Боровых Андрей Егорович
Родился 30 октября 1921 года в городе Курске (ныне административный центр Курской области). В 1936 году окончил 7 классов средней школы. Работал шофёром. В 1937 году окончил Курский аэроклуб. С января 1940 года в рядах Красной Армии. В январе 1941 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, с сентября 1941 года находившейся в эвакуации в городе Чимкенте (ныне Шымкент, Республика Казахстан), служил лётчиком-инструктором. С декабря 1941 года сержант А. Е. Боровых в действующей армии. Около месяца воевал в составе Отдельной истребительной авиационной группы ПВО Харькова, летал на И-16. В январе 1942 года направлен в 728-й ИАП. Боевую работу начал на Северо-Западном фронте (в составе 8-й САД, 7-й САД и ВВС 3-й Ударной армии), летая на И-16. С 15 мая 1942 года воевал на Калининском фронте (в составе 212-й САД и 256-й ИАД, 3-й Воздушной армии), летая на И-16 и Як-7Б. В сентябре 1942 года переведён в 157-й ИАП (той же 256-й ИАД, ВВС Калининского фронта), где летал на ЛаГГ-3 и Як-7. К 18 марта 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт) младший лейтенант А. Е. Боровых совершил 328 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 8 самолётов противника лично и 19 в составе группы (по данным наградного листа - 12 лично и 14 в группе). За эти подвиги был представлен к высшей награде страны. С 8 мая 1943 года воевал на Центральном фронте (в составе 273-й ИАД, 6-го ИАК, 16-й Воздушной армии), летая на Як-7Б. 31 мая 1943 года был ранен в левую ногу. После короткого лечения продолжил боевую работу. С июля 1943 года в полк стали поступать и самолёты Як-9. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостон звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1077). С 20 октября 1943 года воевал на Белорусском фронте, который 17 февраля 1944 года был переименован в 1-й Белорусский фронт. С 1 апреля 1944 года боевой работы не вёл: полк находился в резерве 16-й Воздушной армии. и проходил переформирование. С 6 июня 1944 года в 8-м ЗИАП Приволжского военного округа (Саратовская область) переучивался на новую технику. С 24 июня 1944 года приступил к боевой работе на 1-м Белорусском фронте (в составе 234-й ИАД, 16-й Воздушной армии), летая на Як-3. К 1 ноября 1944 года командир эскадрильи капитан А. Е. Боровых выполнил ещё 96 боевых вылетов на истребителях Як-7, Як-9, Як-1 и Як-3. Проведя 49 воздушных боёв, лично сбил 20 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года удостоен звания дважды Героя Советского Союза с вручением второй медали "Золотая Звезда" (№ 62/II). 20 февраля 1945 года лётчики полка передали самолёты Як-3 в другие части и убыли в город Львов для получения истребителей Як-9М. С 26 марта 1945 года вернулись на 1-й Белорусский фронт и возобновили боевую работу (в составе 234-й ИАД, 6-го ИАК, 16-й Воздушной армии). К 9 мая 1945 года майор А. Е. Боровых совершил 475 боевых вылетов, провёл 113 воздушных боёв, сбил лично 27 и в составе группы 17 самолётов противника (в наградных материалах указывается на 32 личные и 14 групповых побед). Сразу после окончания войны был откомандирован в Высшую офицерскую школу воздушного боя в подмосковные Люберцы, где во главе 9 лётчиков - Героев Советского Союза (А. Е. Боровых, В. Н. Кубарев, С. А. Кузнецов, А. Г. Кулиев, В. И. Меркулов, П. И. Муравьёв, Н. С. Павлушкин, Н. И. Свитенко и И. В. Фёдоров), готовил торжественный пролёт группы "Яков" при проведении Парада Победы над Красной площадью. К сожалению, воздушная часть парада была отменена из-за погодных условий. Затем до июня 1946 года продолжал службу в ВВС заместителем командира по лётной части 157-го ИАП (в Германии), летал на Як-9М. С июня по декабрь 1946 года - командир 233-го ИАП (в Германии), где летал на Як-3. В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). В июне 1951 года назначен заместителем командира 9-й ИАД (в Московском военном округе), летал на МиГ-15. С декабря 1951 года служил в авиации ПВО. С марта 1952 года по ноябрь 1955 года - командир 98-й Гвардейской ИАД ПВО (в Московском районе ПВО, с 1954 года - в Московском округе ПВО), летал на МиГ-15 и МиГ-17. В 1957 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). В ноябре 1957 - октябре 1958 гг. - командир 88-го ИАК ПВО (в Московском округе ПВО). С октября 1958 года - 1-й заместитель командующего, а в августе 1959 - мае 1960 гг. - командующий 52-й Воздушной истребительной армией (штаб - в Москве), летал на МиГ-17 и МиГ-19. В мае 1960 - августе 1963 гг. - командующий авиацией Московского округа ПВО. В августе 1963 - июле 1968 гг. - командующий 11-й Отдельной армией ПВО (штаб - в городе Хабаровске). В июле 1968 - августе 1969 гг. - командующий 8-й Отдельной армией ПВО (штаб - в городе Киеве, Украина). В августе 1969 - апреле 1977 гг. - командующий авиацией ПВО страны. В 1977-1988 гг. - военный консультант Института военной истории Министерства обороны СССР. С апреля 1988 года генерал-полковник авиации А. Е. Боровых - в отставке. Жил в Москве. 7 ноября 1989 года погиб в результате несчастного случая. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок 11). Бронзовый бюст А. Е. Боровых установлен в Курске, где его именем названа улица и средняя школа № 9. Награждён орденами: Ленина (24.08.1943, 31.10.1967), Красного Знамени (22.06.1942, 06.11.1942, 09.07.1943, 31.07.1945, 22.02.1955), Александра Невского (22.06.1944), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (26.10.1955, 29.10.1971, 16.02.1982), "За службу Родине в Вооружённых Силах ВС СССР" 3-й степени (30.04.1975), "Виртути Милитари" 5-й степени (06.04.1946, Польша), "За боевые заслуги" (06.07.1971, Монголия), "Возрождения Польши" 5-й степени (06.10.1973); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951). * * * Список известных воздушных побед А. Е. Боровых:
Из материалов прессы военных лет:
|