24 августа 1943 года в послеобеденное время шестёрка "Аэрокобр" 16-го
Гвардейского ИАП, которая во главе с капитаном Г. А. Речкаловым патрулировала в районе
Сухой Крынки, встретила в районе Колпаковки один ФВ-189. В атаку на "Раму" пошла пара
младших лейтенантов В. П. Цветкова и В. А. Берёзкина. При этом атаку на ФВ-189 производил
именно Цветков, а Берёзкин прикрывал своего ведущего. Немец заметил атакующие истребители
и, выходя из-под удара, сделал переворот через крыло. После атаки Речкалов и Цветков увидели
"Аэрокобру", которая в беспорядочном падении рухнула на землю юго-восточнее Колпаковки.
При этом ФВ-189 больше нигде не было видно, зато советские лётчики наблюдали падение
отдельных частей самолёта, приняв их за обломки "Фокке-Вульфа".
Как выяснилось вскоре, в бою Берёзкин получил ранение в руку с повреждением
кости и выпрыгнул с парашютом. При этом при оставлении кабины штопорящей машины он
ударился левой ногой о стабилизатор своего самолёта. Приземлился он в расположении
танкистов 4-го Гвардейского мехкорпуса, которые доставили раненого лётчика в его часть.
После этого его отправили в госпиталь, откуда вернулся в полк спустя почти 3 месяца. В
оперативных документах 16-го Гвардейского ИАП сказано, что Берёзкин сбил ФВ-189, но нет
ни слова о таране. Также ничего о таране или столкновении нет и в наградных документах,
где сказано, что он "произвёл атаку сверху сзади с дистанции 120 метров, сочетая огонь
с маневром, меткой очередью сбил ФВ-189". Правда, о столкновении говорится в сводках
8-й Воздушной армии. Об этом вспоминали в своих мемуарах А. И. Покрышкин и Герой Советского
Союза Г. Г. Голубев, при этом Александр Иванович писал именно о непреднамеренном таране
В. А. Берёзкина. По словам отличившегося лётчика, двое членов экипажа "Рамы" выпрыгнули с
парашютами, а в наградном документе для красоты картины ещё и добавлено, что немецкий
экипаж взят в плен советскими войсками. Это был не единственный подобный эпизод в тот
день, однако второй случай принёс гораздо меньше положительных эмоций.
|
В вечернее время звено "Аэрокобр" 9-го Гвардейского ИАП во главе со
старшим лейтенантом В. Д. Лавриненковым патрулировало в районе Марфинская - Анастасиевка,
расчищая воздух в интересах групп Ил-2. При возвращении с боевого задания лётчики
встретили в районе Матвеев Курган одиночный ФВ-189. Ведущий четвёрки в паре со старшим
лейтенантом Н. Н. Тарасовым атаковал "Раму" и в ходе второго захода, когда советские
лётчики подошли к немцу сзади на близкую дистанцию, Лавриненкову удалось сбить противника.
Однако при выходе из атаки "Аэрокобра" получила очередь воздушного стрелка уже падающего
ФВ-189. Самолёт Лавриненкова пошёл к земле, и лишь с высоты 300 метров лётчик покинул
гибнущую машину с парашютом, приземлившись юго-западнее Матвеев Кургана. Сослуживцы
видели, как Лавриненков сбросил парашют, побежал в северо-восточном направлении и скрылся
в находящихся там сараях. Сам же дважды Герой Советского Союза в своих мемуарах описал этот
едва не ставший для него фатальным бой с "Рамой" несколько иначе:
"Наш славный командир Лев Шестаков всегда требовал, чтобы мы стреляли
по врагу только с короткой дистанции. На предельной скорости я преследовал "Раму".
Повторяя её извилистую линию, хотя это было нелегко, я включил тумблеры всех огневых
средств. 26 вражеских самолётов сбил я уже в воздухе, а этот избежал трассы на глазах у
моих командиров. Ударю же его так, чтобы разлетелся вдребезги!
До "Фокке-Вульфа" оставалось метров 50 - 70. Я выдержал ещё секунду.
Трассы прошили оба фюзеляжа. Стрелок не ответил. Дальше всё совершалось будто само собой.
