Родился в 1920 году в городе Новосибирске. В 1935 году окончил 7 классов средней школы в Челябинске. Работал каменотёсом и одновременно учился в местном аэроклубе. В январе 1938 года добровольно поступил в Пермскую ВАШП, которую окончил в августе 1939 года в звании младшего лейтенанта и был направлен служить в 28-й ИАП (город Житомир). В сентябре 1939 года участвовал в походе войск Красной Армии в Западную Украину и Западную Белоруссию, а летом 1940 года - в Бессарабию. С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны в составе того же 28-го ИАП. До мая 1943 года сбил в составе группы 3 самолёта противника (2 Ме-109 - 10.08.1941 и 1 Хш-126 - 26.02.1942). Имел и 3 ранения: 22.06.1941, 10.08.1941 и 27.11.1941 г. В июне 1942 года присвоено звание лейтенант, с октября 1942 года - командир звена. 9 мая 1943 года переведён в 736-й ИАП на должность заместителя командира и штурмана эскадрильи. В ноябре 1943 года получил звание старший лейтенант. С 2 декабря 1945 года - на той же должности в 67-м ИАП. В июне 1946 года (после расформирования полка) переведён командиром звена в 177-й ИАП (город Подольск). В 1948 году полк (в составе 303-й ИАД) перебазировался в город Ярославль. В апреле 1949 года присвоено звание капитан. 10 июня 1950 года 177-й ИАП был переброшен на Дальний Восток (в город Воздвиженка, Приморский Военный округ). 2 сентября 1950 года полк убыл в Правительственную командировку в Китай и в октябре месяце вошёл в состав вновь сформированной 50-й ИАД (город Саншилипу, КНР). С ноября 1950 года до середины февраля 1951 года участвовал в боевых действиях в небе Северной Кореи в должности заместителя командира по лётной части 1-й эскадрильи 177-го ИАП. В январе 1951 года присвоено звание майор. В небе Кореи сбил 2 самолёта ВВС США: Ф-86 (22.12.1950) и Т-33 (03.02.1951), за что был награждён орденом Красной Звезды. Всего, за время участия в боевых действиях (в Великой Отечественной и Корейской войнах), совершил 338 боевых вылетов (из них 26 полётов на штурмовку и 96 на сопровождение бомбардировщиков), в 11 воздушных боях сбил лично 2 и в составе группы 3 самолёта противника. Сам был 4 раза сбит и 3 раза ранен. Летал на 31-м типе самолётов, налетал в общей сложности 2364 часа. С 3 апреля 1951 года 177-й ИАП базировался на аэродроме Левашово (под Ленинградом). С июня по октябрь 1951 года майор Н. Е. Воробьёв находился на Курсах усовершенствования офицерского состава. 26 февраля 1953 года переведён в 29-й Гвардейский ИАП (50-я ИАД) на должность старшего штурманана. В феврале 1954 года подполковник Н. Е. Воробьёв назначен на должность старшего инспектора-лётчика и штурмана ОЛА ПВО. В апреле 1955 года переведён на должность старшего штурмана полка (в/ч 31522). С 20 января 1956 года - помощник командира по огневой и тактической подготовке 183-го ИАП. В марте 1958 года назначен в Тбилисский корпус ПВО старшим инспектором-лётчиком отдела боевой подготовки. 25 июня 1959 года уволен в запас. Жил и работал в городе Люберцы (Московская область). С 1988 года инвалид 2-й группы. Умер в 2002 году. Награждён орденами: Отечественной войны 1-й степени (09.01.1945, 11.03.1985), Красной Звезды (02.03.1943, 1953, 1958); медалями. Из фотоматериалов разных лет:
* * * 22 декабря 1950 года произошло крупное сражение в котором участвовали лётчики 177-го ИАП. По сути, это был первый серьёзный бой лётчиков 177-го авиаполка. Первой в этот день отличилась 1-я эскадрилья. Рано утром в район Аньдуня вылетела восьмёрка МиГ-15 под командованием капитана П. М. Михайлова. Подлетая к станции Сенсен, капитан Н. Е. Воробьёв обнаружил 4 F-86 и доложил об этом ведущему. Капитан П. М. Михайлов со своим звеном атаковал эту четвёрку "Сейбров", а сверху оставил звено капитана И. А. Гречишко. Во время атаки Михайлов слишком рано открыл огонь с дальней дистанции и, естественно, не попал в цель. А вот ведущий второй пары капитан Е. Н. Воробьёв не промахнулся, так как сблизился с противником на короткую дистанцию, и поразил самолёт несколькими снарядами, после чего "Сейбр" врезался в землю, а его пилот успел в последний момент катапультироваться и попал в плен. Тут же старший лейтенант С. М. Акуленко атаковал ведомого "Сейбра", который быстро вышел из боя. На самом деле в том вылете участвовало 2 звена "Сейбров" из состава 335-й АЭ. Впереди шло звено под командованием подполковника Нанца, а за ним в удалении шло второе звено под командованием капитана Янезека. Под удар "МиГов" как раз и попало звено подполковника Нанца, и был сбит самолёт капитана Лауренца Вача, который и попал в плен. Под удар старшего лейтенанта Акуленко попал самолёт капитана Эда Фаррелла, но он чудом избежал попадания и вернулся на свою базу. Тут подошло второе звено "Сейбров" капитана Янезека и прикрыло выход из боя звена подполковника Нанца, вступив в бой со звеном капитана Гречишко, который был коротким и закончился безрезультатно. В начале февраля 1951 года 177-й ИАП убыл в Советский Союз, но перед этим лётчики полка провели ещё несколько боевых вылетов и 2 воздушных боя, один из которых был результативный. 3 февраля на патрулирование вылетело 10 МиГ-15 из 1-й эскадрильи 177-го ИАП под командованием майора П. М. Михайлова. В районе Сингисю в 40 км северо-восточнее города на высоте 2500 метров командир звена И. А. Гречишко увидел одиночный самолёт типа F-80. Звено Гречишко стало в левый разворот на 135 - 140 градусов, его справа атаковал капитан С. М. Акуленко с дистанции 350 - 400 метров открыл по нему огонь. F-80 сбросил правый подвесной бак и развернулся на 180 градусов, и тут его атаковал капитан Н. Е. Воробёв и провёл по нему 6 стрельб под ракурсом 1/4 и 2/4 с дистанции 300 метров, вскоре F-80 упал в 15 - 20 км юго-западнее Кидзио. Из воспоминаний Н. Е. Воробьёва: "Это был всепогодный перехватчик, двухместный F-94 "Старфайер". Атаковал он его сбоку и попал по нему из пушек по фюзеляжу справа (видел разрывы снарядов). В этот момент экипаж F-94 сбрасывал ПТБ, но левый бак у него не сбросился, и самолёт начал падать. В это время командир звена Гречишко крикнул мне: "Воробьёв, добей его, иди за ним !". Я так и сделал. Гречишко оказался прав, так как американец хоть и был подбит, но имитировал падение, и, когда лётчик вывел самолёт из падения, я ещё раз открыл по нему огонь и вёл до тех пор, пока самолёт не врезался в землю. Его экипаж погиб". На снимке ФКП явно было видно, что самолёт был двухместный, но хоть он и был похож по силуэту на F-94, но маловероятно, что это был "Старфаейр", так как первые F-94 прибыли в Корею только в конце весны 1951 года. Скорее всего, это был двухместный самолёт-разведчик типа RT-33 из 8-й тактической разведэскадрильи (база в Йокоте), так как они были очень похожи по конфигурации с F-94. Но бой на этом не закончился, так как оказалось, что разведчик имел прикрытие в составе четвёрки F-80, которая подошла к месту боя с опозданием. Сначала майор П. М. Михайлов увидел одиночный F-80 и атаковал его в хвост и с первой атаки сбил (противник его не видел). Тут пара старшего лейтенанта Захарцева увидела слева ещё пару F-80 и перешла в атаку на неё. Пара капитана И. В. Попова сделала набор высоты для прикрытия атаки пары Захарцева, и тут Попов увидел ещё один F-80 и справа сверху атаковал его и сбил. Оставшаяся пара "Шутов" тут же вышла из боя. Лётчики 177-го полка в этом бою не имели даже пробоин. Согласно исследованиям аргентинского историка Диего Зампини, в этот день летчики 177-го ИАП перехватили самолёт-разведчик Т-ЗЗА №49-988 из состава 49-й ИБАГ, который сопровождали 6 F-80 из 25-й АЭ 51-й ИБАГ. Капитану Воробьеву удалось сбить этот Т-33, а его экипаж в составе Леланда Молланда и Уолтера Селенджера погиб. Но, как обычно, американское командование записало его как потерю только 16 мая и вновь по "техническим причинам". А вот потерю 2-х своих F-80 из состава 25-й АЭ американцы признают, как и гибель обоих пилотов этих "Шутинг Старов", но вновь не от огня "МиГов", а от огня зенитной артиллерии, что не соответствует действительности. (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д