Родился 30 октября 1921 года в городе Курске (ныне административный центр
Курской области). В 1936 году окончил 7 классов средней школы. Работал шофёром. В 1937 году
окончил Курский аэроклуб. С января 1940 года в рядах Красной Армии. В январе 1941 года
окончил Чугуевскую военную авиационную школу пилотов, с сентября 1941 года находившейся в
эвакуации в городе Чимкенте (ныне Шымкент, Республика Казахстан), служил лётчиком-инструктором.
С декабря 1941 года сержант А. Е. Боровых в действующей армии. Около
месяца воевал в составе Отдельной истребительной авиационной группы ПВО Харькова, летал
на И-16. В январе 1942 года направлен в 728-й ИАП. Боевую работу начал на Северо-Западном
фронте (в составе 8-й САД, 7-й САД и ВВС 3-й Ударной армии), летая на И-16. С 15 мая 1942
года воевал на Калининском фронте (в составе 212-й САД и 256-й ИАД, 3-й Воздушной армии),
летая на И-16 и Як-7Б. В сентябре 1942 года переведён в 157-й ИАП (той же 256-й ИАД, ВВС
Калининского фронта), где летал на ЛаГГ-3 и Як-7.
К 18 марта 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного
полка (256-я истребительная авиационная дивизия, 3-я Воздушная армия, Калининский фронт)
младший лейтенант А. Е. Боровых совершил 328 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 8
самолётов противника лично и 19 в составе группы (по данным наградного листа - 12 лично и
14 в группе). За эти подвиги был представлен к высшей награде страны.
С 8 мая 1943 года воевал на Центральном фронте (в составе 273-й ИАД, 6-го
ИАК, 16-й Воздушной армии), летая на Як-7Б. 31 мая 1943 года был ранен в левую ногу. После
короткого лечения продолжил боевую работу. С июля 1943 года в полк стали поступать и
самолёты Як-9. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостон
звания Героя Советского Союза, с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1077).
С 20 октября 1943 года воевал на Белорусском фронте, который 17 февраля
1944 года был переименован в 1-й Белорусский фронт. С 1 апреля 1944 года боевой работы не
вёл: полк находился в резерве 16-й Воздушной армии. и проходил переформирование. С 6 июня
1944 года в 8-м ЗИАП Приволжского военного округа (Саратовская область) переучивался на
новую технику. С 24 июня 1944 года приступил к боевой работе на 1-м Белорусском фронте (в
составе 234-й ИАД, 16-й Воздушной армии), летая на Як-3.
К 1 ноября 1944 года командир эскадрильи капитан А. Е. Боровых выполнил
ещё 96 боевых вылетов на истребителях Як-7, Як-9, Як-1 и Як-3. Проведя 49 воздушных боёв,
лично сбил 20 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля
1945 года удостоен звания дважды Героя Советского Союза с вручением второй медали "Золотая
Звезда" (№ 62/II).
20 февраля 1945 года лётчики полка передали самолёты Як-3 в другие части
и убыли в город Львов для получения истребителей Як-9М. С 26 марта 1945 года вернулись на
1-й Белорусский фронт и возобновили боевую работу (в составе 234-й ИАД, 6-го ИАК, 16-й Воздушной
армии).
К 9 мая 1945 года майор А. Е. Боровых совершил 475 боевых вылетов, провёл
113 воздушных боёв, сбил лично 27 и в составе группы 17 самолётов противника (в наградных
материалах указывается на 32 личные и 14 групповых побед).
Сразу после окончания войны был откомандирован в Высшую офицерскую школу
воздушного боя в подмосковные Люберцы, где во главе 9 лётчиков - Героев Советского Союза
(А. Е. Боровых, В. Н. Кубарев, С. А. Кузнецов, А. Г. Кулиев, В. И. Меркулов, П. И. Муравьёв,
Н. С. Павлушкин, Н. И. Свитенко и И. В. Фёдоров), готовил торжественный пролёт группы "Яков"
при проведении Парада Победы над Красной площадью. К сожалению, воздушная часть парада была
отменена из-за погодных условий.
Затем до июня 1946 года продолжал службу в ВВС заместителем командира по
лётной части 157-го ИАП (в Германии), летал на Як-9М. С июня по декабрь 1946 года -
командир 233-го ИАП (в Германии), где летал на Як-3. В 1951 году окончил Военно-Воздушную
академию (в Монино). В июне 1951 года назначен заместителем командира 9-й ИАД (в Московском
военном округе), летал на МиГ-15. С декабря 1951 года служил в авиации ПВО. С марта 1952
года по ноябрь 1955 года - командир 98-й Гвардейской ИАД ПВО (в Московском районе ПВО, с
1954 года - в Московском округе ПВО), летал на МиГ-15 и МиГ-17.
В 1957 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального
штаба). В ноябре 1957 - октябре 1958 гг. - командир 88-го ИАК ПВО (в Московском округе ПВО).
С октября 1958 года - 1-й заместитель командующего, а в августе 1959 - мае 1960 гг. - командующий
52-й Воздушной истребительной армией (штаб - в Москве), летал на МиГ-17 и МиГ-19.
