Родился 21 декабря 1921 года в селе Кичук (Андреево-Ивановский район Одесской области Украины). С 18 июля 1941 года в рядах Красной Армии, призван Андреево-Ивановским РВК. Окончил Одесскую военную авиационную школу пилотов и был оставлен в ней инструктором-лётчиком. Участник войны в Корее с апреля 1951 по январь 1952 гг. в должности командира звена 176-го Гвардейского ИАП (324-я ИАД, 64-й ИАК). Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 2 самолёта противника (08.07.1951 - Ф-86 и 13.09.1951 - Ф-51). Затем продолжал службу в рядах ВВС. С 26 ноября 1954 года майор А. П. Вердыш - в запасе. Вскоре снова был призван в ряды Вооружённых Сил. В отставку вышел в звании полковника. Умер 6 августа 2011 года. Награждён орденами: Красного Знамени (10.10.1951, 22.02.1955), Красной Звезды (30.12.1956, 22.02.1968); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (19.11.1951). * * * 8 июля 1951 года в 13:35, в районе Сенсена произошёл воздушный бой лётчиков 176-го Гвардейского ИАП в составе 21 экипажа под общим командованием командира полка подполковника С. Ф. Вишнякова с группой из 24 Ф-86. Разбив общую группу на 3 отдельные подгруппы, С. Ф. Вишняков дал команду атаковать каждой из них свою восьмёрку "Сейбров" и сам своей десяткой атаковал первую восьмёрку. На высоте 11500 метров С. Ф. Вишняков удачно атаковал звено "Сейбров" и сбил один Ф-86, который стал беспорядочно падать. В это время звено капитана И. А. Сучкова атаковало второе звено "Сейбров". Они шли в плотном строю, и их атаковала пара майора А. Ф. Васько, открыв по ним огонь. Один "Сейбр" попал под трассу огня старшего лейтенанта А. П. Вердыша и был сбит. Атаки других групп "МиГов" были не результативны, вследствие того что "Сейбры" просто не приняли боя и, уклонившись от атак "МиГов", вышли из боя. Так что этот бой закончился победой наших лётчиков, которые записали на свой счёт 2 Ф-86, падения которых были подтверждены северокорейскими властями. Правда, американская сторона не признает потерь своих Ф-86 в этот день, но, зная, как болезненно американцы относятся к потерям своих лучших истребителей, можно предположить, что они скрывают часть потерь среди этих машин до сих пор. 13 сентября 1951 года лётчикам 176-го Гвардейского ИАП повезло встретить самолёты противника: в 11:45 в районе железнодорожной станции Какусен группа из 18 "МиГов" перехватила группу из 8 Ф-51 "Мустанг". Обнаружив "МиГи", американские лётчики сразу бросились к спасительному заливу, но добрались до него не все. В том вылете повезло паре старшего лейтенанта А. А. Плиткина, которая на низкой высоте атаковала четвёрку поршневых штурмовиков Ф-51. В первой же атаке ведущий сбил один "Мустанг", а другие стали удирать. Бросив ведущего, старший лейтенант А. П. Вердыш стал преследовать другой Ф-51 и добился вскоре победы над ним, но, вернувшись на аэродром, он получил нагоняй от ведущего за недисциплинированность. Удивительно, но американцы признают потерю 2-х своих "Мустангов" из состава 18-й ИБАГ, но утверждают, что они сбиты огнём ЗА противника. Однако с достаточно большой долей уверенности можно заявить, что Ф-51D с № 44-72427 сбил старший лейтенант А. А. Плиткин - его пилот Уильям Джакмен погиб. А Ф-51D с № 44-63886 был сбит старшим лейтенантом А. П. Вердышем - его пилот Ленард Вольф также погиб. (Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи". Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)
|
Н а з а д