Тюляев Иван Иванович

23 июня 1951 года командование 64-го ИАК изменило практике посылки мелких групп "МиГов" и впервые отправило на прикрытие охраняемых объектов большие полковые группы. В этот день сначала были подняты в 8:30 утра 17-й и 18-й ГИАП в количестве 42 экипажей, а в 9:00 на усиление вылетевшей группы и прикрытие их при выходе из боя был поднят в полном составе и 523-й ИАП в количестве 24 экипажей.

Дивизионная группировка "МиГов" попросту выдавила все самолёты противника из района Ансю: американское командование послало в этот район группу из 8 В-29 под прикрытием 20 F-86, но, обнаружив большую группу "МиГов", бомбардировщики тут же повернули назад, прекратив выполнение своего боевого задания. "Сейбры" попытались атаковать группировку "МиГов" отдельными парами и звеньями, но из этого ничего не вышло - все наскоки были не только отбиты, но капитану И. И. Тюляеву удалось сбить один из F-86, который упал в районе станции Сяренкан.

В конце дня вновь был повторён дивизионный вылет, и, как и утром, бой провели только лётчики 523-го ИАП с восьмёркой F-86, и, как и в утреннем бою, Тюляеву вновь удалось поразить один "Сейбр" (данная победа не имела официального подтверждения).

5 сентября 1951 года на отражение налёта противника были подняты 2 группы МиГ-15: в 14:00 в воздух ушла группа из 24 "МиГов" 523-го ИАП под командованием начальника ВСС полка капитана Г. У. Охая, а через 5 минут в небо Кореи ушла группа из 26 экипажей 17-го ИАП под командованием командира полка майора Г. И. Пулова. Постами РТС корпуса была обнаружена группа из 4 В-29, которые шли под прикрытием 30 истребителей.

В районе Кочхона вылетевшие первыми 10 экипажей 1-й эскадрильи 523-го ИАП под командованием майора А. П. Трефилова встретили группу F-86 из передового заслона и вступили с ними в бой. Основная группа полка, состоящая из 14 экипажей, направилась в данный район, но в районе Тэйсю обнаружили 6 "Метеоров" из состава 77-й АЭ Королевских ВВС Австралии. Оставив сверху "зонтик" из 8 "МиГов" 2-й эскадрильи, Охай во главе своей шестёрки атаковал строй "Метеоров". В ходе короткого боя Охай дважды открывал огонь с дистанции 350 - 320 метров по двум "Метеорам", после которых последние с креном резко шли вниз к земле. Ещё один "Метеор" сбил в этом бою капитан И. И. Тюляев и также наблюдал резкий уход последнего с креном вниз. Обоим лётчикам были записаны победы над "Метеорами" - капитану Охаю сразу две победы и одна капитану Тюляеву.

Капитан И. И. Тюляев с товарищами.

Однако в действительности только одному "Метеору" досталось в этом бою от огня "МиГов": снаряды поразили хвостовую часть "Метеора" офицера Уильяма Майклсона. Это он и его ведущий лейтенант Ральф Доусон попали под огонь капитана Г. У. Охая, но Доусону удалось резкими маневрами уйти от огня МиГ-15, а вот Майклсону это сделать не удалось. Он с большой осторожностью довёл повреждённый "Метеор" до своего аэродрома и посадил его. Однако он был так изрешечён снарядами "МиГа", что его впоследствии списали. Австралийские пилоты также заявили, что повредили в этом бою один МиГ-15, но все самолёты 523-го ИАП вернулись на свой аэродром без каких-либо повреждений.

Большое сражение с ИБА 5-го ВФ США с лётчиками 64-го корпуса состоялось и 19 сентября 1951 года в период 16:05 - 16:15 в районе Дзюнсен - Сюкусен. В этом сражении участвовали 24 экипажа из состава 523-го ИАП под командованием подполковника А. Н. Карасёва и 24 экипажа из состава 17-го ИАП под командованием майора Б. В. Масленникова.

В 16:05 при ведении воздушного боя с 60 самолётами F-80 и F-84 в районе Ансю капитан И. И. Тюляев сзади сверху атаковал самолёт F-84, в результате чего атакованный самолёт был сбит. При ведении прицельного огня по F-84 капитан Тюляев внезапно был атакован двумя другими "Тандерджетами", в результате чего его "МиГ" загорелся и потерял управляемость. Капитан И. И. Тюляев с высоты 4500 метров катапультировался. Самолёт был разбит, лётчик невредим.

Побед над "Тандерджетами" также добились подполковник Карасёв, капитан С. А. Бахаев и старший лейтенант В. Е. Силкин, причём на счёт подполковника Карасёва было записано сразу 3 уничтоженных в одном бою "Тандерджета". В составе 17-го ИАП отличился капитан М. С. Пономарёв, который сбил ещё один F-84.

В этом сражении было заявлено о 7 уничтоженных F-84 при потере одного своего самолёта. Американское командование признало потерю только одного своего F-84Е с №51-528 из состава 49-й ИБАГ, пилот которого, дотянув до залива, покинул подбитый самолёт на парашюте и был спасён ПСС США. А вот победу над "МиГом" капитана Тюляева одержал капитан Кеннет Скин из 9-й АЭ 49-й ИБАГ.

(Из книги И. Сейдова - "Красные дьяволы" в небе Кореи".  Москва, "ЯУЗА - ЭКСМО", 2007 год.)

Линия

Публикация производится с разрешения И. А. Сейдова и С. Г. Вахрушева, а так же Издателя.
При использовании любых материалов данного сайта, активная ссылка на него обязательна.

Возврат

Н а з а д