В мае 1960 - августе 1963 гг. - командующий авиацией Московского округа
ПВО. В августе 1963 - июле 1968 гг. - командующий 11-й Отдельной армией ПВО (штаб - в
городе Хабаровске). В июле 1968 - августе 1969 гг. - командующий 8-й Отдельной армией ПВО
(штаб - в городе Киеве, Украина). В августе 1969 - апреле 1977 гг. - командующий авиацией
ПВО страны. В 1977-1988 гг. - военный консультант Института военной истории Министерства
обороны СССР. С апреля 1988 года генерал-полковник авиации А. Е. Боровых - в отставке.
Жил в Москве. 7 ноября 1989 года погиб в результате несчастного случая. Похоронен на
Новодевичьем кладбище (участок 11).
Бронзовый бюст А. Е. Боровых установлен в Курске, где его именем названа
улица и средняя школа № 9.
Награждён орденами: Ленина (24.08.1943, 31.10.1967), Красного Знамени
(22.06.1942, 06.11.1942, 09.07.1943, 31.07.1945, 22.02.1955), Александра Невского (22.06.1944),
Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (26.10.1955, 29.10.1971,
16.02.1982), "За службу Родине в Вооружённых Силах ВС СССР" 3-й степени (30.04.1975),
"Виртути Милитари" 5-й степени (06.04.1946, Польша), "За боевые заслуги" (06.07.1971,
Монголия), "Возрождения Польши" 5-й степени (06.10.1973); медалями, в том числе "За
боевые заслуги" (19.11.1951).
* * *
Список известных воздушных побед А. Е. Боровых:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
16.02.1942 | 1 Хш-126 (в группе 1/3) | Холм | И-16 |
18.02.1942 | 1 Хш-126 (в группе 1/3) | Горы Липовые - Горбуши |
25.02.1942 | 1 Хш-126 (в группе 1/3) | западнее Холм |
28.02.1942 | 1 Ю-52 (в группе 1/4) | Чекуново |
03.03.1942 | 1 До-215 (в группе 1/4) | Верхний Ополец |
07.03.1942 | 1 Ю-88 (в паре) | юго-западнее Холм |
08.03.1942 | 1 Ю-52 (в паре) | севернее Холм |
1 Ю-88 (в группе 1/3) | юго-западнее Холм |
06.04.1942 | 2 Ю-52 (в группе 2/3) | северо-западнее Холм |
02.07.1942 | 1 Ю-88 (в группе 1/4) | Корниловка - Воронино |
04.07.1942 | 3 Ю-88 (в группе 3/6) | юго-восточнее Белый |
3 Ме-109 (в группе 3/6) |
06.07.1942 | 1 Ме-109 | Белый |
20.08.1942 | 1 Ю-88 | восточнее аэродром Ржев |
1 Ю-88 (в группе 1/?) |
1 Ю-88 (в группе 1/?) | юго-западнее Ржев |
25.08.1942 | 1 Ю-88 | Знаменское |
28.08.1942 | 1 Ме-109 | Лазарево - Ковынево | Як-7Б |
1 Ме-109 | Тимофеево - Лазарево |
31.08.1942 | 1 Ю-88 | Зубров |
10.09.1942 | 1 Ме-109 | южнее Тавлино |
11.09.1942 | 1 Ю-87 | Михеево |
31.05.1943 | 1 ФВ-190 | Поныри | Як-9 |
05.07.1943 | 1 ФВ-190 | Лутовиново | Як-7Б |
06.07.1943 | 1 ФВ-190 | Малоархангельск |
1 ФВ-190 | Архарово |
03.08.1943 | 1 ФВ-190 | юго-восточнее Шарыкино |
04.08.1943 | 1 Ю-87 | Драгунская |
05.08.1943 | 1 Ю-87 | Кутафино |
23.02.1944 | 1 ФВ-190 | Костяшево | Як-9 |
08.03.1944 | 1 Хш-126 | восточнее Борец |
28.03.1944 | 1 ФВ-190 | восточнее Следюки |
04.05.1944 | 1 ФВ-190 | юго-восточнее Раслув | Як-1Б |
20.07.1944 | 1 Хе-111 | Целеконица |
08.08.1944 | 1 ФВ-190 | Козелек-Мейский | Як-3 |
09.08.1944 | 1 ФВ-190 | Наймовица |
12.08.1944 | 1 ФВ-190 | восточнее Бжуза |
1 ФВ-190 | юго-западнее Варка |
07.10.1944 | 1 ФВ-190 | северо-западнее Яблонна |
14.10.1944 | 1 Ме-109 | западнее Хотомов |
21.10.1944 | 1 ФВ-190 | Дембе |
1 Ме-109 | южнее Насельск |
16.04.1945 | 1 ФВ-190 | северо-западнее Оберсдорф | Як-9 |
Всего сбитых самолётов - 29 + 19; боевых вылетов - 475; воздушных боёв - 113.
|
Из фотоматериалов разных лет:
Из материалов прессы военных лет: