1921 года в городе Курске (ныне областной центр России).
В 1936 году окончил 7 классов средней школы. Работал шофёром. В 1937 году окончил Курский
аэроклуб. С января 1940 года в рядах Красной Армии. В январе 1941 года окончил Чугуевскую
военную авиационную школу пилотов, с сентября 1941 года находившейся в эвакуации в городе
Чимкенте (ныне Шымкент, Республика Казахстан), служил лётчиком-инструктором.
С декабря 1941 года сержант А. Е. Боровых на фронтах Великой Отечественной
войны. Около месяца воевал в составе Отдельной истребительной авиационной группы ПВО Харькова,
летал на И-16. В январе 1942 года направлен в 728-й ИАП, где летал на И-16 и Як-7. В сентябре
1942 года переведён в 157-й ИАП, где летал на ЛаГГ-3 и Як-7.
К 18 марта 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного
полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус,
16-я Воздушная армия, Центральный фронт) младший лейтенант А. Е. Боровых совершил 328
боевых вылетов, в воздушных боях сбил 12 самолётов противника лично и 14 в составе группы
(данные наградного листа, по документам штабов полков и дивизий - 9 лично и 17 в группе).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостон звания Героя
Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1077).
Продолжая боевую работу в составе того же 157-го ИАП (234-я ИАД, 1-й
Белорусский фронт), командир эскадрильи капитан А. Е. Боровых с июня 1943 по 1 ноября
1944 года выполнил ещё 96 боевых вылетов на истребителях Як-7 и Як-9, Як-1 и Як-3.
Проведя 49 воздушных боёв, лично сбил 19 самолётов противника. Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания дважды Героя Советского Союза с
вручением второй медали "Золотая Звезда" (№ 62/II).
Всего за годы войны майор А. Е. Боровых совершил 475 боевых вылетов, в
113 воздушных боях сбил лично 30 и в составе группы 17 самолётов противника (в наградных
материалах указывается на 32 личные и 14 групповые победы). Воевал на Северо-Западном,
Калининском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. 31 мая 1943 года был
ранен в левую ногу.
Сразу после окончания войны был откомандирован в Высшую офицерскую
школу воздушногобоя в подмосковные Люберцы, где во главе 9 лётчиков - Героев Советского
Союза (А. Е. Боровых, В. Н. Кубарев, С. А. Кузнецов, А. Г. Кулиев, В. И. Меркулов,
П. И. Муравьёв, Н. С. Павлушкин, Н. И. Свитенко и И. В. Фёдоров), готовил торжественный
пролёт группы "Яков" при проведении Парада Победы над Красной площадью. К сожалению,
воздушная часть парада была отменена из-за погодных условий.
Затем до июня 1946 года продолжал службу в ВВС заместителем командира по
лётной части 157-го ИАП (в Германии), летал на Як-9М. С июня по декабрь 1946 года -
командир 233-го ИАП (в Германии), где летал на Як-3. В 1951 году окончил Военно-Воздушную
академию (в Монино). В июне 1951 года назначен заместителем командира 9-й ИАД (в Московском
военном округе), летал на МиГ-15. С декабря 1951 года служил в авиации ПВО. С марта 1952
года по ноябрь 1955 года - командир 98-й Гвардейской ИАД ПВО (в Московском районе ПВО, с
1954 года - в Московском округе ПВО), летал на МиГ-15 и МиГ-17.
В 1957 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального
штаба). В ноябре 1957 - октябре 1958 гг. - командир 88-го ИАК ПВО (в Московском округе ПВО).
С октября 1958 года - 1-й заместитель командующего, а в августе 1959 - мае 1960 гг. - командующий
52-й Воздушной истребительной армией (штаб - в Москве), летал на МиГ-17 и МиГ-19.
В мае 1960 - августе 1963 гг. - командующий авиацией Московского округа
ПВО. В августе 1963 - июле 1968 гг. - командующий 11-й Отдельной армией ПВО (штаб - в
городе Хабаровске). В июле 1968 - августе 1969 гг. - командующий 8-й Отдельной армией ПВО
(штаб - в городе Киеве, Украина). В августе 1969 - апреле 1977 гг. - командующий авиацией
ПВО страны. В 1977-1988 гг. - военный консультант Института военной истории Министерства
обороны СССР. С апреля 1988 года генерал-полковник авиации А. Е. Боровых - в отставке.
