«Второй человек в Третьем рейхе» и «Подсудимый №1 в Нюрнберге» — это практически всё, что известно о Германе Геринге подавляющему большинству читателей. События Второй мировой войны наглухо заслоняют более ранний период, когда будущий военный преступник Герман Геринг был простым офицером и храбро сражался сначала в пехоте, а потом в авиации.
Неудавшийся пехотинец
Герман-Вильгельм Геринг (Hermann Wilhelm Gring), девятый из десяти детей прусского чиновника и дипломата, родился 12 января 1893 года. В детстве мальчик был неисправимым хулиганом: к 11 годам Германа уже исключили из школы, отказались с ним заниматься и частные учителя. Родителям ничего не оставалось, как в 1904 году записать трудного подростка в кадетский корпус.
Следующие пять лет Геринг учился в училище в Карлсруэ, столице Великого герцогства Баден, потом ещё два года — в академии под Берлином. В мае 1911 года, с отличием сдав экзамены, юноша получил чин фенриха. После выпуска большинство курсантов разъехались по полкам, а лучшие из них, в число которых попал и Геринг, остались на дополнительный курс обучения. Это была отличная стартовая площадка для военной карьеры: по статистике каждый четвёртый из «селектанеров» (Selektaner) поднимался впоследствии до генеральских чинов.
Но генеральский чин был слишком далеко, а пока в 1913 году Герман Геринг получил звание лейтенанта и в январе 1914 года прибыл для прохождения службы в 112-й (4-й баденский) принца Вильгельма пехотный полк, расквартированный в Мюльхаузене (ныне французский Мюлуз).
Подразделения полка вступили в бой через неделю после начала Первой мировой войны, и командир взвода (с конца августа батальонный адъютант) Геринг отличился сначала в боях за Мюльхаузен, потом на начальном этапе наступления на Францию. Уже 15 сентября его наградили Железным крестом, ещё не ставшим массовой наградой. Однако всего через неделю резкое обострение ревматоидного артрита поставило крест на дальнейшей карьере Геринга как пехотного командира. Больного офицера эвакуировали сначала в полевой госпиталь, затем в тыловой, а в итоге доставили в гражданскую больницу во Фрайбурге. Длительность лечения была неопределённой, а перспективы весьма туманными.
Артрит как путёвка в небо
Там же, во Фрайбурге, учился в заводской лётной школе фирмы «Авиатик» бывший однополчанин Геринга лейтенант Бруно Лёрцер (Bruno Loerzer), который навещал друга в больнице. Вместе они разработали план действий — наивный, но неожиданно сработавший.
Вскоре Лёрцер убыл в Дармштадт для заключительного этапа подготовки. Геринг выписался из больницы 13 октября и, несмотря на прямой запрет своего командира батальона, поехал вслед за Лёрцером и записался в школу наблюдателей. Закончив двухнедельный курс подготовки, он получил назначение в 25-й полевой авиаотряд, но подождал ещё несколько дней, пока Лёрцер тоже не закончил обучение. Уже с ним, а не с первоначально назначенным пилотом, Геринг 3 ноября прибыл на полевой аэродром под Верденом.
Два дня спустя друзья совершили первый боевой вылет и в дальнейшем постоянно действовали в одном экипаже. Сначала за ними закрепили старый изношенный «Авиатик» P.14 (B.I), от которого успели отказаться все пилоты-«старики», зато потом, когда в середине января 1915 года этот аппарат всё же списали, экипаж получил новенький трёхстоечный «Альбатрос» DD (B.I) с 150-сильным двигателем.
3 июня 1915 года перед рассветом несколько французских эскадрилий начали бомбёжку аэродрома и города Стене, а, когда в налёте наметилась пауза, командир отряда поднял в воздух свой лучший самолёт, которым вот уже четыре месяца считалась машина Лёрцера и Геринга.
