1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Архипенко Фёдор Фёдорович

44 победы

(29 + 15)
Архипенко Фёдор Фёдорович
  Флаг ВВС

Родился 30 октября 1921 года в деревне Авсимовичи (ныне Бобруйский район Могилёвской области Республики Беларусь). В 1922-1933 гг. жил в селе Поболово (ныне Рогачёвский район Гомельской области Республики Беларусь), с 1933 года - в городе Бобруйске. В 1938 году окончил 9 классов школы и городской аэроклуб. С 23 ноября 1938 года в рядах Красной Армии, призван Бобруйским РВК (Могилёвская область). В 1940 году окончил Одесскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях ВВС Киевского особого военного округа.

С 22 июня 1941 года младший лейтенант Ф. Ф. Архипенко в действующей армии: в составе 17-го ИАП, был лётчиком и командиром звена. Боевую работу начал на Юго-Западном фронте (в составе 14-й САД), летая на И-153. 3 июля 1941 года полк был выведен с фронта на доукомплектование и переучивание. В 11-м ЗИАП Северо-Кавказского военного округа (город Ростов-на-Дону) проходил переформирование и осваивал новую технику. 10 августа 1941 года приступил к боевой работе на Юго-Западном фронте (в составе 16-й ИАД и 63-й САД), летая уже на ЛаГГ-3. С 10 декабря 1941 года боевой работы не вёл (полк занимался по плану учебно-боевой подготовки). С 20 декабря 1941 года возобновил боевую работу на Юго-Западном фронте (в составе ВВС 40-й Армии). С 12 мая 1942 года воевал на Брянском фронте (в составе 205-й ИАД, 2-й Воздушной армии), с 7 июля 1942 года - уже на Воронежском фронте. В августе и сентябре 1942 года для восполнения потерь матчасти полк получил несколько самолётов Як-1 и 4 американских истребителя "Аэрокобра". С октября 1942 года воевал снова на Юго-Западном фронте (в составе 2-й Воздушной армии). В декабре 1942 года полк вывели с фронта на очередное доукомплектование.

В январе 1943 года Фёдора Архипенко перевели 508-й ИАП (той же 205-й ИАД), где он был заместителем командира и командиром эскадрильи. В январе 1943 года в воздушном бою ранен в правое плечо. С 27 марта 1943 года в 13-м ЗИАП Приволжского военного округа (город Кузнецк) полк проходил переформирование и перевооружался на новую технику. С 8 мая 1943 года приступил к боевой работе на Воронежском фронте, летая на Як-7Б. В июне 1943 года при бомбардировке вражеской авиацией аэродрома был ранен в правую руку и правую ногу. 17 июля 1943 года полк убыл в тыл на переучивание и доукомплектование. В 22-м ЗИАП Московского военного округа (город Иваново) проходил переформирование и переучивался на американские истребители "Аэрокобра". 4 октября 1943 года приступил к боевой работе на Степном фронте (в составе 5-й Воздушной армии).

В том же октябре 1943 года Фёдор Архипенко был направлен в 129-й Гвардейский ИАП (той же 205-й ИАД), где был командиром эскадрильи и помощником командира полка, продолжая летать на "Аэрокобре". С 20 октября 1943 года воевал на 2-м Украинском фронте (в составе 5-й Воздушной армии), с 8 июля 1944 года - на 1-м Украинском фронте (в составе 8-й Воздушной армии). Участник боёв за взятие Берлина и освобождение Праги.

К 11 мая 1945 года помощник командира по воздушно-стрелковой службе 129-го Гвардейского истребительного авиационного полка (22-я Гвардейская истребительная авиационная дивизия, 6-й Гвардейский истребительный авиационный корпус, 2-я Воздушная армия, 1-й Украинский фронт) Гвардии майор Ф. Ф. Архипенко совершил 467 боевых вылетов, провёл 102 воздушных боя, в которых сбил лично 29 и в составе группы 15 самолётов противника (в лётной книжке говорится о 30 личных и 14 групповых победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 1945 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 4820).

После окончания войны продолжал служить в ВВС. В июне 1945 года окончил Липецкую высшую офицерскую школу ВВС. В 1945-1946 гг. продолжал службу помощником командира истребительного авиаполка (в Центральной группе войск; Австрия). В 1951 году окончил Военно-Воздушную академию (в Монино). В 1951-1952 гг. - командир учебного авиаполка Сталинградского ВАУЛ (город Новосибирск). В 1952-1955 гг. - лётчик-инспектор и старший лётчик-инспектор по технике пилотирования 58-го ИАК (в Ленинградском военном округе; город Таллин, Эстония). В 1955-1958 гг. - старший лётчик-инспектор в Управлении военных учебных заведений ВВС. В 1958-1959 гг. - старший лётчик-штурман Ейского ВАУЛ. С 31 июля 1959 года Гвардии полковник Ф. Ф. Архипенко - в запасе.

