Воробьёв Николай Ефремович

Фото не найдено

22 декабря 1950 года произошло крупное сражение в котором участвовали лётчики 177-го ИАП. По сути, это был первый серьёзный бой лётчиков 177-го авиаполка. Первой в этот день отличилась 1-я эскадрилья. Рано утром в район Аньдуня вылетела восьмёрка МиГ-15 под командованием капитана П. М. Михайлова. Подлетая к станции Сенсен, капитан Н. Е. Воробьёв обнаружил 4 F-86 и доложил об этом ведущему. Капитан П. М. Михайлов со своим звеном атаковал эту четвёрку "Сейбров", а сверху оставил звено капитана И. А. Гречишко. Во время атаки Михайлов слишком рано открыл огонь с дальней дистанции и, естественно, не попал в цель. А вот ведущий второй пары капитан Е. Н. Воробьёв не промахнулся, так как сблизился с противником на короткую дистанцию, и поразил самолёт несколькими снарядами, после чего "Сейбр" врезался в землю, а его пилот успел в последний момент катапультироваться и попал в плен. Тут же старший лейтенант С. М. Акуленко атаковал ведомого "Сейбра", который быстро вышел из боя.

На самом деле в том вылете участвовало 2 звена "Сейбров" из состава 335-й АЭ. Впереди шло звено под командованием подполковника Нанца, а за ним в удалении шло второе звено под командованием капитана Янезека. Под удар "МиГов" как раз и попало звено подполковника Нанца, и был сбит самолёт капитана Лауренца Вача, который и попал в плен. Под удар старшего лейтенанта Акуленко попал самолёт капитана Эда Фаррелла, но он чудом избежал попадания и вернулся на свою базу.

Тут подошло второе звено "Сейбров" капитана Янезека и прикрыло выход из боя звена подполковника Нанца, вступив в бой со звеном капитана Гречишко, который был коротким и закончился безрезультатно.

В начале февраля 1951 года 177-й ИАП убыл в Советский Союз, но перед этим лётчики полка провели ещё несколько боевых вылетов и 2 воздушных боя, один из которых был результативный.

3 февраля на патрулирование вылетело 10 МиГ-15 из 1-й эскадрильи 177-го ИАП под командованием майора П. М. Михайлова. В районе Сингисю в 40 км северо-восточнее города на высоте 2500 метров командир звена И. А. Гречишко увидел одиночный самолёт типа F-80. Звено Гречишко стало в левый разворот на 135 - 140 градусов, его справа атаковал капитан С. М. Акуленко с дистанции 350 - 400 метров открыл по нему огонь. F-80 сбросил правый подвесной бак и развернулся на 180 градусов, и тут его атаковал капитан Н. Е. Воробёв и провёл по нему 6 стрельб под ракурсом 1/4 и 2/4 с дистанции 300 метров, вскоре F-80 упал в 15 - 20 км юго-западнее Кидзио. Из воспоминаний Н. Е. Воробьёва:

"Это был всепогодный перехватчик, двухместный F-94 "Старфайер". Атаковал он его сбоку и попал по нему из пушек по фюзеляжу справа (видел разрывы снарядов). В этот момент экипаж F-94 сбрасывал ПТБ, но левый бак у него не сбросился, и самолёт начал падать. В это время командир звена Гречишко крикнул мне: "Воробьёв, добей его, иди за ним !". Я так и сделал. Гречишко оказался прав, так как американец хоть и был подбит, но имитировал падение, и, когда лётчик вывел самолёт из падения, я ещё раз открыл по нему огонь и вёл до тех пор, пока самолёт не врезался в землю. Его экипаж погиб".

На снимке ФКП явно было видно, что самолёт был двухместный, но хоть он и был похож по силуэту на F-94, но маловероятно, что это был "Старфаейр", так как первые F-94 прибыли в Корею только в конце весны 1951 года. Скорее всего, это был двухместный самолёт-разведчик типа RT-33 из 8-й тактической разведэскадрильи (база в Йокоте), так как они были очень похожи по конфигурации с F-94.

Но бой на этом не закончился, так как оказалось, что разведчик имел прикрытие в составе четвёрки F-80, которая подошла к месту боя с опозданием. Сначала майор П. М. Михайлов увидел одиночный F-80 и атаковал его в хвост и с первой атаки сбил (противник его не видел). Тут пара старшего лейтенанта Захарцева увидела слева ещё пару F-80 и перешла в атаку на неё. Пара капитана И. В. Попова сделала набор высоты для прикрытия атаки пары Захарцева, и тут Попов увидел ещё один F-80 и справа сверху атаковал его и сбил. Оставшаяся пара "Шутов" тут же вышла из боя. Лётчики 177-го полка в этом бою не имели даже пробоин.

Согласно исследованиям аргентинского историка Диего Зампини, в этот день летчики 177-го ИАП перехватили самолёт-разведчик Т-ЗЗА №49-988 из состава 49-й ИБАГ, который сопровождали 6 F-80 из 25-й АЭ 51-й ИБАГ. Капитану Воробьеву удалось сбить этот Т-33, а его экипаж в составе Леланда Молланда и Уолтера Селенджера погиб. Но, как обычно, американское командование записало его как потерю только 16 мая и вновь по "техническим причинам". А вот потерю 2-х своих F-80 из состава 25-й АЭ американцы признают, как и гибель обоих пилотов этих "Шутинг Старов", но вновь не от огня "МиГов", а от огня зенитной артиллерии, что не соответствует действительности.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

*     *     *

МиГ-15бис капитана Н. Е. Воробьёва.

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д