Пулемётов в отряде не было, поэтому Герингу пришлось довольствоваться «Маузером» C96 c увеличенным магазином и пристыкованной кобурой-прикладом. Лёрцер успел набрать высоту, когда подошла последняя волна бомбардировщиков, и германский аэроплан устремился в атаку.
Французские самолёты, очевидно, вылетели без стрелкового вооружения, поэтому быстро сбросили бомбы и развернулись восвояси. Сразу после пересечения линии фронта один из них совершил вынужденную посадку — Геринг считал, что из-за его стрельбы, но Лёрцер предполагал техническую неисправность. Остальных немцы преследовали до французского аэродрома и сбросили на него три мелкие бомбы.
В том же месяце Лёрцеру предложили стать лётчиком-истребителем, а Геринг подал рапорт о желании пройти пилотскую подготовку. 1 июля каждый уехал в свою школу, вернувшись обратно в часть в первых числах октября. Лёрцер стал счастливым обладателем «Фоккера»-моноплана, а Геринг получил в своё распоряжение «Альбатрос» C.I. На нём он летал с разными наблюдателями, начав с первого же боевого вылета регулярно участвовать в воздушных боях. 16 ноября 1915 года, вылетев с наблюдателем лейтенантом Отто Бернертом (Otto Bernert), Геринг одержал свою первую победу, засчитанную по донесениям наземных наблюдателей. Данными противника она не подтверждается.
В феврале 1916 года Геринг сменил свой «Альбатрос» на большой двухмоторный биплан AEG G.II. На нём он так же регулярно участвовал в воздушных боях, благо класс «гросскампффлюгцойга» тогда ещё считался «мастером на все руки» — то есть истребителем-разведчиком-бомбардировщиком. Утром 14 марта бой одиночного AEG с тремя «Кодронами» G.4 длился 15 минут и стоил французам одного сбитого самолёта. Герману засчитали вторую подтверждённую победу, одержанную совместно с наблюдателем (он же носовой стрелок) обер-лейтенантом Юлиусом фон Шесберг-Таннхаймом (Julius von Schaesberg-Thannheim) и кормовым стрелком вице-фельдфебелем Бойе (Boje).
В мае лётчик опять вернулся к полётам на одномоторных аппаратах, получив «Альбатрос» C.III. На нём он летал с той же интенсивностью, но успехов в воздушных боях добиться не сумел.
На основе писем и ранних послевоенных воспоминаний лётчиков и наблюдателей отряда FFA.25 можно составить личную и профессиональную характеристику Геринга. Свидетельства говорят о его явном карьеризме, стремлении при любой возможности заводить полезные знакомства, склонности к приукрашиванию и излишней драматизации рапортов с выпячиванием собственной роли.
В отряде его явно не любили, особенно пока он был наблюдателем, но признавали несомненную храбрость, иногда доходившую до безумия, а также явный талант к пилотированию, когда он стал лётчиком. При этом офицеры-наблюдатели, не уважая Геринга как человека и офицера, стремились летать на задания именно с ним, так как были уверены в его способности доставить их в указанную точку, обеспечить выполнение задания и благополучно вернуть обратно на аэродром — пусть и на изрешечённом пулями и осколками зенитных снарядов самолёте.
Из разведчиков в истребители
Утром 9 июля Геринг выполнил свой последний боевой вылет в разведывательной авиации и тем же вечером, уже как пилот истребительной команды при 203-м артиллерийском авиаотряде, облетал новый биплан «Хальберштадт» D.II. 15 июля на этом самолёте он провёл успешный воздушный бой с аэропланом противника, но в итоге потерял его в облаках. Наземные наблюдатели сообщили о приземлении, но не о падении этого самолёта, поэтому победу не засчитали.
23 июля Геринга с Лёрцером на паре «Хальберштадтов» откомандировали в только что сформированный отряд ПВО под названием «Кампфштаффель Мец». Ровно через неделю во время очередного перехвата они погнались за пятёркой «Кодронов», и Герману удалось сбить одного из них, получив на свой счёт третью подтверждённую победу.
