Белясник Пётр Никифорович
Родился 21 декабря 1917 года в селе Вовна (ныне Шосткинский район Сумской области Украины). В 1929 году семья переехала в Хакасию, в улус Толчея (Боградского района). Там в 1933 году окончил 6 классов школы крестьянкой молодежи, работал с родителями в местном совхозе. В 1934 году семья переехала в Азербайджан, работали на сезонных работах в совхозе у города Куба. В 1935 году, после смерти отца, с матерью и сестрой переехал в город Махачкал (Дагестан). Поступил работать плотником на завод № 182 (ныне - ОАО "Дагдизель") в соседнем городе Каспийск. В 1936 году окончил фабрично-заводское училище (ФЗУ), работал токарем по металлу на том же заводе. Одновременно занимался в Махачкалинском аэроклубе. С 4 февраля 1939 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Случил в частях ВВС Западного особого военного округа. С 22 июня 1941 года лейтенант П. Н. Белясник в действующей армии: в должности адъютанта эскадрильи 126-го ИАП (позже был командиром эскадрильи, штурманом и заместителем командира полка). Боевую работу начал на Западном фронте (в составе 9-й САД и ВВС 21-й Армии), летал на МиГ-3. 13 сентября 1941 года полк убыл с фронта на доукомплектование. В 27-м ЗИАП (ВВС Архангельского военного округа) освоил американские истребители "Томагаук". С 12 октября 1941 года вёл боевую работу в составе 6-го ИАК ПВО (Московская зона ПВО, с 5 апреля 1942 года - Московский фронт ПВО). Осуществлял прикрытие города и военных объектов Москвы с воздуха, помимо выполнения задач ПВО вылетал на прикрытие наземных войск, штурмовку войск противника. В мае 1942 года полк был перевооружён на истребители "Киттихаук". 28 августа 1942 года полк был передан из ПВО в ВВС КА и приступил к боевой работе на Сталинградском фронте (в составе 268-й ИАД, 8-й Воздушной армии). 12 сентября 1942 года возвращён в состав 6-го ИАК ПВО (Московский фронт ПВО). К февралю 1943 года штурман 126-го истребительного авиационного полка (6-й истребительный авиационный корпус, Войска ПВО страны) капитан П. Н. Белясник совершил 250 боевых вылетов, в 78 воздушных боях сбил лично 8 и в составе группы 21 самолёт противника (в наградном листе говорится о 9 личных и 17 групповой победах). Участвовал в оборонительных боях в Белоруссии, обороне Москвы, Сталинградской битве. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 927). 27 февраля 1943 года, в газетах появилась заметка о том, что лётчики 6-го ИАК ПВО П. Н. Белясник и Н. С. Самохвалов внесли на постройку новых самолётов 45 тысяч рублей из своих личных сбережений. При этом, лётчики обратились с просьбой передать построенные самолёты лично им. Просьба была выполнена (на именном истребителе Ла-5Ф с бортовым номером "40" майор П. Н. Белясник летал до февраля 1945 года). 9 июня 1943 года, в связи с преобразованием 6-го ИАК ПВО в 1-ю Воздушную истребительную армию Московского фронта ПВО, 126-й ИАП вошёл во вновь сформированную в составе этого объединения 320-ю ИАД ПВО. 4 июля 1943 года Московский фронт ПВО был преобразован в Особую Московскую армию ПВО (в составе Западного фронта ПВО). 1 октября 1943 года полк был исключён из действующей армии. 28 июля 1944 года передан в состав 317-й ИАД ПВО (1-й ВИА ОМА ПВО, Северного фронта ПВО). 4 октября 1944 года полк вновь был включён в состав действующей армии. Вошёл в 106-ю ИАД ПВО (2-го корпуса ПВО, Северного фронта ПВО), 25 октября 1944 года - 124-ю ИАД ПВО (79-й дивизии ПВО, Северного фронта ПВО). Осуществлял несение дежурства на земле (боевых вылетов не совершал). 24 декабря 1944 года включён в состав войск Западного фронта ПВО 2-го формирования (преобразован из Северного фронта ПВО). К 9 мая 1945 года заместитель командира 126-го истребительного авиационного полка ПВО (Западного фронта ПВО) майор П. Н. Белясник совершил 423 боевых вылета, число воздушных боёв и побед не изменилось. После окончания войны продолжал служить в ВВС. С июля 1945 года работал лётчиком-испытателем в Государственном Краснознамённом Научно-Испытательном институте ВВС (ГК НИИ ВВС): Управление моторов и топлив (УМТ), с 1953 года - 1-й Отдел, с 1961 года - 1-е Управление). Провёл госиспытания СР-2 (1954 год), Як-27Р (1958 год), Як-25РВ-I (1961 год). Участвовал в госиспытаниях Ил-10М (1953 год). С 18 января 1962 года "Заслуженный лётчик-испытатель СССР". С 13 июля 1964 года полковник П. Н. Белясник - в запасе. Жил в посёлке Чкаловский (в черте города Щёлково) Московской области. Умер 4 июля 2000 года. Похоронен в Москве, на Николо-Архангельском кладбище. В посёлке Чкаловский на доме, в котором жил Герой, установлена мемориальная доска. Награждён орденами: Ленина (28.04.1943), Красного Знамени (09.08.1941), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Красной Звезды (30.04.1954, 29.04.1957); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (20.06.1949). * * * Список известных воздушных побед П. Н. Белясника:
Из материалов прессы военных лет:
|