Жил в Москве. 7 ноября 1989 года трагически погиб. Похоронен на Новодевичьем кладбище
(участок 11). Бронзовый бюст А. Е. Боровых установлен в Курске, где его именем названа
улица и средняя школа № 9.
Награждён орденами: Ленина (24.08.1943, 31.10.1967), Красного Знамени
(22.06.1942, 06.11.1942, 09.07.1943, 31.07.1945, 22.02.1955), Александра Невского (22.06.1944),
Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (26.10.1955, 29.10.1971,
16.02.1982), "За службу Родине в Вооружённых Силах ВС СССР" 3-й степени (30.04.1975),
"Виртути Милитари" 5-й степени (06.04.1946, Польша), "За боевые заслуги" (06.07.1971,
Монголия), "Возрождения Польши" 5-й степени (06.10.1973); медалями.
* * *
Список известных воздушных побед А. Е. Боровых:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
16.02.1942 | 1 Хш-126 (в группе 1/3) | Холм | И-16 |
18.02.1942 | 1 Хш-126 (в группе 1/3) | Горы Липовые - Горбуши |
1 Хе-111 (в паре) | Холм |
25.02.1942 | 1 Хш-126 (в группе 1/3) | западнее Холм |
28.02.1942 | 1 Ю-52 (в группе 1/4) | Чекуново |
03.03.1942 | 1 До-215 (в группе 1/4) | Верхний Ополец |
07.03.1942 | 1 Ю-88 (в паре) | юго-западнее Холм |
08.03.1942 | 1 Ю-52 (в паре) | севернее Холм |
1 Ю-88 (в группе 1/3) | юго-западнее Холм |
1 Ме-109 | Холм |
21.03.1942 | 1 Ю-88 | Торопец |
06.04.1942 | 2 Ю-52 (в группе 2/3) | северо-западнее Холм |
02.07.1942 | 1 Ю-88 (в группе 1/4) | Корниловка - Воронино |
04.07.1942 | 2 Ю-88 (в группе 2/6) | юго-восточнее Белый |
3 Ме-109 (в группе 3/6) |
06.07.1942 | 1 Ме-109 | Белый |
20.08.1942 | 1 Ю-88 | Ржев |
28.08.1942 | 1 Ме-109 | Як-7 |
1 Ю-88 |
31.08.1942 | 1 Ю-88 | Зубцов |
10.09.1942 | 1 Ме-109 | южнее Тавлино |
11.09.1942 | 1 Ю-87 | Михеево |
31.05.1943 | 1 ФВ-190 | Поныри | Як-9 |
05.07.1943 | 1 ФВ-190 | Лутовиново | Як-7 |
06.07.1943 | 1 ФВ-190 | Малоархангельск |
1 ФВ-190 | Архарово |
03.08.1943 | 1 ФВ-190 | юго-восточнее Шарыкино |
04.08.1943 | 1 Ю-87 | Драгунская |
05.08.1943 | 1 Ю-87 | Кутафино |
23.02.1944 | 1 ФВ-190 | Костяшево | Як-9 |
08.03.1944 | 1 Хш-126 | восточнее Борец |
28.03.1944 | 1 ФВ-190 | восточнее Следюки |
04.05.1944 | 1 ФВ-190 | юго-восточнее Раслув | Як-1 |
20.07.1944 | 1 Хе-111 | Целеконица |
08.08.1944 | 1 ФВ-190 | Козелек-Мейский | Як-3 |
09.08.1944 | 1 ФВ-190 | Наймовица |
12.08.1944 | 1 ФВ-190 | восточнее Бжуза |
1 ФВ-190 | юго-западнее Варка |
07.10.1944 | 1 ФВ-190 | северо-западнее Яблонна |
14.10.1944 | 1 Ме-109 | западнее Хотомов |
21.10.1944 | 1 ФВ-190 | Дембе |
1 Ме-109 | южнее Насельск |
16.04.1945 | 1 ФВ-190 | северо-западнее Оберсдорф | Як-9 |
Всего сбитых самолётов - 30 + 17; боевых вылетов - 475; воздушных боёв - 113.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет: