Родился 21 июля 1918 года в селе Пьявочное (Верховский район Орловской области). С 15 декабря 1940 года в рядах Красной Армии, окончил военную авиационную школу лётчиков. С октября 1944 года лейтенант И. И. Тюляев в действующей армии. Воевал на 3-м Белорусском фронте в составе 523-го ИАП (303-я ИАД), летал на Ла-5 и Ла-7. Совершил 46 боевых вылета, воздушных побед не имел. Участник войны в Корее с мая по сентябрь 1951 года в составе 18-го Гвардейского ИАП, а с сентября 1951 года по март 1952 года - уже 523-го ИАП. Летал на МиГ-15, в воздушных боях сбил лично 4 самолёта противника. Затем продолжал службу на различных должностях в рядах ВВС. С 13 июля 1961 года подполковник И. И. Тюляев - в запасе. Награждён орденами: Красного Знамени (17.12.1951), Отечественной войны 2-й степени (22.02.1945, 11.03.1985), Красной Звезды (26.05.1945, 10.10.1951, 30.12.1956, 16.10.1957); медалями, в том числе "За боевые заслуги" (17.05.1951). * * * 23 июня 1951 года командование 64-го ИАК изменило практике посылки мелких групп "МиГов" и впервые отправило на прикрытие охраняемых объектов большие полковые группы. В этот день сначала были подняты в 8:30 утра 17-й и 18-й ГИАП в количестве 42 экипажей, а в 9:00 на усиление вылетевшей группы и прикрытие их при выходе из боя был поднят в полном составе и 523-й ИАП в количестве 24 экипажей. Дивизионная группировка "МиГов" попросту выдавила все самолёты противника из района Ансю: американское командование послало в этот район группу из 8 Б-29 под прикрытием 20 Ф-86, но, обнаружив большую группу "МиГов", бомбардировщики тут же повернули назад, прекратив выполнение своего боевого задания. "Сейбры" попытались атаковать группировку "МиГов" отдельными парами и звеньями, но из этого ничего не вышло - все наскоки были не только отбиты, но капитану И. И. Тюляеву удалось сбить один из Ф-86, который упал в районе станции Сяренкан. В конце дня вновь был повторён дивизионный вылет, и, как и утром, бой провели только лётчики 523-го ИАП с 8 Ф-86, и, как и в утреннем бою, И. И. Тюляеву вновь удалось поразить один "Сейбр", который упал в районе Бихена (однако, по какой-то причине данная победа не получила официального подтверждения). 5 сентября 1951 года на отражение налёта противника были подняты 2 группы МиГ-15: в 14:00 в воздух ушла группа из 24 "МиГов" 523-го ИАП под командованием начальника ВСС полка капитана Г. У. Охая, а через 5 минут в небо Кореи ушла группа из 26 экипажей 17-го ИАП под командованием командира полка майора Г. И. Пулова. Постами РТС корпуса была обнаружена группа из 4 Б-29, которые шли под прикрытием 30 истребителей. В районе Кочхона вылетевшие первыми 10 экипажей 1-й эскадрильи 523-го ИАП под командованием майора А. П. Трефилова встретили группу Ф-86 из передового заслона и вступили с ними в бой. Основная группа полка, состоящая из 14 экипажей, направилась в данный район, но в районе Тэйсю обнаружили 6 "Метеоров" из состава 77-й АЭ Королевских ВВС Австралии. Оставив сверху "зонтик" из 8 "МиГов" 2-й эскадрильи, Г. У. Охай во главе своей шестёрки атаковал строй "Метеоров". В ходе короткого боя Г. У. Охай дважды открывал огонь с дистанции 350-320 метров по двум "Метеорам", после которых последние с креном резко шли вниз к земле. Ещё один "Метеор" сбил в этом бою капитан И. И. Тюляев и также наблюдал резкий уход последнего с креном вниз. Обоим лётчикам были записаны победы над "Метеорами" - капитану Охаю сразу 2 победы и 1 капитану И. И. Тюляеву. Однако в действительности только одному "Метеору" досталось в этом бою от огня "МиГов": снаряды поразили хвостовую часть "Метеора" офицера Уильяма Майклсона. Это он и его ведущий лейтенант Ральф Доусон попали под огонь капитана Г. У. Охая, но Доусону удалось резкими маневрами уйти от огня МиГ-15, а вот Майклсону это сделать не удалось. Он с большой осторожностью довёл повреждённый "Метеор" до своего аэродрома и посадил его. Однако он был так изрешечён снарядами "МиГа", что его впоследствии списали. Австралийские пилоты также заявили, что повредили в этом бою один МиГ-15, но все самолёты 523-го ИАП вернулись на свой аэродром без каких-либо повреждений. Утром 19 сентября 1951 года в бою вновь сошлись непримиримые соперники: полковая группа из 24 "МиГов" из 523-го полка и 30 "Сейбров" из 334-й АЭ. Бой произошёл в 10 часов 05 минут в районе Тейсю, в котором командир 1-й АЭ майор А. П. Трефилов и капитан И. И. Тюляев заявили о 2-х сбитых ими "Сейбрах". Однако на этот раз обошлось без крови, и все участники этого сражения благополучно вернулись на свои базы. В этом бою был подбит только один Ф-86А с № 49-1315, но его пилот благополучно довёл его до своей базы в Кимпо, и его вскоре восстановили. Американцам также удалось в этом утреннем противостоянии повредить один МиГ-15, который получил 5 пробоин, но его пилот старший лейтенант Н. Г. Коваленко, также благополучно вернулся на свой аэродром, а его самолёт был в этот же день восстановлен. Самолёт Н. Г. Коваленко подбил 1-й лейтенант Отис Гордон. Большое сражение с ИБА 5-го ВФ США с лётчиками 64-го корпуса состоялось в тот же день и в период 16:05-16:15 в районе Дзюнсен - Сюкусен. В этом сражении участвовали 24 экипажа из состава 523-го ИАП под командованием подполковника А. Н. Карасёва и 24 экипажа из состава 17-го ИАП под командованием майора Б. В. Масленникова. В 16:05 при ведении воздушного боя с 60 самолётами Ф-80 и Ф-84 в районе Ансю капитан И. И. Тюляев сзади сверху атаковал самолёт Ф-84 и сбил его. При ведении прицельного огня по Ф-84 капитан И. И. Тюляев внезапно был атакован двумя другими "Тандерджетами", в результате чего его "МиГ" загорелся и потерял управляемость. Капитан И. И. Тюляев с высоты 4500 метров катапультировался. Самолёт был разбит, лётчик невредим. Побед над "Тандерджетами" также добились подполковник А. Н. Карасёв, капитан С. А. Бахаев и старший лейтенант В. Е. Силкин, причём на счёт подполковника А. Н. Карасёва было записано сразу 3 уничтоженных в одном бою "Тандерджета". В составе 17-го ИАП отличился капитан М. С. Пономарёв, который сбил ещё один Ф-84. В этом сражении было заявлено о 7 уничтоженных Ф-84 при потере одного своего самолёта. Американское командование признало потерю только одного своего Ф-84Е с № 51-528 из состава 49-й ИБАГ, пилот которого, дотянув до залива, покинул подбитый самолёт на парашюте и был спасён ПСС США. А вот победу над "МиГом" капитана И. И. Тюляева одержал капитан Кеннет Скин из 9-й АЭ 49-й ИБАГ. Список известных воздушных побед И. И. Тюляева:
|
Н а з а д