Родился 20 октября 1920 года в городе Алупка (Крым). Окончил
7 классов и поступил в железнодорожное ФЗУ в Симферополе. После окончания учёбы
работал слесарем в симферопольском железнодорожном депо, одновременно учился в
аэроклубе, который успешно окончил в 1938 году. В Красной Армии с февраля 1939
года. Спустя год, по окончании 1-й Качинской Краснознамённой военной авиационной
школы имени А. Ф. Мясникова, младший лейтенант Амет-Хан Султан недолго служит в
Бобруйске, а с лета 1940 года направлен в 4-й истребительный авиационный полк
(Одесский военный округ), дислоцировавшийся под Кишинёвом, на должность младшего
лётчика.
С 22 июня 1941 года младший лейтенант Амет-Хан Султан на фронтах
Великой Отечественной войны, летал на И-153 на разведку и штурмовку наступающих
войск врага. Оснью 1942 года вместе с другими лётчиками полка переучился на
английские истребители "Харрикейн" (в 22-м запасном авиаполку, город Кинешма).
С начала декабря 1941 года 4-й ИАП действовал в составе 147-й
истребительной авиадивизии ПВО, осуществляя прикрытие городов Ярославль, Рыбинск
и расположенных в районе военных объектов. 31 мая 1942 года одержал свою первую
воздушную победу. Перехватив на подступах к Ярославлю вражеский дальний разведчик
"Юнкерс-88" и израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил его, ударив левым
крылом снизу. При ударе "Харрикейн" Амет-Хана застрял в "Юнкерсе" и лётчику
пришлось воспользоваться парашютом. За этот подвиг он был награждён именными
часами.
С августа 1942 года 4-й ИАП, возвращённый из войск ПВО в состав
ВВС КА, на самолётах Як-7 участвовал в Сталинградской битве. В огненном небе
Сталинграда, он зарекомендовал себя как признанный ас, менее чем за месяц добившись
в воздушных схватках 12 воздушных побед (5 личных и 7 групповых). В конце сентября
1942 года Султан Амет-Хан в числе сильнейших лётчиков Сталинградского фронта был
переведён в состав 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка, в котором
воевал до конца войны. Летая на облегчённом Як-1, к августу 1943 года сбил лично
11 самолётов противника и 19 в группе. Указом Президиума Верховного Совета СССР
от 24 августа 1943 года капитан Амет-Хан Султан удостоен звания Героя Советского
Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1136).
Продолжая боевую работу в составе 9-го ГИАП, с августа 1943 года
летал на американской "Аэрокобре", а после отдыха летом 1944 года пересел на новый
истребитель Ла-7, на котором воевал до конца войны. Всего совершил 603 боевых
вылета (из них 70 - на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150
воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года помощник командира
по воздушно-стрелковой службе 9-го Одесского Краснознамённого Гвардейского истребительного
авиационного полка Гвардии майор Амет-Хан награждён второй медалью "Золотая Звезда"
(№ 66/II).
С августа 1945 года - слушатель Военно-Воздушной академии в
Монино. В апреле 1946 года (по собственному желанию) оставляет учёбу и увольняется
в запас. С февраля 1947 года работает лётчиком-испытателем ЛИИ ВВС. В сентябре
1952 году ему присвоено звание "Лётчик-испытатель 1-го класса", а в сентябре 1961
года - "Заслуженный лётчик-испытатель СССР". За время лётной работы освоил около
100 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. 1 февраля 1971
года погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16,
предназначенной для испытания нового реактивного двигателя.
Награждён тремя орденами Ленина (23.10.1942, 14.02.1943, 24.08.1943),
пятью орденами Красного Знамени (31.06.1942, 15.11.1942, 13.10.1943, 20.04.1945,
1953), орденами Александра Невского (07.04.1944), Отечественной войны 1-й степени
(20.01.1945), Красной Звезды (05.11.1941), "Знак Почёта" (1961) и шестью медалями.
* * *
 |
 |
Список известных воздушных побед Амет-Хана Султана:
Д а т а | Противник | Место падения самолёта или проведения воздушного боя | Свой самолёт |
31.05.1942 | 1 Ю-88 (сбит тараном) | Ярославль | "Харрикейн" |
06.07.1942 | 1 Ме-109 (в гр. 1/10) | Большая Слепуха |
1 Ме-109 (в гр. 1/11) | Ивановка |
08.07.1942 | 4 Ме-109 (в гр. 4/12) | Калабино - Долгуша - Архангельское |
09.07.1942 | 1 Ме-109 (в гр. 1/6) | Ольховка |
10.07.1942 | 1 Ме-109 (в гр. 1/8) | Замятино |
21.07.1942 | 1 Ме-109 | Большая Верейка |
2 Ме-109 (в гр. 2/6) |
1 "Хе-113" (в гр. 1/6) |
23.07.1942 | 1 Ю-87 (в гр. 1/6) | севернее Привалы |
23.08.1942 | 1 Ме-109 | южнее Заплавное | Як-7 |
02.09.1942 | 1 Ме-109 | Красноармейск |
03.09.1942 | 1 Ме-109 | Демидово |
07.09.1942 | 1 Ме-109 | Акатовка |
08.09.1942 | 1 Ме-109 (в паре) | Грачи |
09.09.1942 | 1 Ю-88 (в гр. 1/6) | Садовая |
11.09.1942 | 1 Ю-88 (в гр. 1/7) | Сталинград |
14.09.1942 | 1 ФВ-189 (в паре) | Акатовка |
1 Ю-88 (в гр. 1/9) | северная окраина Сталинград |
1 Ме-109 (в гр. 1/9) | южная окраина Сталинград |
15.09.1942 | 1 Ме-109 (в гр. 1/6) | Рыбзавод (Сталинград) |
1 Ме-109 | Рынок (Сталинград) |
13.12.1942 | 1 Хе-111 | Бузиновка - Петровский | Як-1 |
21.03.1943 | 1 Ме-109 | Батайск |
25.03.1943 | 1 Ю-87 | южнее Койсуг |
1 Ме-109 | южнее аэродром Батайск |
22.07.1943 | 1 Хе-111 | севернее Мариновка |
24.07.1943 | 1 Хе-111 | Куйбышево - Дмитриевка |
20.08.1943 | 2 Ю-87 | Калиновка | "Аэрокобра" |
21.08.1943 | 1 Ю-88 | Успенская |
1 Хе-111 | северо-восточнее Успенская |
02.10.1943 | 1 Ю-88 | Ворошиловка |
06.10.1943 | 1 Ме-109 | Большой Токмак |
10.10.1943 | 1 Ю-87 | Пришиб |
08.02.1944 | 1 Ю-88 | западнее Берислав |
13.03.1944 | 1 Ме-109 | северо-восточнее Очаков |
22.03.1944 | 1 Ю-52 | восточнее Александровка |
24.04.1944 | 1 ФВ-190 | южнее мыс Херсонес |
14.01.1945 | 1 ФВ-190 | восточнее Гумбиннен | Ла-7 |
16.01.1945 | 2 ФВ-190 | Гумбиннен |
18.01.1945 | 1 ФВ-190 |
13.04.1945 | 1 Ме-109 | Гросс-Хюбникен |
29.04.1945 | 1 ФВ-190 | аэродром Темпельхоф (Берлин) |
Всего сбитых самолётов - 30 + 19; боевых вылетов - 603; воздушных боёв - 150.
|
Из фотоматериалов различных лет:
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |
 |