5 августа друзья вернулись в 25-й отряд, где вскоре получили «Хальберштадты» D.III. Оба лётчика много летали, участвовали в боях, но побед добиться не могли. 9 сентября, после ликвидации истребительной команды при FFA.25, их снова перевели в «Кампфштаффель Мец», но там им всего однажды довелось подняться на безрезультатный перехват. 28 сентября оба оказались под Верденом в 7-й истребительной эскадрилье (Jasta 7), тоже не слишком активно действующей, а 20 октября получили назначение в состав Jasta 5 в район Камбре, где обстановка была уже совсем другой.
В день прибытия новичков командир эскадрильи обер-лейтенант Ханс Берр (Hans Berr) одержал свою пятую победу, а через неделю довёл счёт до восьми и был представлен к высшему прусскому военному ордену «Пур-ле-Мерит» (Pour le Mrite — «За заслуги»), известному как «Голубой Макс» и высоко ценимому фронтовиками. Честолюбивый Геринг участвовал в тех же боях, но не сумел добиться результата, поэтому стремление сбить вражеский самолёт превратилось в идею фикс.
Одержимость до добра не доводит, и 2 ноября, полностью сосредоточившись на поединке с британским корректировщиком, Геринг не заметил, что сверху на него самого валится шестёрка «Ньюпоров». Почти чудом немец, будучи раненым, сумел вырваться из пересечения трасс и крутым пикированием ушёл на свою сторону фронта. Истекая кровью, он дотянул до аэродрома и благополучно посадил свой избитый «Хальберштадт» D.II. Отправленный в госпиталь, он так и не узнал, что всё же сбил злосчастный B.E.2d.
Ас с протекцией
Толком не долечившись, 12 декабря 1916 года лётчик выписался и стал дожидаться нового назначения. В феврале Лёрцер, сформировавший и возглавивший 26-ю истребительную эскадрилью, устроил перевод боевого товарища к себе в часть. Эскадрилья получила новейшие «Альбатросы» D.III и начала воевать на тихом участке фронта. Геринг прибыл в часть 15 февраля и немедленно включился в боевую работу, став командиром патруля.
18 марта он был близок к победе, подбив и заставив снизиться «Кодрон», но потом на линию прицела влез какой-то полутораплан. Геринг не успел понять, «Ньюпор» это или «Альбатрос», и на всякий случай отпустил гашетку — неприятель сумел сбежать.
11 апреля Jasta 26 из Эльзаса перебросили на Сомму, где собирал свою жатву «кровавый апрель» 1917 года. Вкладом Геринга в это избиение английской авиации стали четыре сбитых самолёта, что довело счёт побед аса до семи. Спустя неделю Геринг получил под командование Jasta 27. Эта эскадрилья была сформирована одновременно с 26-й, но действовала во Фландрии и пока имела в активе только одну победу.
С приходом нового командира список успехов части начал не быстро, но планомерно расти. То же самое можно сказать и о личном счёте Геринга, на который он заносил одну-две победы в месяц. 8 июня и 16 июля, летая на взятом с собой из Jasta 26 «Альбатросе» D.III, Герман сбил «Ньюпор»-23 и S.E.5. Пересев на «Альбатрос» D.V, он 24 июля одержал не подтверждающуюся британскими данными победу, а 5 и 25 августа сумел сбить по «Кэмелу», в промежутке между этими двумя событиями 18 августа получив звание обер-лейтенанта.
3 сентября асу засчитали DH.4, но в действительности он его только повредил. 21 сентября Геринг сбил «Бристоль Файтер», а ровно через месяц — S.E.5. 7 ноября после скоротечного боя в условиях плохой видимости ему засчитали сбитым DH.5, но английские документы не зафиксировали тогда сколь-нибудь серьёзных повреждений ни у одной из своих машин.