В 1959-1961 гг. работал заместителем начальника и начальником перронной службы аэропорта "Внуково", в 1961-1962 гг. - инженер на оборонном предприятии, в 1962-1963 гг. - техник-инспектор горкома профсоюза на Московском карбюраторном заводе, в 1963-1965 гг. - старший инженер треста "Моссанэлектропром" Главмосстроя, в феврале-сентябре 1965 гг. - старший инженер-экономист Министерства гражданской авиации СССР, в январе-мае 1966 гг. - старший инженер Министерства местной промышленности РСФСР, в 1966-1967 гг. - старший инженер технического управления Центрального союза потребительских обществ, в 1967-1969 гг. - начальник отдела в Министерстве сельского строительства РСФСР.

В 1968 году окончил Московский инженерно-экономический институт. В апреле-августе 1969 года - заместитель начальника отдела Главного управления сельского экспериментального строительства и ремонта Министерства сельского хозяйства СССР, в октябре-декабре 1969 года - старший инженер треста "Союзсвязькомплект" Министерства связи СССР. В 1970-1974 гг. - заместитель начальникам и начальник отдела технической документации, главный инженер проекта и руководитель группы треста "Мособлоргтехстрой" Главмособлстроя. В 1974-1975 гг. - заместитель заведующего отделом учёта и распределения жилой площади Бауманского районного совета депутатов города Москвы. В 1975-1982 гг. - главный инженер проекта и заместитель управляющего треста "Мособлоргтехстрой" Главмособлстроя. С 1982 года - старший инженер по технике безопасности треста "Моссанэлектропром" Главмосстроя. В 2003 году, имея 65 календарных лет стажа, ушёл на пенсию. Жил в Москве. Умер 28 декабря 2012 года, похоронен на Троекуровском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (27.06.1945), Красного Знамени (20.01.1943, 17.07.1944, 25.04.1945), Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), Отечественной войны 2-й степени (26.02.1943), Красной Звезды (26.10.1955); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (20.06.1949).


*     *     *

И-153 из состава 17-го ИАП (14-я САД, Юго-Западный фронт), лето 1941 г.

P-39N-1 Гв. капитана Ф. Ф. Архипенко. 129-й ГИАП, весна 1944 г.


Список известных воздушных побед Ф. Ф. Архипенко:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
28.06.19421  До-215  (в паре)ВязовикЛаГГ-3
08.08.19421  Ме-109Софьино
04.11.19421  До-215  (в паре)Бутурлиновка *
17.01.19431  Ю-88РовенькиЛаГГ-3, Як-7.
03.02.19431  Ме-109  (в паре)северо-западнее аэродром Уразово
28.02.19431  Хш-126  (в паре)Кегичевка
1  ФВ-189Успенское
07.07.19436  Ю-88  (в группе 6/12)Беленихино - ВерхопеньеЯк-7
2  Ме-109  (в группе 2/12)
08.07.19431  Ю-87Сухо-Солотино
2  Хе-111  (в группе 2/6)Покровка
09.07.19431  Ю-87Верхопенье
24.10.19431  Ю-87Чечеливка"Аэрокобра"
30.10.19431  Ю-87Петрополь
15.12.19432  Ю-87южнее Батызман
08.01.19441  Ме-109южнее Вишняковка
10.01.19441  Ю-87Червоновершка
17.01.19441  Ме-109Елено-Косогоровка
19.03.19441  ФВ-190  (в паре)юго-западнее Ямполь
1  ФВ-190южнее Ямполь
21.03.19442  Ю-87Ямполь
26.03.19441  Ю-87Бельцы
30.03.19441  Ю-87Пырлица - Корнешти
15.04.19441  ПЗЛ-24севернее Хелэучешти
17.04.19441  Ме-109южнее Яссы
04.05.19441  ФВ-190северо-западнее Тыргу-Фрумос
07.05.19441  Ме-109Блындешты
30.05.19441  Ме-109Вултуру
31.05.19441  Ме-109Скулени
01.06.19441  Хш-129
02.06.19441  Ю-87Мовилени
06.06.19441  Ме-109южнее высота 197  (район Яссы)
11.08.19441  ФВ-190Ленисица
17.08.19441  ФВ-190севернее Радешки
17.01.19451  ФВ-190южная окраина Ченстохова

      Всего сбитых самолётов - 29 + 15;  боевых вылетов - 467;  воздушных боёв - 102.


* По оперативным документам - самолёт противника был подбит ("задымил левый мотор и убиты оба стрелка, но на правом моторе ушёл на свою территорию"), согласно же наградного материала - данный самолёт числится сбитым.

Из фотоматериалов разных лет:

Архипенко Фёдор Фёдорович, 1942 г.

Гвардии майор Ф. Ф. Архипенко (справа) во время разбора полётов, лето 1947 г.

Из лётной книжки Ф. Ф. Архипенко.

Архипенко Фёдор Фёдорович в кабине Як-1 Архипенко Фёдор Фёдорович

Архипенко Фёдор Фёдорович Архипенко Фёдор Фёдорович Архипенко Фёдор Фёдорович

Архипенко Фёдор Фёдорович Архипенко Фёдор Фёдорович Архипенко Фёдор Фёдорович



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.