Яковлев Иван Иванович

4 победы

(4 + 0)
Яковлев Иван Иванович
  Флаг ВВС

Родился 8 октября 1920 года в селе Мишуково (Кувакинский район Чувашии). С 21 октября 1940 года в рядах Красной Армии, призван Кувакинским РВК. В 1941 году окончил Краснодарскую военную авиационную школу пилотов в звании сержанта и был оставлен в ней лётчиком-инструктором.

Участник войны в Корее с мая 1951 по январь 1952 гг. в составе 523-го ИАП (303-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 4 самолёта противника.

30 января 1951 года капитан И. И. Яковлев погиб в авиационной катастрофе. Похоронен в городе Далянь (провинция Ляонин, Китай).

Награждён орденами: Красного Знамени (10.10.1951); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (15.11.1950).


*     *     *

Свою первую победу в небе Кореи старший лейтенант И. И. Яковлев одержал 18 июня 1951 года, когда сбил в воздушном бою истребитель Ф-86 "Сейбр".

10 сентября 1951 года между 16 и 17 часами дня в районе Дзюнсен произошёл воздушный бой, когда американцы предприняли налёт, который осуществляли истребители-бомбардировщики Ф-84. Сначала в 16:14 в районе Дзюнсен группа из 14 "МиГов" 523-го ИАП встретила группу из 18 Ф-84 из состава 8-й АЭ 49-й ИБАГ и просто разгромила её, пользуясь отсутствием прикрытия из "Сейбров". Отличились в бою с "Тандерджетами" лётчики: капитаны Г. У. Охай, Д. В. Мазилов и старшие лейтенанты Д. А. Самойлов (это его 2-я победа за этот день), И. И. Яковлев и П. З. Чуркин, без своих потерь.

Через 10 минут в районе Дзюнсен вылетевшая чуть позже основной группы 1-я эскадрилья 523-го полка под командованием майора А. П. Трефилова в составе 10 экипажей перехватила группу из 8 Ф-80, и майору А. П. Трефилову удалось один из них подбить - остальные тут же покинули данный район.

Вылетевшая на усиление в 16:29 группа из 22 "МиГов" 17-го ИАП уже противника в данном районе не встретила - налёт был успешно отбит. Бой истребителей был в этот раз не столь ожесточённым, можно даже сказать, шёл вяло, так как после больших потерь в предыдущем бою у лётчиков "Сейбров" резко упала боевая активность. Никаких потерь лётчики 64-го корпуса в этих боях не понесли.

Американцы не признают потерь среди Ф-84 и Ф-80 в этот день, заявив в свою очередь, что пилотам "Тандерджетов" в этот день удалось даже повредить 4 МиГ-15, хотя точно известно, что ни один "МиГ" корпуса в этот день не имел повреждений. В сражении "Сейбров" с "МиГами" американцы признают потерю только одного своего Ф-86А с № 48-256 из состава 334-й АЭ, а его пилот 2-й лейтенант Джон Бурке дотянул до моря, где и покинул свой подбитый "Сейбр" - его вскоре подобрал поисковый гидросамолет ВМС США. Его сбил старший лейтенант Г. Т. Шаталов, а вот В. И. Суровикин и Д. А. Самойлов не сбили, а только повредили 2 Ф-86А с № 49-1227 и № 49-1139, которые благополучно добрались до своей базы в Кимпо и через некоторое время были восстановлены. Австралийское командование также не подтверждает потерю своего "Метеора" в этот день. Однако как бы ни скрывали свои потери представители ВВС США и Австралии, но поле боя осталось за "МиГами", которые в очередной раз отбили налёты истребителей-бомбардировщиков ВВС США и нанесли им при этом потери.

26 сентября 1951 года лётчики 523-го полка провели напряжённый бой с группой, состоящей из 20 Ф-86 и 6 "Метеоров". В ходе этого боя лётчики полка сбили 2 самолёта противника и ещё один повредили: старший лейтенант И. И. Яковлев сбил один "Метеор", который упал в море, а капитан С. А. Бахаев сбил один "Сейбр", который также упал в море в районе Дзюнсена. У нас был повреждён самолёт командира полка подполковника А. Н. Карасёва, который получил 3 пробоины, но благополучно вернулся на свой аэродром.

22 октября 1951 года старший лейтенант И. И. Яковлев одержал свою 4-ю победу, сбив самолёт Ф-84.

30 января 1952 года в составе 523-го полка случилась весьма досадная потеря. Причём, это была последняя гибель пилота 303-й дивизии в этой войне. При возвращении с боевого задания на посадке молодой пилот старший лейтенант П. И. Паршуков ударил колёсами сверху самолёт своего ведущего старшего лейтенанта Яковлева Ивана Ивановича, и тот, коснувшись полосы, соскочил с неё и врезался в капонир. При столкновении лётчику зажало приборной доской ноги, в самолёте возник пожар, и техники не смогли освободить лётчика из тисков разрушенной кабины; и он сгорел живым в горящей машине. Жалко было, что такой жуткой смертью погиб отличный лётчик полка, одержавший в небе Кореи 4 личные победы.


Список известных воздушных побед И. И. Яковлева:

Д а т аСбитые
самолёты
Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Примечание
18.06.19511  Ф-86Тэйсю - Хакусен - КиодзиоМиГ-15
10.09.19511  Ф-84Дзюнсен
26.09.19511  "Метеор"район реки Ялуцзян
22.10.19511  Ф-84Дзюнсен - Сюкусен

      Всего сбитых самолётов - 4 + 0.



(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.


Возврат

Н а з а д