Когда счёт аса достиг 10 побед, в нарушение всех действовавших правил и норм его представили к ордену «Пур-ле-Мерит». Представление составил его непосредственный командир, но кто именно инициировал процесс, неизвестно. Можно предположить как усилия самого героя, задействовавшего набранные к тому времени связи, так и старания его крёстного отца — богатого врача, вхожего в высшие круги империи и способного потянуть за нужные нити в Берлине.
Поскольку на фоне лучших асов, перешагнувших отметку в 50 побед, особыми успехами Геринг похвастать не мог, в представлении делался упор на его командирских способностях. В итоге документе, подписанном 13 августа командующим 4-й армией, значилось 49 побед эскадрильи Геринга, хотя в действительности их было всего 10! Однако, когда представление дошло до командующего ВВС, тот наложил на него вето, отметив в докладной записке председателю Военного кабинета, что «награждение… после всего лишь 10 побед продемонстрирует фаворитизм по сравнению с другими лётчиками-истребителями».
С 24 ноября Геринг выписал себе длительный отпуск, после возвращения из которого попытался выбить из казны оплату своего отдыха в дорогом пансионате. В феврале 1918 года ас возобновил боевые вылеты.
Ещё в октябре его обычным порядком — за победы, а не по протекции, — наградили Рыцарским крестом с мечами прусского ордена Королевского дома Гогенцоллернов, и теперь он был всего в одном шаге от вожделенного «Голубого Макса». Для этого осталось лишь достичь рубежа в 20 побед, но тут возникла заминка. Весной 1918 года лётчикам 27-й эскадрильи явно изменила удача: они сражались бок о бок с другими эскадрильями сформированной в феврале 3-й истребительной эскадры, но не могли похвастаться такими же успехами.
Геринг 21 февраля одержал 17-ю победу, сбив очередной S.E.5. В конце марта он пересел с «Альбатросов» на триплан «Фоккер» Dr.I, и уже на самолёте этого типа 7 апреля записал на свой счёт 18-ю победу (в действительности R.E.8 он не сбил, а только повредил). Следующие два месяца боёв прошли безрезультатно.
Несмотря на то что личный счёт Геринга по-прежнему не дотягивал до необходимой отметки, 2 июня он всё равно стал кавалером «Пур-ле-Мерит». Причины, по которым состоялось награждение, точно не известны; можно предположить, что высокопоставленные покровители лётчика продолжали напоминать о его существовании, и командующий ВВС просто сдался, благо в тот момент это выглядело уже не столь откровенным фаворитизмом, как год назад. В этом награждении присутствовал и ещё один нюанс: из раннего представления в итоговый приказ перекочевало упоминание 49 побед эскадрильи, которое за год из явного подлога превратилось в достоверную и даже несколько заниженную информацию.
27-я эскадрилья получала трипланы конструкции Фоккера последней в эскадре JG III и по остаточному принципу, используя их параллельно с устаревшими «Альбатросами» и отдельными «Пфальцами». Зато именно она в мае 1918 года первой стала получать новейшие «Фоккеры» D.VII. Один из первых аппаратов закрепили за Герингом, и в дальнейшем он воевал только на истребителях этого типа.
Во второй половине мая JG III перебросили во французский сектор фронта в район Лана и Суассона, и в июньских боях Jasta 27 сумела проявить себя с лучшей стороны. Её командир наконец-то оправдал выданную авансом награду: 5 июня ему засчитали победу над французским разведчиком — скорее всего, это был «Бреге»-14. У французов есть подходящая потеря, но данных по ней недостаточно, чтобы однозначно присудить её Герингу. Следом, 9 и 17 июня, ас сумел сбить два «Спада»-истребителя, доведя счёт до 21.
Вершина карьеры воздушного аса и её конец
В первых числах июля 1918 года в Берлине прошёл завершающий этап второго конкурса лётчиков-истребителей, в ходе которого фронтовые пилоты проводили сравнительные испытания серийных и перспективных истребителей. В отличие от предыдущего такого мероприятия, на этот раз пригласили и Геринга.
