Ащаулов Дмитрий Николаевич
Родился в 1915 году в городе Глухове (ныне город областного значения Сумской области Украины). Окончил среднюю школу. С октября 1932 года в рядах Красной Армии. В 1936 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. С 10 декабря 1941 года лейтенант Д. М. Ащаулов в действующей армии. По 13 мая 1942 года воевал в составе 684-го ББАП (ВВС Западного и Калининского фронтов), выполнил 50 боевых вылетов на СБ. Затем переучился на лётчика-истребителя. С октября 1942 года старший лейтенант Д. М. Ащаулов - командир звена 1-го Гвардейского ИАП, который на аэродроме авиазавода № 301 (город Химки, Московской области) получал и осваивал новую технику. С 23 ноября 1942 года приступил к боевой работе на Калининском фронте (в составе 209-й ИАД, 2-го ИАК, 3-й Воздушной армии), летая на Як-7Б, в должности командира эскадрильи. С 31 декабря 1942 года полк временно действовал на Волховском фронте, куда был передан для усиления 14-й Воздушной армии, участвовал в операции "Искра" (прорыв блокады Ленинграда). 24 февраля 1943 года возвращён на Калининский фронт (в состав 3-й Воздушной армии). С 30 апреля 1943 года боевой работы не вёл: полк находился в Резерве СВГК, занимался по плану учебно-боевой подготовки, пополнялся новой техникой. С 26 мая 1943 года воевал уже на Воронежском фронте (в составе 2-й Воздушной армии), летая на Як-7Б и Як-1Б. С 28 июня 1943 года действовал на Западном фронте (в составе 1-й Воздушной армии), с 28 июня 1943 года - на Брянском фронте (в составе 15-й Воздушной армии). 20 августа 1943 года полк был выведен в Резерв СВГК на доукомплектование. С 16 октября 1943 года приступил к боевой работе на Калининском фронте, который 20 октября 1943 года был переименован в 1-й Прибалтийский фронт (в составе 3-й Воздушной армии), летая на Як-1Б. С января 1944 года полк проходил очередное переформирование и занимался по плану учебно-боевой подготовки, а 16 марта 1944 года был выведен в Резерв СВГК на доукомплектование. В апреле 1944 года Гвардии капитан Д. М. Ащаулов был осуждён судом Военного трибунала на 10 лет, с отсрочкой исполнения приговора до окончания войны. Он был обвинён в том, что его эскадрилья, сопровождая наши бомбардировщики, не обеспечила безопасность командира бомбардировочного полка, сбитого огнём артиллерии противника. Был понижен в должности до рядового лётчика и переведён в 402-й ИАП (3-й ИАК). 28 апреля 1944 года был ранен в ногу. С 17 июня 1944 года воевал на 3-м Белорусском фронте (в составе 265-й ИАД, 1-й Воздушной армии), летая на Як-1Б. С 10 сентября 1944 года боевой работы не вёл: полк находился в Резерве СВГК, в 8-м ЗИАП Приволжского военного округа (посёлок Багай-Барановка) переучивался на новую технику. 20 ноября 1944 года приступил к боевой работе на 1-м Белорусском фронте (в составе 16-й Воздушной армии), летая на Як-3. К концу 1944 года судимость с Д. Н. Ащаулова была снята, он был восстановлен в звании и должности. 6 марта 1945 года командир эскадрильи 402-го истребительного авиационного полка (265-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный корпус, 16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии капитан Д. Н. Ащаулов погиб в воздушном бою в районе Штаргарда. Согласно оперативной сводки штаба 402-го ИАП: "Гвардии капитан Ащаулов и его ведомый лейтенант Радчиков в 19:25 встретили 12 ФВ-190, с которыми вели бой на высоте 3000 метров. В процессе боя лейтенант Радчиков вышел из боя вследствие того, что выпали шасси. Гвардии капитан Ащаулов один вёл бой с численно превосходящим противником, был атакован тремя ФВ-190 и сбит. Самолёт Як-3 № 2319 упал в 5 - 6 км восточнее Штаргарда". Всего совершил 183 боевых вылета, провёл более 50 воздушных боёв, сбил лично 20 и в составе группы 2 самолёта противника. Награждён орденами: Красного Знамени (30.06.1943, 10.12.1943, 18.01.1945), Александра Невского (29.03.1945), Отечественной войны 1-й степени (06.08.1943). * * * Список известных воздушных побед Д. Н. Ащаулова:
|