Баранов Михаил Семёнович
Родился 16 ноября 1921 года в деревне Дроветчино (ныне Смоленский район Смоленской области). Окончил 7 классов средней школы. Работал в колхозе и учился в Смоленском аэроклубе. С 16 апреля 1940 года в рядах Красной Армии. В 1940 году окончил Чугуевскую военную авиационную школу и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. В этой должности встретил начало Великой Отечественной войны. С 25 декабря 1941 года сержант М. С. Баранов в действующей армии: в должности пилота 728-го ИАП. Боевую работу начал с 16 января 1942 года на Северо-Западном фронте (в составе 8-й САД и 7-й САД, с 10 февраля - ВВС 3-й Ударной армии), летая на И-16. С 15 мая 1942 года воевал на Калининском фронте (в составе 212-й САД / 256-й ИАД, 3-й Воздушной армии). В сентябре 1942 года переведён командиром звена в 157-й ИАП (той же 256-й ИАД, ВВС Калининского фронта), где летал на ЛаГГ-3 и английском "Харрикейне". В марте 1943 года полк был отправлен на аэродром Чкаловское (Московский военный округ), для доукомплектования личного состава и освоения новой техники. 8 мая 1943 года приступил к боевой работе на Центральном фронте (в составе 273-й ИАД), летая уже на Як-7Б. К 20 мая 1943 года командир звена 157-го истребительного авиационного полка (273-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, Центральный фронт) младший лейтенант М. С. Баранов совершил 276 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично и в составе группы 10 самолётов противника (в наградном листе говорится о 12 личных и 9 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1067). После окончания Курсов усовершенствования офицерского состава (КУОС), с сентября 1943 года старший лейтенант М. С. Баранов продолжил боевую работу на Белорусском и 1-м Белорусском фронтах, летая на Як-1Б. С 1 апреля 1944 года полк находился в резерве 16-й Воздушной армии, проходил очередное переформирование и переучивался на новую технику. 24 июня 1944 года продолжил боевую работу на 1-м Белорусском фронте (в составе 234-й ИАД, 16-й Воздушной армии), летая на Як-3. 20 февраля 1945 года лётный состав полка убыл в город Львов для получения новой техники. С 26 марта 1945 года возобновил боевую работу, летая уже на Як-9М. К 9 мая 1945 года командир эскадрильи 157-го истребительного авиационного полка (234-я истребительная авиационная дивизия, 6-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) майор М. С. Баранов совершил 437 боевых вылетов, провёл 85 воздушных боёв, сбил лично 26 и в составе группы 3 самолёта противника. Сам за годы войны четырежды был ранен и один раз контужен. 27 июля 1945 года уволился в запас по состоянию здоровья с должности штурмана 157-го ИАП. До декабря 1945 года жил в городе Смоленске (административный центр Смоленской области). Затем работал инструктором Осоавиахима в Московской области, после чего вернулся в родные края, устроился в колхоз кладовщиком, позднее - инструктором Смоленского областного комитета ДОСААФ. В 1953 году уехал в Сибирь, работал хозяйственным десятником, плотником на строительстве машинно-тракторной станции в Читинской области. Осенью 1956 года перебрался с женой в Молдавию. С 1957 года обосновался в городе Горьком (ныне Нижний Новгород). Работал токарем на авиационном заводе имени Орджоникидзе. Умер 9 февраля 1993 года. Похоронен в Нижнем Новгороде, на Ново-Сормовском кладбище. Награждён орденами: Ленина (24.08.1943), Красного Знамени (22.06.1942, 06.11.1942, 09.07.1943), Отечественной войны 1-й степени (22.05.1944, 11.03.1985); медалями. * * * Список известных воздушных побед М. С. Баранова:
|