Одной из наиболее спорных новинок, плохо принятой большинством пилотов, был «Цеппелин-Линдау» D.I — цельнометаллический биплан без традиционных крыльевых стоек, замыкающих бипланную коробку. Третьим по порядку 3 июля его облетал Геринг. Покрутив пилотаж, после посадки он назвал аппарат «отличным истребителем». Вслед за Герингом взлетел командир эскадры JG I гауптман Вильгельм Райнхард (Wilhelm Reinhard). Сначала всё шло нормально, но при выводе из пикирования у истребителя подломились кабанные стойки верхнего крыла, и оно отвалилось. Парашюта у лётчика не было.
Гибель командира JG I поставила перед командованием вопрос выбора его преемника, и 8 июля им стал Герман Геринг. Процесс принятия решения не задокументирован, поэтому снова неясно, присутствовала ли в нём протекция высокопоставленных покровителей.
В принципе, выбор кандидатов на должность был небольшой, поскольку требовался кадровый офицер в чине не ниже обер-лейтенанта, имеющий достаточно большое число побед и уважаемый другими лётчиками. Фактически, этому описанию кроме Геринга и уже действующих командиров эскадр соответствовал только Эдуард Шляйх (Eduard Schleich), командовавший Баварской истребительной группой, и, в меньшей степени, исполнявший обязанности командира JG I Эрих Лёвенхардт (Erich Lwenhardt), но ему только планировали присвоить чин обер-лейтенанта.
14 июля новый командир эскадры заступил на должность. Четыре дня спустя, утром 18 июля, Геринг подтвердил подчинённым свои качества воздушного бойца, одержав победу над «Спадом»-13, а вечером того же дня продемонстрировал и способность жёсткой рукой поддерживать дисциплину. За дважды нарушенные приказы Геринг на месяц отстранил от полётов вице-фельдфебеля Вилли Габриеля (Willi Gabriel), невзирая на четыре подтверждённые победы, одержанные с нарушением приказа. Среди лётчиков эскадры Геринг получил прозвище «Железный Герман».
Впрочем, на фронте Геринг пробыл меньше двух недель и 26 июля уехал в отпуск, а вернулся лишь 22 августа. После этого он практически не летал, занимаясь административными делами. Это не противоречило уставу, но шло вразрез со всей практикой и традициям немецкой авиации, в которой командир руководил лётчиками на личном примере, а для бумажной работы существовал адъютант.
Возможно, из-за очередного обострения артрита командир физически не мог часто летать, но сохранившиеся медицинские документы на этот счёт ничего не говорят. Могло быть и так, что Геринг просто не видел смысла в дальнейших полётах, потому что добился максимума, возможного для боевого лётчика, исключая разве что звание гауптмана да возведения в рыцарское достоинство при награждении баварским орденом Макса-Йозефа. Но первое от его действий не зависело, а второе было крайне маловероятно по причине прусского, а не баварского подданства.
22 октября командир JG I опять уехал в тыл для участия в третьем конкурсе истребителей. 9 ноября он вернулся обратно, а через два дня отдал последний боевой приказ по эскадре. В 10:00 11 ноября все её исправные самолёты взяли курс на Германию: война закончилась.
В начале 1919 года обер-лейтенанта Геринга уволили в резерв. В Германии того времени действовало множество вооружённых формирований на любой политический вкус, но Герман не стал связываться ни с одним из них, а предпочёл перебраться в Скандинавию и найти работу по специальности.
Весной отставной ас участвовал в показательных выступлениях в Дании, а летом перебрался в Швецию и задержался там на несколько лет, устроившись в авиакомпанию «Свенск-Луфттрафик» (Svensk Lufttrafik). В феврале 1920 года Геринг обратился к армейскому командованию с запросом на исключение его из списков офицеров резерва по состоянию здоровья и просьбой о присвоении следующего чина, «который поможет в дальнейшей гражданской карьере». Оба ходатайства были удовлетворены, и 8 июня лётчик стал гауптманом в отставке.
