Баранов Михаил Дмитриевич
Родился 21 октября 1921 года в деревне Горки (ныне Кингисепский район Ленинградской области). В 1937 году окончил 8 классов средней школы в деревне Выскатка (Сланцевский район Ленинградской области). Работал учеником, затем токарем на Кировском заводе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в октябре 1938 года окончил Ленинградский центральный аэроклуб. 1 января 1939 года добровольно вступил в рядых Красной Армии. В октябре 1940 года окончил Чугуевскую военную авиационную школу лётчиков в звании младшего лейтенанта. Служил младшим лётчиком в 21-м ИАП (6-я САД, ВВС Прибалтийского военного округа). В мае 1941 года переведён командиром звена в 183-й ИАП, который начал формироваться в Западном Особом военном округе (город Вилейка). С сентября 1941 года в действующей армии. Боевую деятельность начал в составе того же 183-го ИАП (65-я АД, ВВС Южного фронта), летая на МиГ-3. 23 сентября 1941 года полк вошёл в состав 5-й Резервной авиагруппы РСВГК, сформированной на основе 65-й АД. В феврале 1942 года назначен заместителем командира эскадрильи. С 18 марта по 5 июля 1942 года боевой работы не вёл (полк был выведен с фронта на доукомплектование и переучивание на новую технику). С 6 июля 1942 года нёс боевое дежурство, выполняя задачи ПВО объектов Юго-Западного фронта. 13 июля 1942 года полк был включён в состав 269-й ИАД (8-я ВА) и приступил к боевой работе на Сталинградском фронте, летая уже на Як-1. К августу 1942 года заместитель командира эскадрильи 183-го истребительного авиационного полка (269-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная армия, Сталинградский фронт), старший лейтенант М. Д. Баранов совершил 176 боевых вылетов, в воздушных боях сбил 15 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1942 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 578). 6 августа 1942 года в районе города Котельников (Сталинградская область) в воздушном бою с превосходящими силами противника таранил вражеский истребитель. Сам приземлился на парашюте, повредил ногу и позвоночник, был отправлен на лечение. В сентябре 1942 года назначен штурманом полка. В октябре 1942 года направлен штурманом в 9-й Гвардейский ИАП (268-я ИАД), где продолжал летать на Як-1. Из-за полученных ранее ран часто болел. В ноябре 1942 года был отправлен в госпиталь. 15 января 1943 года вернулся в полк с медицинским заключением: "Подлежит амбулаторному лечению в части, к полётам временно не допускать". 17 января 1943 года Гвардии капитан М. Д. Баранов добился разрешения подняться в воздух. В первом вылете отказал один из приборов. Тогда он вылетел на другом самолёте. Во время выполнения фигуры высшего пилотажа самолёт вдруг накренился, перевернулся на спину, упал на землю и взорвался. Лётчик погиб. Всего за годы войны совершил около 200 боевых вылетов, провёл около 70 воздушных боёв, в которых сбил лично 23 самолёта противника. Изначально похоронен в городе Котельниково (Волгоградская область). После войны перезахоронен в Волгограде на Мамаевом кургане. Именем М. Д. Баранова названа улица в Волгограде. Его имя увековечено в памятном мемориале Кировского завода. В городе Сланцы (Ленинградская область) и деревне Выскатка (Сланцевский район) на здании школы, в которой он учился, установлены мемориальные доски. Награждён орденами: Ленина (12.08.1942), Красного Знамени (05.11.1941, 06.11.1941). * * * Список известных воздушных побед М. Д. Баранова:
|