Я хотел обойти "Раму". Но то ли мой самолёт развил столь большую скорость, что я не успел
отвернуть в сторону, то ли "Рама", потеряв управление, непроизвольно скользнула туда же,
куда сворачивал я. А может, причиной всему был необычно широкий фюзеляж "Фокке-Вульфа".
Только нам двоим не хватило места, чтобы разминуться...
Крылом "Аэрокобры" я задел хвостовое оперение "Рамы". От удара меня бросило
вперёд. Грудью натолкнулся на ручку управления, головой ударился о прицел. Мой самолёт с
одним крылом (второе отломилось), переворачиваясь, падал к земле. От резких движений при
падении я очнулся. Правой рукой сильно нажал на аварийный рычаг. Дверцу словно вырвало
ветром. Попробовал продвинуться к отверстию, помешали ремни. Освободившись от них, я
вывалился на крыло. Струей воздуха меня смело с него. Рука машинально нащупала спасительное
кольцо. Парашют раскрылся. Я повис над землей, которая будто застыла в удивленном ожидании".
Как видно из мемуаров, сам Лавриненков считал причиной потери своей
"Аэрокобры" столкновение с корректировщиком, однако ни в оперативных документах дивизии и
армии, ни в составленных позднее отчётах о непроизвольном таране не упоминается. Там сказано,
что выходя из атаки Лавриненков был сбит воздушным стрелком ФВ-189. В 6-й Гвардейской ИАД
Лавриненков был на хорошем счету, и его хорошо знали не только в своем полку. Поэтому уже
на следующий день на его поиски летали не только однополчане, но и штатные разведчики
дивизии - 31-й Гвардейский ИАП. Однако поиски результата не дали. Сослуживцы не знали,
что лётчик уже попал в руки врага. Впрочем, Лавриненкову позднее повезло - в ходе его
транспортировки в лагерь он выпрыгнул с поезда и попал к партизанам. Провоевав некоторое
время в партизанском отряде, он дождался прихода советских войск и в конце сентября
вернулся в полк.
Что же говорят немецкие документы о победах Лавриненкова и Березкина над
разведчиками-корректировщиками? Увы, столь значительных успехов, как гибель самолётов и
прыжки экипажей с парашютами данные Люфтваффе не подтверждают. Согласно ним, в этот день
в воздушных боях досталось двум "Фокке-Вульфам" из отряда 5.(H)/11, входившего в состав
NAGr.1. Один из них, ФВ-189A-2 Trop Wnr.2366, получил 25% повреждения, а ФВ-189A-3 Wnr.2158
пострадал на 10%. При этом ни о каких столкновениях в немецких документах не сказано.
Причина обеих потерь - обстрел из бортового вооружения. Ведя поединки с советскими
истребителями получили ранения воздушные стрелки обеих машин - обер-ефрейтор Г. Шульц
(Heinz Schulz) и обер-ефрейтор В. Боллен (Willi Bollen) соответственно. Однако стоит
заметить, что с советской стороны заявки на сбитые в этот день корректировщики были не
только у Лавриненкова и Берёзкина. Ещё в утренние часы пара младших лейтенантов И. И.
Бабака и В. Н. Караваева из 100-го Гвардейского ИАП доложила о сбитом в районе Анастасиевки
ФВ-189. По мнению автора, предпочтительнее выглядит версия, согласно которой одну из
"Рам" подбил Лавриненков, а вторая была на счету пары Бабака - как покажут бои в
последующие дни, Иван Бабак станет неплохим специалистом в охоте на ФВ-189 из NAGr.1.
Как видно из вышеописанных событий 24 августа, между NAGr.1 и "Аэрокобрами"
Гвардейских полков 8-й Воздушной армии произошёл своеобразный обмен - на 2 повреждённых
"Фокке-Вульфа" пришлась потеря 2-х истребителей. Это в очередной раз показывало, что
самолёт ФВ-189 был трудным и живучим противником, который к тому же мог неплохо за себя
постоять в бою. Высоко оценили действий экипажей ФВ-189 и штабы советских истребительных
частей. Так, в отчёте 6-й Гвардейской ИАД за август писалось следующее: "Отмечается
относительно высокая подготовка лётчиков ФВ-189, которые, используя значительную
облачность или заход со стороны солнца, проявляли высокую осмотрительность в воздухе.
Обычно из-под атаки наших истребителей эти самолёты противника уходили резким пикированием,
часто с переворотом в сторону солнца".