Данная статья продолжает цикл публикаций, призванный систематизировать информацию о материальной части советских истребительных авиаполков периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
6-й истребительный авиационный полк был сформирован в ноябре 1938 г. во 2-й Особой Краснознаменной Дальневосточной армии (г. Хабаровск) на основе 26-й отдельной истребительной эскадрильи 33-й авиабригады ВВС ОКДВА. В боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны 6-й ИАП участвовал с 25 июля 1941 г. до ее победного окончания в мае 1945-го (с перерывами на доукомплектование, перевооружение и отдых).
7 марта 1942 г. за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм приказом НКО СССР 6-й ИАП был преобразован в 18-й Гвардейский истребительный авиационный полк.
Всего за период участия в боях ВОВ летным составом полка, по официальным данным, было выполнено 12704 боевых вылета, в воздушных боях сбито 407 самолетов противника и 3 аэростата наблюдения. Свои безвозвратные потери по всем причинам составили 123 самолета и 67 летчиков.
В период участия в Великой Отечественной войне полк имел на вооружении и эксплуатировал в боях следующие типы самолетов-истребителей:
И-16. Вскоре после начала войны, 6 июля 1941 г., 6-й ИАП прибыл с Дальнего Востока на советско-германский фронт, имея в боевом составе 64 самолета (И-16 и И-153 в соотношении приблизительно 3:1) в четырех эскадрильях. В 20-х числах того же месяца в г. Борисоглебске полк был переформирован методом разделения на два полка, получивших одинаковое наименование «6-й ИАП». При этом в рассматриваемом полку на вооружении остались только монопланы Поликарпова, на которых полк вступил в боевые действия 25 июля 1941 г. и воевал на этом типе до начала февраля следующего года. 8 февраля 1942 г. 8 оставшихся в строю «ишаков» вместе с летчиками были переданы в состав 728-го ИАП, а 6-й ИАП убыл в тыл на доукомплектование и переучивание. Всего в боях и летных происшествиях было потеряно 30 И-16.
Як-7Б и Як-1. К середине мая 1942 г. в 5-й запасной авиабригаде Сибирского Военного округа (г. Новосибирск) личный состав 18-го Гв.ИАП освоил истребители Як-7Б. В бой с врагом на новой матчасти полк вступил 23 июня того же года. 8 августа в качестве восполнения потерь в состав 18-го Гв.ИАП были приняты 7 Як-1 из 91-го ИАП, убывающего в тыл. С 24 августа по 22 февраля 1943 г. полк боевой работы не вел, находясь в резерве 1-й Воздушной армии. В этот период был доукомплектован новыми «семерками», единственную уцелевшую потрепанную в боях «единичку» передал в другой полк и возобновил боевую работу в 20-х числах февраля, имея однородный состав матчасти. 18-й Гв.ИАП эксплуатировал Як-7Б до сентября 1943 г. Общие потери самолетов Як-7Б и Як-1 составили, соответственно, 39 и 6 машин.
Як-9. В сентябре 1943 г., не покидая фронта, личный состав 18-го Гв.ИАП в течение одной недели освоил и перевооружился на истребители Яковлева новой модели и уже в середине месяца возобновил боевую работу на «девятках», которые использовались полком до конца июня 1944 г. Затем эти самолеты были сданы в другие авиачасти, а летный состав 18-го Гв.ИАП убыл в тыл для переучивания на новую технику. Безвозвратные потери Як-9 по всем причинам за все время эксплуатации в полку составили 21 самолет.
Як-3. В июле-августе 1944 г. летный состав 18-го Гв.ИАП находился в Саратове на авиационном заводе № 292, где получил и освоил новейшие на тот момент отечественные истребители Як-3. На этих наиболее совершенных самолетах конструкции Яковлева полк приступил к боевой работе 27 августа 1944 г. и воевал на них на завершающем этапе Великой Отечественной войны до мая 1945 г., потеряв за этот период по боевым и небоевым причинам 23 машины.
Комментарии к данной статье отключены.