1936 • СОВЕТСКИЕ АСЫ • 1953

А  Б  В  Г  Д  Е  Ж-З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У-Ф-Х  Ц-Ч  Ш-Щ  Э-Ю-Я

Линия


Амет-хан Султан

49 побед

(30 + 19)
Амет-хан Султан
  Флаг ВВС

Родился 20 октября 1920 года в селе Алупка (ныне в составе городского округа Ялта в Крыму). В 1936 году окончил 7 классов школы в Алупке, в 1937 году - железнодорожное ФЗУ в Симферополе. Работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1939 году окончил Симферопольский аэроклуб. С февраля 1939 года в рядах Красной Армии. В марте 1940 года окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил пилотом в 122-м ИАП (ВВС Белорусского ОВО), с лета 1940 года в 4-м ИАП (ВВС Одесского ВО). Летал на И-16 и И-153.

С 22 июня 1941 года младший лейтенант Амет-хан Султан на фронтах Великой Отечественной войны в составе 4-го ИАП, совершил несколько боевых вылетов на И-153 на разведку и штурмовку наступающих войск врага. Осенью 1941 года вместе с другими лётчиками полка переучился на английские истребители "Харрикейн" (в 22-м ЗИАП, город Кинешма).

С начала декабря 1941 года 4-й ИАП действовал в составе 147-й ИАД ПВО, осуществляя прикрытие городов Ярославль, Рыбинск и расположенных в районе военных объектов. 31 мая 1942 года одержал свою первую воздушную победу. Перехватив на подступах к Ярославлю вражеский дальний разведчик "Юнкерс-88" и израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил его, подойдя к нему сверху и ударив своим правым крылом по его правой плоскости. При ударе "Харрикейн" Амет-хана застрял между двигателем и фюзеляжем "Юнкерса", лётчику пришлось воспользоваться парашютом.

С августа 1942 года 4-й ИАП, возвращённый из войск ПВО в состав ВВС КА, на самолётах Як-7 участвовал в Сталинградской битве. В конце августа 1942 года его Як-7Б был сбит зенитным огнём, лётчик спасся на парашюте. В огненном небе Сталинграда, он зарекомендовал себя как признанный ас, менее чем за месяц добившись в воздушных схватках 12 воздушных побед (5 личных и 7 групповых). В конце сентября 1942 года Султан Амет-хан в числе сильнейших лётчиков Сталинградского фронта был переведён в состав 9-го Гвардейского ИАП, в котором воевал до конца войны.

К 28 апреля 1943 года командир эскадрильи 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка (6-я Гвардейская ИАД, 8-я Воздушная армия, Южный фронт) Гвардии капитан Амет-хан Султан совершил 359 боевых вылетов, в 79 воздушных боях сбил лично 11 и в составе группы 19 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 1136).

Продолжая боевую работу, с августа 1943 года летал на американской "Аэрокобре", а после отдыха летом 1944 года пересел на новый истребитель Ла-7, на котором воевал до конца войны. Участвовал во взятии Берлина. 20 апреля 1945 года помощник командира 9-го Гвардейского истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (16-я Воздушная армия, 1-й Белорусский фронт) Гвардии майор Амет-хан Султан был представлен к званию дважды Героя Советского Союза.

Всего совершил 603 боевых вылета (из них 70 - на штурмовку живой силы и техники противника), провёл 150 воздушных боёв, в которых сбил лично 30 и в составе группы 19 самолётов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года был награждён второй медалью "Золотая Звезда" (№ 66/II).

С февраля 1946 года - слушатель Военно-Воздушной академии (в Монино). В апреле 1946 года (по собственному желанию) оставляет учёбу и увольняется в запас. С февраля 1947 года работает лётчиком-испытателем ЛИИ ВВС (в Жуковском). В сентябре 1952 году ему присвоено звание "Лётчик-испытатель 1-го класса", а в сентябре 1961 года - "Заслуженный лётчик-испытатель СССР". За время лётной работы освоил 96 типов летательных аппаратов, его налёт составил 4237 часов. 1 февраля 1971 года погиб при выполнении испытательного полёта на летающей лаборатории Ту-16ЛЛ, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище (участок 7).

Награждён орденами: Ленина (23.10.1942, 14.02.1943, 24.08.1943), Красного Знамени (31.07.1942, 13.10.1943, 20.04.1945, 03.02.1953), Александра Невского (07.04.1944), Отечественной войны 1-й степени (20.01.1945), Красной Звезды (05.11.1941), "Знак Почёта" (31.07.1961); медалями.