Зимой 1922 года Геринг решил вернуться на родину, и на этом его история как лётчика завершилась. Дальше последовала карьера боевика, политика, чиновника и командующего люфтваффе, сначала вознёсшая его на вершину власти и славы, а потом приведшая к смертному приговору в Нюрнберге. В отличие от соседей по скамье подсудимых, Герман Геринг сумел избежать позорной петли и ушёл из жизни 15 октября 1946 года на своих условиях, приняв яд.
Всего за годы Первой мировой войны Герман Геринг заявил 29 воздушных побед, из которых ему засчитали 22. Из этих 22 побед французскими и британскими документами подтверждаются достоверно 16, еще два самолёта могли быть потеряны как от огня Геринга, так и по другим причинам. Кроме того, на один в действительности сбитый самолёт ас не делал заявку.
№ |
Дата |
Статус |
Противник |
Примечание |
-- |
03.06.15 |
не засчитана |
? |
не подтверждается |
01 |
16.11.15 |
засчитана |
? |
не подтверждается |
02 |
14.03.16 |
засчитана |
Caudron G.4 из эскадрильи C.6 |
подтверждается |
-- |
15.07.16 |
не засчитана |
? |
не подтверждается |
-- |
24.07.16 |
не засчитана |
? |
не подтверждается |
03 |
30.07.16 |
засчитана |
Caudron G.4 из эскадрильи C.10 |
подтверждается |
-- |
02.11.16 |
не заявлена |
B.E.2d из 7 Sqn RFC |
подтверждается |
04 |
23.04.17 |
засчитана |
F.E.2b из 18 Sqn RFC |
подтверждается |
05 |
28.04.17 |
засчитана |
Sopwith 1 Strutter из 43 Sqn RFC |
подтверждается |
06 |
29.04.17 |
засчитана |
Nieuport 17bis из 6 Sqn RNAS |
подтверждается |
07 |
10.05.17 |
засчитана |
DH.4 из 55 Sqn RFC |
подтверждается |
08 |
08.06.17 |
засчитана |
Nieuport 23 из 1 Sqn RFC |
подтверждается |
-- |
09.06.17 |
не засчитана |
B.E.2 |
не подтверждается |
09 |
16.07.17 |
засчитана |
S.E.5 из 56 Sqn RFC |
подтверждается |
10 |
24.04.17 |
засчитана |
? |
не подтверждается |
-- |
24.06.17 |
не засчитана |
Nieuport |
не подтверждается |
-- |
07.07.17 |
не засчитана |
Spad |
не подтверждается |
11 |
05.08.17 |
засчитана |
Camel из 70 Sqn RFC |
подтверждается |
12 |
25.08.17 |
засчитана |
Camel из 70 Sqn RFC |
подтверждается |
13 |
03.09.17 |
засчитана |
DH.4 из 57 Sqn RFC |
не подтверждается |
-- |
20.09.17 |
не засчитана |
Sopwith |
не подтверждается |
14 |
21.09.17 |
засчитана |
F2B из 48 Sqn RFC |
подтверждается |
15 |
21.10.17 |
засчитана |
S.E.5a из 84 Sqn RFC |
подтверждается |
16 |
07.11.17 |
засчитана |
DH.5 из 32 Sqn RFC |
не подтверждается |
17 |
21.02.18 |
засчитана |
S.E.5a из 60 Sqn RFC |
подтверждается |
18 |
07.04.18 |
засчитана |
R.E.8 из 42 Sqn RAF |
не подтверждается |
19 |
05.06.18 |
засчитана |
Breguet 14 из эскадрильи Br.11 |
возможно |
20 |
09.06.18 |
засчитана |
Spad 7 из эскадрильи Spa.94 |
подтверждается |
21 |
17.06.18 |
засчитана |
Spad 13 из эскадрильи Spa.93 |
подтверждается |
22 |
18.07.18 |
засчитана |
Spad 13 |
возможно |
Комментарии к данной статье отключены.