Выдающийся американский лётчик родился 30 января 1922 года в
Дувре, в штате Нью-Гэмпшир (США). С детства мечтал о карьере лётчика. В годы
Второй мировой войны вступил в ВВС армии США в качестве авиационного кадета.
Вскоре ему удалось попасть в военную авиацию, но не в истребительную, как он
хотел, а в бомбардировочную. Штурманом бомбардировщика В-24 он совершил несколько
боевых вылетов в Европе. После окончания войны Макконнел достиг своей цели: в 1948 году его
перевели в истребительную авиацию. Когда в 1950 году началась война в Корее, он
сразу подал рапорт о направлении его на театр военных действий. На этот момент
ему было уже почти 30 лет, и командование считало его староватым для лётчика-истребителя.
Тем не менее Макконнел вновь сумел добиться своего. В августе 1952 года он был
переведён в 39-ю эскадрилью 51-го авиакрыла истребителей-перехватчиков. В первые месяцы службы ему ни разу не удалось встретить самолёт
противника, хотя он, как и некоторые другие пилоты, нарушал запрет на полёты в
воздушном пространстве Китая, надеясь встретить вражеские "МиГи" неподалёку от
аэродромов их базирования. Лишь 14 января 1953 года Макконнел сбил свой первый
МиГ-15. В Корее Макконнел летал на 3-х модификациях F-86, причём все его самолёты
носили имя собственное "Beautious Butch" - "Красотка Батч", происходившее от
прозвища Butch его жены Пирл Браун. В январе 1953 года он сбил 4 самолёта, в
феврале - 1, в марте - 2. А 12 апреля 1953 года капитан Макконнел и сам был
сбит, единственный раз за свою лётную карьеру. В тот день он участвовал в прикрытии налета на гидроэлектростанцию
в Супхуне в Китае. Его самолёт подбил капитан Семён Федорец из 913-го ИАП. МиГ-15 Федорца
также был повреждён удачной очередью противника. Федорец катапультировался. Макконнел
сумел дотянуть на своём "Сейбре" до Жёлтого моря, где тоже катапультировался, и
после приводнения его подобрал вертолёт американской поисково-спасательной службы.
Вернувшись на базу, он блеснул остроумием: "Слегка ноги замочил". Специфическое лётное зрение позволяло Макконнелу обнаруживать
самолёты противника на большом расстоянии. Особенно удачным для него стал день
18 мая, когда он в одном вылете сбил 2 МиГ-15, а в другом - ещё один, доведя тем
самым свой список побед до 16, став первым из 2-х американских "тройных" асов
Корейской войны. Все победы записаны капитану Макконнелу над истребителями МиГ-15. По иронии судьбы, этот же день стал последним в его боевой карьере.
Командующий Дальневосточными ВВС США генерал-лейтенант Гленн Баркус сказал: "Я хочу,
чтобы этот человек находился по дороге домой в США до того, как я закончу эту фразу".
Вместе с Макконнелом от участия в боевых действиях был отстранён и его соперник
Мануэль Фернандес, чей счёт побед достигал 14,5 самолёта. Командование ВВС США
не желало возможной потери на театре военных действий кого-либо из получивших
широкую известность асов. Расчётный коэффициент достоверности побед американских асов в
Корейской войне примерно равняется коэффициенту достоверности асов советских и,
для большинства, колеблется в пределах от 0,4 до 0,6. Во время службы в Корее
капитан Джозеф Макконнел одержал 16 подтверждённых ВВС США воздушных побед (все -
над МиГ-15), совершив 106 боевых вылетов. Он является самым результативным
американским лётчиком-истребителем в Корейской войне. Кроме того, он до сих пор
остается наиболее результативным лётчиком-истребителем в истории реактивной
авиации США. После корейских боёв капитан Макконнел стал лётчиком-испытателем.
25 августа 1954 года этот отважный лётчик погиб при проведении испытательного
полёта на новой модификации "Сейбра" F-86H. Расследовавшая катастрофу комиссия,
в работе которой принимал участие известнейший американский лётчик-испытатель
Чарльз Йегер, пришла к заключению, что самолёт разбился из-за ошибки наземного
технического персонала, готовившего его к полёту. По одной из версий, катастрофа
произошла из-за отсутствия крепёжного болта. Имя Макконнела увековечено американцами в книге и фильме: в 1955
году вышел художественный фильм "История Макконнела", а в 1961 году вышла книга
Ч. И. Кумбса "Ас "Сейбра". За свои боевые достижения он был награждён Отличительным
крестом за службу - второй по значимости военной наградой США и Серебряной Звездой. * * *Капитан Джозеф Макконнел, ставший самым результативным асом ВВС США в этой войне, в кабине своего F-86.
|
Н а з а д