*     *     *

Як-7А Амет-хана Султана, 1942 г.

Ла-7 Амет-хана Султана, 1945 г.


Список известных воздушных побед Амет-хана Султана:

Д а т аПротивникМесто падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
31.05.19421  Ю-88  (сбит тараном)Ярославль"Харрикейн"
06.07.19421  Ме-109  (в группе 1/10)Большая Слепуха
1  Ме-109  (в группе 1/11)Ивановка
08.07.19424  Ме-109  (в группе 4/12)Калабино - Долгуша - Архангельское
09.07.19421  Ме-109  (в группе 1/6)Ольховка
10.07.19421  Ме-109  (в группе 1/8)Замятино
21.07.19421  Ме-109Большая Верейка
2  Ме-109  (в группе 2/6)
1  "Хе-113"  (в группе 1/6)
23.07.19421  Ю-87  (в группе 1/6)севернее Привалы
23.08.19421  Ме-109южнее ЗаплавноеЯк-7
02.09.19421  Ме-109Красноармейск
03.09.19421  Ме-109Демидово
07.09.19421  Ме-109Акатовка
08.09.19421  Ме-109  (в паре)Грачи
09.09.19421  Ю-88  (в группе 1/6)Садовая
11.09.19421  Ю-88  (в группе 1/7)Сталинград
14.09.19421  ФВ-189  (в паре)Акатовка
1  Ю-88  (в группе 1/9)северная окраина Сталинград
1  Ме-109  (в группе 1/9)южная окраина Сталинград
15.09.19421  Ме-109  (в группе 1/6)Рыбзавод  (Сталинград)
1  Ме-109Рынок  (Сталинград)
13.12.19421  Хе-111Бузиновка - ПетровскийЯк-1
21.03.19431  Ме-109Батайск
25.03.19431  Ю-87южнее Койсуг
1  Ме-109южнее аэродром Батайск
22.07.19431  Хе-111севернее Мариновка
24.07.19431  Хе-111Куйбышево - Дмитриевка
20.08.19432  Ю-87Калиновка"Аэрокобра"
21.08.19431  Ю-88Успенская
1  Хе-111северо-восточнее Успенская
02.10.19431  Ю-88Ворошиловка
06.10.19431  Ме-109Большой Токмак
10.10.19431  Ю-87Пришиб
08.02.19441  Ю-88западнее Берислав
13.03.19441  Ме-109северо-восточнее Очаков
22.03.19441  Ю-52восточнее Александровка
24.04.19441  ФВ-190южнее мыс Херсонес
14.01.19451  ФВ-190восточнее ГумбинненЛа-7
16.01.19452  ФВ-190Гумбиннен
18.01.19451  ФВ-190
13.04.19451  Ме-109Гросс-Хюбникен
29.04.19451  ФВ-190аэродром Темпельхоф (Берлин)

      Всего сбитых самолётов - 30 + 19;  боевых вылетов - 603;  воздушных боёв - 150.



Из фотоматериалов разных лет:

Амет-хан Султан, 1940 г.

Амет-хан Султан у самолёта Як-7

Амет-хан Султан на крыле самолёта

Амет-хан Султан, январь 1943 г. Амет-хан Султан на крыле Як-1Б, лето 1943 г.

Группа лётчиков 9-го Гвардейского ИАП, 1943 г.

Амет-хан Султан у самолёта Як-1

Амет-хан Султан с лётчиками своей эскадрильи, 1942 г.

Амет-хан Султан с группой лётчиков 9-го Гвардейского ИАП, 1943 г.

Амет-хан Султан (справа) и Алексей Алелюхин

Группа лётчиков 303-й ИАД, осень 1944 г.

Амет-хан Султан, 1946 г. Амет-хан Султан, 1946 г.

Амет-хан Султан

Амет-хан Султан в кабине Ла-7

Амет-хан Султан с братом Имраном, 1945 г.


Из материалов прессы военных лет:

Из материалов фронтовых лет о Амет-хане Султане

Амет-хан Султан с товарищами



Главное меню  |  Новости сайта  |  Библиотека  |  О данном сайте  |  Обратная связь


  © 2024 г.   Советские лётчики-асы. Герои воздушных войн 1936-1953 гг.
  При копировании материалов данного сайта, активная ссылка на источник обязательна.