Джозеф Макконнел (Joseph M. McConnell)

Джозеф Макконнел

Выдающийся американский лётчик родился 30 января 1922 года в Дувре, в штате Нью-Гэмпшир (США). С детства мечтал о карьере лётчика. В годы Второй мировой войны вступил в ВВС армии США в качестве авиационного кадета. Вскоре ему удалось попасть в военную авиацию, но не в истребительную, как он хотел, а в бомбардировочную. Штурманом бомбардировщика В-24 он совершил несколько боевых вылетов в Европе.

После окончания войны Макконнел достиг своей цели: в 1948 году его перевели в истребительную авиацию. Когда в 1950 году началась война в Корее, он сразу подал рапорт о направлении его на театр военных действий. На этот момент ему было уже почти 30 лет, и командование считало его староватым для лётчика-истребителя. Тем не менее Макконнел вновь сумел добиться своего. В августе 1952 года он был переведён в 39-ю эскадрилью 51-го авиакрыла истребителей-перехватчиков.

В первые месяцы службы ему ни разу не удалось встретить самолёт противника, хотя он, как и некоторые другие пилоты, нарушал запрет на полёты в воздушном пространстве Китая, надеясь встретить вражеские "МиГи" неподалёку от аэродромов их базирования. Лишь 14 января 1953 года Макконнел сбил свой первый МиГ-15. В Корее Макконнел летал на 3-х модификациях F-86, причём все его самолёты носили имя собственное "Beautious Butch" - "Красотка Батч", происходившее от прозвища Butch его жены Пирл Браун. В январе 1953 года он сбил 4 самолёта, в феврале - 1, в марте - 2. А 12 апреля 1953 года капитан Макконнел и сам был сбит, единственный раз за свою лётную карьеру.

В тот день он участвовал в прикрытии налета на гидроэлектростанцию в Супхуне в Китае. Его самолёт подбил капитан Семён Федорец из 913-го ИАП. МиГ-15 Федорца также был повреждён удачной очередью противника. Федорец катапультировался. Макконнел сумел дотянуть на своём "Сейбре" до Жёлтого моря, где тоже катапультировался, и после приводнения его подобрал вертолёт американской поисково-спасательной службы. Вернувшись на базу, он блеснул остроумием: "Слегка ноги замочил".

Специфическое лётное зрение позволяло Макконнелу обнаруживать самолёты противника на большом расстоянии. Особенно удачным для него стал день 18 мая, когда он в одном вылете сбил 2 МиГ-15, а в другом - ещё один, доведя тем самым свой список побед до 16, став первым из 2-х американских "тройных" асов Корейской войны. Все победы записаны капитану Макконнелу над истребителями МиГ-15.

По иронии судьбы, этот же день стал последним в его боевой карьере. Командующий Дальневосточными ВВС США генерал-лейтенант Гленн Баркус сказал: "Я хочу, чтобы этот человек находился по дороге домой в США до того, как я закончу эту фразу". Вместе с Макконнелом от участия в боевых действиях был отстранён и его соперник Мануэль Фернандес, чей счёт побед достигал 14,5 самолёта. Командование ВВС США не желало возможной потери на театре военных действий кого-либо из получивших широкую известность асов.

Расчётный коэффициент достоверности побед американских асов в Корейской войне примерно равняется коэффициенту достоверности асов советских и, для большинства, колеблется в пределах от 0,4 до 0,6. Во время службы в Корее капитан Джозеф Макконнел одержал 16 подтверждённых ВВС США воздушных побед (все - над МиГ-15), совершив 106 боевых вылетов. Он является самым результативным американским лётчиком-истребителем в Корейской войне. Кроме того, он до сих пор остается наиболее результативным лётчиком-истребителем в истории реактивной авиации США.

После корейских боёв капитан Макконнел стал лётчиком-испытателем. 25 августа 1954 года этот отважный лётчик погиб при проведении испытательного полёта на новой модификации "Сейбра" F-86H. Расследовавшая катастрофу комиссия, в работе которой принимал участие известнейший американский лётчик-испытатель Чарльз Йегер, пришла к заключению, что самолёт разбился из-за ошибки наземного технического персонала, готовившего его к полёту. По одной из версий, катастрофа произошла из-за отсутствия крепёжного болта.

Имя Макконнела увековечено американцами в книге и фильме: в 1955 году вышел художественный фильм "История Макконнела", а в 1961 году вышла книга Ч. И. Кумбса "Ас "Сейбра". За свои боевые достижения он был награждён Отличительным крестом за службу - второй по значимости военной наградой США и Серебряной Звездой.

(Из книги Н. Г. Бодрихина - "Величайшие воздушные асы XX века".  Москва. Издательство "ЯУЗА-ЭКСМО", 2011 год.)

*     *     *

Джозеф Макконнел

Капитан Джозеф Макконнел, ставший самым результативным асом ВВС США в этой войне, в кабине своего F-86.

Джозеф Макконнел

Джозефа Макконнела

Джозефа Макконнела


Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д